Оцените:

Криминальная хроника: черный рынок MMORPG

2 февраля 2016 11:32

На всяком популярном явлении кто-нибудь да попытается заработать. Геймдев уже давно стал известной золотой жилой, перегнав местами киноиндустрию. Однако прибыль пытаются получить не только разработчики и издатели — в тени каждой MMORPG растет черный рынок, на котором за реальные деньги лежат внутриигровые ценности: как валюта, так и предметы

Гораздо комфортнее начинать с суммой, покрывающей расходы на первые комплекты экипировки, быстрого скакуна и расширение сумки. Иногда первый взнос удается вернуть обратно, сдав добычу в тот же магазин. Лучше вообще взять готового персонажа, оптовый набор всех трудностей на пути развития и снаряжения героя. Продавец, в свою очередь, получит деньги для быстрого старта в новом месте. Или купит себе приставку. Или машину: некоторые проекты действительно дороги.

Не можешь победить — возглавь! Осознав, что глупо не давать возможности занести в игру побольше, разработчики обычно добавляют способы обмена валюты на реальные деньги. И каждый предмет приобретает стоимость в рублях по текущему курсу голды. В free-to-play часто доступен обширный рынок предметов из магазина: ловкие торговцы скупают у платящих игроков реальную валюту и контролируют цены, порой ни копейки не вложив.

Но всему есть предел. Категорически запрещено передавать персонажей, и продать их толком нельзя. Почему? Во-первых, потребовалось бы куча ручного труда для переооформления аккаунтов, сбора подтверждений, что это не взлом, а потом разбор жалоб и возвратов. Пришлось бы вводить систему обнуления социальных контактов и переименовывания во избежание мошенничества... Громоздкая процедура. Во-вторых, невыгодно. С годами всё превратится в бесконечную ротацию одних и тех же персонажей в разных руках, а кто тогда будет есть бустеры и точить оружие?

Принципиальным моментом является потребность в выводе денег. На эксперимент решились Blizzard в Diablo III, создав аукцион за доллары. Сразу стоит отметить, Diablo — платная, никакие передаваемые предметы разработчики не продавали, аукцион априори мог только стать средством дополнительного заработка за счет комиссии. Или не стать. Для любого другого проекта, особенно free-to-play, система была бы очень рискованна. Если сделки осуществляются напрямую, то огромная денежная масса течет мимо, что вредно и ведет к преждевременной гибели. Если деньги предполагается сначала вводить, а потом выводить, то разработчикам все время нужно держать на счетах сумму, равную всей реальной валюте на руках. Какой-нибудь миллионер скупит все за золото, а потом еще и оставит без выручки за несколько месяцев. Даже в непревзойденном Steam раз введя деньги, обратно их никто не получит. Все эти риски не стоят того, чтобы быть Меккой для любителей «заработка в Интернете», а ведь мы еще не дошли до юридических тонкостей вроде открытия собственного банка.

Выходит, спрос не удовлетворен. Покупатель не получает всего, продавец вообще толком ничего не зарабатывает. Высокие цены из-за кучи преобразований и комиссий. Плодородная почва, на которой разрастается черный рынок.

На первый взгляд, все относительно просто. Один хочет недоступный товар или ищет самую выгодную цену на существующий. Второй готов расстаться с уникальным предметом и/или скинуть цену ниже рыночной, если оплата придет на карточку настоящими деньгами. На европейских серверах оплата будет в евро, можно реально заработать себе на жизнь, что компенсирует потерю в 20-40%. Остается один вопрос, как им друг друга найти? Кричать и переписываться в игре или на форуме небезопасно, подобные сделки нарушают правила, а ни одному из них не хочется попасть в бан. Ух, преступный бизнес! Намеки, мутные типы и тайные переговоры в скайпе. Хорошо, когда есть друг, с которым сотни рейдов пройдены, сотни часов в TeamSpeak просижено. Ну или у друга есть друг, которому интересно деловое предложение. Тогда проходит честная и понятная сделка, и все расходятся как в море корабли. Минимум рисков.

Но если с друзьями не срослось? Торговля через третьи руки некомфортная. Сначала — перевод денег или передача предметов? А если отзовет трату через банк? А если вернет аккаунт? А если кто-то замешан в грязных делишках и всех участников скоро накроют гейммастера? В случае ответственной внутриигровой торговли, например, при обмене ценнейших предметов, чего нельзя сделать через аукцион, используется гарант. Такой человек, которого все знают, его репутация безупречна, он сам следит за ситуацией на рынке и руки не подаст жулику. Оба предмета сначала сдаются на хранение гаранту, он проверяет, что все по честному, и никто не подсунул муляж оружия, и раздает ценности новым владельцам. Всё за скромную мзду процентов в десять. Понятно, гарантом мог выступать просто общий знакомый, но были и «профессионалы», ценные своей репутацией и готовностью покрыть потери в случае ошибки. Страховка!

На заре появления MMORPG в России, когда мир был маленьким, а по IP было принято вычислять и приезжать разбираться, существовали и гаранты для сделок с реальными деньгами. Люди могли тратить денежные эквиваленты стоимости квартиры в Москве, бан не был основным риском, но и заработки были немалые. Некоторые гаранты, будучи известными личностями, открывали свои пиратские сервера, сайты по продаже валюты, а временами обнаруживались во главе маркетинга крупных игровых и IT компаний. Талантливый делец нигде не пропадет.

Нынче же обычно обращаются к услугам компаний-гарантов, а то и просто на сайты, продающие валюту в сотнях миров. Часто при них и свой аукцион с лотами, и отдельно никаких людей искать не надо, все вроде как застраховано. Или нет?

Для более-менее крупного и прибыльного сайта есть два пути: перепродажа и производство. В первом случае речь идет об оказании «консультационных услуг», которые даже могут быть совершенно легальными с точки зрения закона страны. Основной объем заказов будет именно на валюту, как относительно универсального мерила всего. Кто-то пишет оператору в чат, о том в какой игре, на каком сервере и сколько валюты он хочет приобрести. У оператора есть список контактов (вероятно, просто в скайпе) тех, кто на том сервере готов валюту продать. В несколько тычков находится продавец онлайн, оператор принимает оплату и назначает место встречи, где и происходит передача товара. С предметами немного сложнее, обычно люди сами находят друг друга, но принцип тот же. Голдселлеры могут вообще не иметь персонажей или аккаунтов, зарабатывать формально на консультациях и ничем не рисковать. Для продавца вариант невыгоден материально, продавать приходится ниже рыночной цены, но зато надежен и относительно безопасен. Рискует только покупатель — если товар был получен за счет взлома аккаунта или иным запрещенным способом, то вслед может прилететь карательный банхаммер. Помочь тут на сайте оператора не смогут, ведь за администрацию игры они никакой ответственности не несут. Максимум вычеркнут нечистоплотного продавца из списка. В основном никаких проблем не возникает, а про малый процент особенно невезучих проще забыть.

Второй тип фирм эту самую валюту производит. Не стоит полагать, что за счет гениальной торговли на аукционе или толпы рабов за компьютерами. В основном речь идет о получении ценностей неигровым путем, используя ошибки. Дюпают и фродят, короче говоря. На самом деле непосредственно дюпом (то есть дубликацией вещей) зарабатывают далеко не всегда. Здесь сделана ставка на поиск типичных уязвимостей на пути от клиента к серверу. Чисто теоретически и сервера, бывает, взламывают, но это уже глобальный просчет системы безопасности, да и уголовно наказуемо. А вот покопаться в клиенте и отправляемых пакетах и продать NPC отрицательное количество рыбы миллион раз проще. Логика разработки часто похожа, одни и те же проблемы кочуют из проекта в проект, чем ушлые голдселлеры и пользуются, окучивая любую MMORPG в их зоне видимости. Одну дыру прикрыли — не беда, найдем еще. Миллионы к вашим ногам!

Любители багов самые вредные вообще и для игрока в частности. На отдельные передачи денег из рук в руки разработчики могут смотреть сквозь пальцы, но сеть надо максимально быстро ликвидировать. Голдселлерам нет дела до того, сколько времени проживет проект, поэтому они готовы вкидывать ненормальные суммы, полученные нечестным путем. При этом объемы они выдают чудовищные, да еще сильно дешевле рынка, ломая всякие остатки экономики. Хорошо присосавшийся к наивному или неосмотрительному разработчику голдселлер в состоянии за год проект разорить.

Для покупателей они опасны (помимо закрытия) сетевыми продажами. Передачи с непонятных персонажей не могут скрыть конечного получателя от взгляда разработчика. Все равно весь путь валюта проделала внутри, значит, известно, откуда она взялась и куда ушла. Проверяются все передачи, IP и прочие данные об известных аккаунтах. В итоге достаточно одному персонажу попасть на радар, как все сопричастные оказываются в бане. Хотя, конечно, гарантий никаких, все может закончится хорошо.

Черный рынок — виртуальный эквивалент преступного мира. Адреналин, интриги, выгода, дорогие развлечения. Только рискует в основном покупатель, ведь продавцы редко подставляют свои настоящие аккаунты, а то и вовсе не играют, ограничиваясь заработком извне. Если вы вдруг задумаете попрать правила, тщательно исследуйте сайты, не ходите по незнакомым ссылкам и не жадничайте. Дешево, как и везде, либо подделка, либо обман.

Читайте еще

Другие материалы
Лучшие Онлайн-игры
Трансляции на неделю
© ВГТРК
2015

Партнер Рамблера
Для лиц старше 18 лет