Оцените:

PC Лучшие игры 2013 года: выбор Gmbox

31 декабря 2013 15:00

10. Pokemon X & Y

Nintendo 3DS

Феномен игры про карманных монстров объяснить невероятно сложно, но можно попробовать его описать. Во-первых, несмотря на детскую визуальную составляющую и общую простоту сюжета, она способна увлечь и вполне взрослую аудиторию — она буквально порабощает внимание человека, уделившего ей хотя бы пять минут. Во-вторых, она способна дарить настроение и позитивные эмоции. Вселенная Pokemon выстроена таким образом, чтобы человек всегда понимал, что происходит, ясно отдавал себе отчет, что ему нравится сильнее всего и чего он хочет здесь добиться. Плюс ко всему это одна из немногих выживших традиционных JRPG на рынке, игровой процесс которой неизменен с первых дней.

 

О верности традициям можно судить по крайней игре серии. Впервые за 17 лет игра обновилась визуально: полигональный мир, модели монстров и тренеров, яркие краски и прочая eye-candy. Также впервые главному герою можно выбирать цвет кожи и волос. В 2013 году сложно представить себе двухмерную ролевую игру без минимальных возможностей для изменения героя, но еще недавно Pokemon была именно такой.

Всю свою историю стерильные и полные странностей (см. наш срыв покровов) миры Pokemon рисовались с японских регионов (как бы это ни звучало). Пару лет назад был взят новый курс —  декорации Black & White вдохновлялись Нью-Йорком, а в X & Y мир срисован с Франции. Конечно, в причудливой для игры манере. Кругом замки и парикмахерские для местных пуделей (то есть, покемонов), у каждого второго  — дворянский титул, много внимания уделяется моде, а на улицах постоянно встречаются чернокожие — чем не Париж?

X & Y — это свежий старт игры с почти двадцатилетней историей, о котором так давно просили фанаты и который лучше всего подойдет для знакомства с серией. Возможно, это не самый насыщенный выпуск сериала, но совершенно точно — самый значимый, потому и получивший место в нашей десятке. 

Текст: Дмитрий Коконев.

 

9. Gone Home

PC

В Gone Home замечательное вступление: героиня оказывается на пороге пустого родительского дома после евротура длиною в несколько лет, и находит записку от сестры с просьбой ее не искать. Удивительным образом на первых минутах игры мы обнаруживаем себя ровно в том же положении, что и героиня: мы просто не понимаем, что произошло, но деваться уже некуда, и нужно все разузнать.

 

Интриги Gone Home достаточно, чтобы намертво приковать вас к экрану до тех пор, пока вся история игры не сложится из мелких кусочков в целую картину. Вы далеко не сразу поймете, про что Gone Home вам пытается рассказать: это хроника американской семьи, повесть о трудностях переходного возраста или страшилка про проклятый-старый-дом? Неопределенность заставляет дергаться от каждого удара грома, оборачиваться на малейшие скрипы и зажигать свет по всему дому: конечно же, в доме никого нет, да и призракок не существует, но… так просто светлее, да. Gone Home сложно назвать хоррором, но игра так же эффективно треплет нервы без страшных монстров, маньяков с бензопилами и прочей небывальщины. Все гораздо тоньше: она с удивительной достоверностью передает то самое чувство из детства, когда внезапно остаешься дома совсем один.

В противовес этому стрессу служит природное любопытство — жутко интересно узнать, что же тут все-таки произошло. Gone Home осторожно подбрасывает подсказки, которые могут не только пролить свет на случившееся, но и рассказать об истории отдельно взятой американской семьи. Каждый интерьер и каждый отдельно взятый предмет в Gone Home способен поведать о человеке больше, чем если бы этот человек вышел из-за угла и начал бы сам о себе рассказывать. Выйдет ли человек в итоге, или нет — один из вопросов Gone Home, который мы рекомендуем прояснить самостоятельно.

Текст: Артем Комолятов

8. FIFA 14

PC, Xbox 360, PlayStation 3, Xbox One, PlayStation 4

Футбольную серию FIFA от EA Sports без всяких скидок можно назвать одним из символов уходящего поколения консолей. За последние 7-8 лет сериал прошел путь от безликой спортивной игры про лицензии до увлекательного футбольного симулятора (эксперты напряглись!) и в итоге — несомненного лидера в жанре.

 

Начало на прошлом поколении у FIFA как-то сразу не задалось: первые выпуски сериала на Xbox 360 и PS3 отличались от версий с PS2 лишь графикой да минимальным количеством нововведений. На фоне мощнейших выступлений Pro Evolution Soccer от Konami, игра от EA Sports смотрелась безликой игрушкой. А потом произошло чудо — другими словами поворот, случившийся в жанре футбольных симуляторов в конце нулевых, описать не получится. PES приостановился в развитии, в то время как FIFA рванула вперед — в EA Sports буквально за пару лет удалось привести сериал в порядок, добавив в игру несколько революционных решений, включая режим за одного игрока Be a Pro и, конечно, Ultimate Team — самый популярный режим в FIFA на сегодняшний день.

FIFA 14 — пока что самая совершенная часть серии. Игра не просто прекрасно показала себя на PC и консолях этого поколения, — в этом году она выступает на двух поколениях сразу. Версии для Xbox One и PS4 естественным образом подняли сериал на новый уровень. Новый движок Ignite обеспечил еще более подробную физическую модель, реалистичное освещение на стадионах, а трибуны наконец-то перестали походить на пиксельное (а также спрайтовое и полигональное) месиво. Налицо еще один шаг к совершенству; да что говорить — в местной Ultimate Team наконец-то появились легендарные футболисты. Пускай пока что это прерогатива игроков на Xbox 360 и One, очевидно, что лед тронулся, и фан-сервис начал работать в правильном направлении.

Ну и основное. FIFA из года в год входит в списки лучших игр года — в том числе и в наш. Выше мы пояснили, почему так получилось и в этом году, но есть и другая, более важная причина. Прямо сейчас серия FIFA четко ассоциируется у нас с настоящим футболом — а футбол мы любим, и ни на что не променяем. Вы уж извините.

Текст: Андрей Загудаев

 

7. Assassin's Creed IV: Black Flag

PC, Xbox 360, PlayStation 3, Wii U, Xbox One, PlayStation 4

Основное достоинство Assassin’s Creed IV: Black Flag состоит в том, что для получения всего заложенного в ней заряда эмоций вовсе необязательно проходить эту игру. То есть, ее можно выключить, когда надоест, и вы ничего не потеряете. Несмотря на богатый событиями сюжет с постоянными прыжками из пиратского прошлого в будущее, следить за всем этим вообще не обязательно, и даже не хочется: почти каждая сюжетная миссия вырывает из наших рук штурвал, главную игрушку в песочнице Black Flag.

 

Здесь достаточно элементов, из которых каждый желающий может собрать уникальное приключение: нашел карту сокровищ, поплыл к черту на рога, по пути напоролся на охотников за пиратами, раздал на орехи, ограбил несколько кораблей, взял штурмом форт, убил акулу и приехал в Гавану сбывать груз. На месте купил себе новую шпагу и красивый пистолет, после чего немедля все повторил. Игра мимоходом предлагает и другие развлечения, в городах: догнать курьера с деньгами, найти все тайники, кого-то зачем-то убить — нет, спасибо. Сухопутные приключения могут слегка расслабить игрока, утомленного соленым морским воздухом, но в целом не заслуживают и половины того внимания, которого достойна морская часть Black Flag. Фехтованию не хватает плавности, паркур традиционно непредсказуем, а все, что касается сюжета, сковывает такими кандалами («рассинхронизация», привет), что немедля хочется снова вырваться на волю и повиснуть на мачте головой вниз. Быстро расквитаться с очередным заданием про скакание по веткам и метания из кустов в кусты получается не всегда — в определенный момент, в зависимости от вашей терпеливости, этот принудительный порядок становится решающим в разрыве отношений с Assassin’s Creed IV.

Как бы то ни было, Black Flag — одна из лучших игр года. Не потому что в ней классный сюжет или саундтрек, или графика — хотя ничего ужаснее шторма с тайфунами я за этот год не припомню; морская часть ACIV — это Айвазовский в видеоиграх. А потому, что это во многом совершенно свежий, уникальный опыт: быть капитаном корабля, командовать «пли!», слушать матросские песни и с замиранием сердца наблюдать за тем, как вся команда беспомощно скользит к краю палубы из-за резкого поворота в шторм. Примерно об этом кто-то мечтал, играя в Pirates! Или «Корсаров»; так вот — получите, распишитесь.

Текст: Петр Сальников

 

6. The Stanley Parable

PC, Mac

Мы уже порядком устали с вами сюсюкаться и оберегать от спойлеров The Stanley Parable — одной из самых экстравагантных игр последних нескольких лет. С другой стороны, может быть спойлеры заставят вас сыграть в это чудо? Учитывая непростой нрав Stanley Parable, это вполне может сработать.

The Stanley Parable разрушает то отупляющее чувство безопасности, что сформировалось у игроков за долгие годы. Все привыкли думать, что экран — это нерушимый щит, отделяющий от страшных увечий и прочих тяжелых последствий наших решений и опасностей во всем их разнообразии. Изредка выдающимся играм удается пробиться через этот барьер и задеть игрока за живое, но эти случаи все еще редки. The Stanley Parable это удается; в какой-то момент вы понимаете, что это не вы играете в The Stanley Parable, а она играет в вас.

 

С помощью элементарных и даже примитивных приемов (выбор пути на развилке) The Stanley Parable умудряется перевернуть все устоявшиеся стереотипы о том, как должна выглядеть и работать захватывающая видеоигра. Нас постоянно дурачат, ловко провоцируют на те или иные поступки и без лишних церемоний вышибают из зоны комфорта при первой же возможности.

Привыкли чувствовать себя праведным героем, идущим против порочной системы? Смотрите, как бы не стать безжалостным злодеем-эгоистом, забирающим у вашего единственного друга его только что обретенное счастье. Намеренно сворачиваете с приготовленного разработчиками пути, чтобы «заглянуть за кулисы»?  Не надейтесь найти там что-то реально интересное. Слушайтесь — не слушайтесь, идите у игры на поводу или бегите прочь — на каждом углу вас ждет порция звонких пощечин. Не забудьте подставить другую щеку.

Текст: Артем Комолятов

 

5. Animal Crossing: New Leaf

Nintendo 3DS

В Animal Crossing идеально организовано игровое пространство: каждый день игрока состоит их череды приятных, но вроде как важных дел. Проверить почтовый ящик, посадить и полить цветы, сходить в магазин к альпаке и продать наловленных за ночь жуков, купить в магазине одежды новую шапку, оплатить ренту, занести в музей пару новых костей трицератопса — скелет почти готов! — наконец, присесть на скамейку, полюбоваться на закат и выключить консоль. «Такой день».

 

В Animal Crossing воссоздана модель идеального детства. Юный герой приезжает в город, где в домиках живут антропоморфные животные, которые тут же выбирают его мэром. Дела и заботы удивительным образом перемешиваются: с одной стороны, здесь можно просто гулять по городку и разговаривать с соседями, которые найдут занятие и себе, и герою. С другой, нам доверяются самые важные дела. Мы можем издавать законы, строить мосты и фонтаны, кафе и карусели, и по уши вовлечены в товаро-денежные отношения — за расширение собственного жилища нужно регулярно отстегивать круглые суммы местному воротиле строительного бизнеса, еноту Тому Нуку. Экономика определяет прогресс всей игры: чтобы припеваючи жить в Animal Crossing, нужно не только дружить с соседями (иначе с ними нельзя!), но и зарабатывать. Даже если эта игра создана для детей, о чем не перестают твердить (и что же с того?), она грамотно подталкивает ребенка к важным решениям. Взрослый же просто понимает, что даже в раю есть свои правила.

Экономику Animal Crossing неоднократно ломали; самый известный способ зарабатывать там деньги — по ночам плавать на остров и ловить там редких жуков. За одну ночь особо усидчивые зарабатывали миллионы, что заметно ускоряло игровой прогресс, но на деле ничего не ломало. Вне зависимости от финансового положения в Animal Crossing хочется возвращаться каждый день — чтобы узнать, что случилось в городке на этот раз, что сегодня дают в магазинах и какие пожелания у его жителей. Сейчас в Animal Crossing зима: время от времени  я включаю 3DS, чтобы в компании с крокодилом в тельняшке скатать огромный снежок, повыдергивать сорняки и сделать еще пару мелких (а то и крупных!) дел.  Кажется, в этой игре заключены какие-то мегатонны контента. На самом деле, она просто знает ему цену. 

Текст: Станислав Ломакин

4. Grand Theft Auto V

Xbox 360, PlayStation 3

В 2013 году вышло неприличное количество хороших игр. Речь не о независимых проектах, где легко что-то пропустить, а о мейнстриме: там, под завершение очередного поколения консолей нарисовалось сразу три эталонных произведения. Имя одного из них было известно еще загодя  — это GTA V. 

 

На примере GTA четко видна народная вера в игры Rockstar, которая за последние годы окончательно затвердела. Если любая другая игра всегда имеет шансы стать приятным сюрпризом, игра от Rockstar им является загодя, осечки быть не может. Когда-нибудь она может и случится, но только не сейчас. В первый и последний раз обратимся к цифрам: за пару дней до релиза Rockstar рассказали, что на разработку GTA V потрачено $265 миллионов. С одной стороны, понятно, что такой бюджет есть не у каждой игры; но основной эффект эта цифра производит в первый день продаж, когда про GTA V вещают из каждого чайника (в том числе и в России) а затраты Rockstar окупаются спустя несколько часов после открытия магазинов.

И самое крутое, что весь этот шум поднимается не зря. С тех пор как Grand Theft Auto выбралась за пределы двухмерной аркады — ее создатель Дейв Джонс вообще говорил, что это «типа как Pac Man, только с машинками» — масштабы ее растут с угрожающей скоростью. От приключений эмигранта Нико Белика в вымышленном аналоге Нью-Йорка Rockstar обратились к гораздо более комплексной истории, где под солнцем опять же вымышленного, но слишком похожего на Лос-Анджелес города действуют сразу три персонажа, один другого краше. Истории героев виртуозно сводятся в одном сценарии, и оказывается, что это все та же GTA — игра про большие и не имеющие ничего общего с законом дела, и сейчас вы втроем будете грабить банки, как еще никогда не грабили. Также здесь все еще можно устраивать на улицах форменный (и фирменный) беспредел, но на этот раз есть все шансы от этого воздержатся. В насыщенном деталями мире GTA V хочется жить, и игра позволяет в этом плане все больше и больше: здесь десятки смешных побочных миссий, встречи с подельниками в баре, прыжки с парашютом и подводное плавание, гольф и теннис, охота, малый бизнес и даже, как сказал бы Тревор, «йога, мать ее». Конечно, большие и не имеющие ничего общего с законом дела остаются во главе угла — иначе зачем все мы здесь собрались — но в игре определенно стало больше места для... отдыха от этих дел? Это и есть главное достижение Rockstar: не все же банки грабить. Так ведь и озвереть можно.

Текст: Станислав Ломакин

 

3. The Last of Us

PlayStation 3

The Last of Us, помимо почетнейшего (без преувеличения и иронии) третьего места по итогам года, еще и главная приключенческая игра уходящего поколения консолей. Взрослый и очень серьезный труд, в котором удивительно соединилось все то, за что мы любим интерактивное искусство: атмосферная подача, саспенс, неординарный игровой процесс и феерический эмоциональный фон, добиться которого чисто техническими средствами невозможно.

 

История разуверившегося и основательно оскотинившегося Джоэла и маленькой девочки Элли, кажущейся на его фоне святой, развивается целый календарный год, стартуя в истерзанном грибными спорами Бостоне и проделывая путь через всю Америку. Символичное разделение игры на главы-сезоны не просто художественный ход, но вполне очевидная аллюзия к течению жизни, которую этот мир постепенно теряет. С одной стороны - пораженные страшными грибными спорами люди-зомби, охочие до живых и здоровых тел, с другой - вроде бы физически здоровые люди, с каждым днем стремительно теряющие человеческих облик, добивая мир своей отстраненностью и цинизмом. Находясь меж двух огней, Элли и Джоэл сближаются, открываются друг для друга, рождают единственную надежду, которая тождественна только для них двоих - настоящих, искренних любящих.

Как и все правильные произведения про зомби, в первую очередь The Last of Us — игра про людей, которые бывают ничем не лучше парня справа.

Принимая на себя роль Джоэла, а иногда Элли, вы учитесь выживать в этих условиях: собирать скарб, мастерить устройства, прятаться в тенях, биться не на жизнь, а на смерть и главное - защищать друг друга. Взаимовыручка, помимо очевидной эмоциональной подоплеки, это еще и геймплейная находка: герои приходят на помощь друг другу в последний момент - успевают огреть камнем, выстрелить или просто с криком наброситься со спины. Каждая стычка в игре превращается в отдельную, ни на что не похожую сцену, где вы сами выбираете, как выкручиваться из ситуации. Naughty Dog не постеснялись взять лучшие наработки приключенческих игр за последние восемь лет (см. в том числе и их трилогию Uncharted) и смастерили из них полотно, которое не мнется и рвется, а постоянно струится все новыми и новыми событиями. В Last of Us все построено на проверенных и даже устаревших элементах - но все они безотказно работают на благо игрового процесса и истории.

Отдельно отметим финал The Last of Us, в ходе которого было пролито немало слез, а кто-то вовсе предпочел напиться. Хотя никакого выбора нам не дается, важность принятых героем решений давлеет с такой силой, будто на самом деле мы могли что-то изменить. Но не стали.

Текст: Илья Овчаренко

 

2. Brothers: A Tale of Two Sons

PC, Xbox 360, PlayStation 3

Brothers: A Tale of Two Sons нельзя назвать инновационной игрой. Главное ноу-хау нам презентуют  в самом начале: с помощью двух стиков на геймпаде мы одновременно управляем двумя героями. Можно постараться вспомнить, где это использовалось впервые, но вообще удивительно, как за восемь лет жизни с PS3 и Xbox 360 этот прием не стали использовать повсеместно. Brothers с самого начала обращает наше внимание на вроде бы очевидные вещи, и в этом ее главное достоинство.

 

В свою очередь, одним из главных недостатков Brothers: A Tale of Two Sons про мнению многих «экспертов» считается ее скоротечность. Ребят можно понять: прохождение стандартной приключенческой игры в наши дни требует 10-15 часов свободного времени. Например, сюжетная линия крайней Tomb Raider — это примерно 11 часов, The Last of Us — 15, Assassin’s Creed IV — все 20. Не будем в очередной раз заводить разговор о качестве и количестве, просто поставим вас перед фактом: Brothers: Tale of Two Sons за три часа способна обеспечить приключение в полный рост, подарив взамен примерно вагон эмоций. Здесь элементарно нет ничего лишнего, как нет ни одного момента, где можно было бы заскучать. Герои пробираются по пронзительно живописному миру, переживая одно событие за другим, будь то встреча с деревенским алкашом (спросить дорогу) или заплыв через реку с младшим братом на спине (плавать он пока что не умеет). Каждая минута Brothers заключает в себе искусно поставленную сценку или головоломку; даже если игра просто дает нам отдохнуть и пробежаться, это время вы наверняка потратите на созерцание очередного пейзажа; шутка ли, в отдельных местах здесь даже расставлены скамейки, чтобы как следует насладиться моментом.

Сюжет игры исключает какие-либо недосказанности и проволочки, и даже не позволяет себе лишних слов — братья разве что изредка общаются на своем наречии. В Brothers прелестная экспозиция и завязка, предельно динамичное (и при этом логичное) развитие сюжета, захватывающая кульминация и финал, по эмоциям сопоставимый с любым блокбастером — а большинству из них до Brothers, примерно как до Луны . До сих пор сложно поверить, что всю эту красоту шведы Starbreeze смогли уместить в три часа игрового времени. То есть, теперь-то мы уверены, что так можно. И нужно: времени-то у нас все меньше и меньше.

Текст: Станислав Ломакин

1. BioShock Infinite

PC, PlayStation3, Xbox 360

Про BioShock Infinite писали разное: сначала восторженно, потом, будто придя в себя от чар этой волшебной игры, — гневно. Ставили низкие оценки задним числом и ругали за такие вещи, которые почему-то прощаются всем направо и налево — но только не Infinite. Обвинения были самые разные; читая эти строки, кто-то наверняка уже вбивает в поле для комментария очередную нелепицу.

BioShock Infinite — такой, каким должен быть. Здесь нет места допущениям и сослагательному наклонению: «а вот если было бы так, то стало бы лучше». В Infinite нет ни одной лишней детали, — все сделано на грани здравого смысла и безумия художника, который знает, чего хочет, и при этом движим — и одновременно ограничен — лишь своей фантазией. Художник бредит идеей сказочного, невероятно красивого города, парящего в облаках, но не забывает о том, что нужно сделать картину убедительной, иначе это будет не игра, а путаный рассказ о том, что приснилось минувшей ночью. Чтобы понимать происходящее в BioShock Infinite, не нужно заранее читать много специальной литературы — достаточно того, что ее прочли авторы, и сумели донести свои мысли до публики так, чтобы ее не напугать. Хотя кругозора определенной ширины игра все-таки требует. Irrational Games проделали грандиозную работу по исследованию искомой эпохи, ее первых лиц, событий и атмосферы — чтобы создать такой шарж на американское общество, предмет нужно знать досконально. А чтобы  понять, о чем тут шутят, надо быть как минимум умнее соседа по парте.

Цельность происходящего и органичность всех элементов тут таковы, что когда начинаются титры, забываешь, что все это время провел в игре — если быть точным, шутере от первого лица. В рецензии уже было сказано: «Я побывал в удивительном месте — удивительном настолько, что хочется рассказать друзьям — и посоветовать немедленно туда отправиться». Infinite дает публике то уникальное чувство, которое не смогла дать ни одна игра в уходящем году. Это сказка, главный герой которой, как и игрок, тоже не очень понимает, где оказался, и лишь вертит головой по сторонам, удивляется, поднимает брови, вторит недоумению пользователя. А потом все вдруг оборачивается таким неожиданным образом, какого никто и ждать не мог (хотя понимал, что просто так все это не пройдет). Это не вопрос догадок или вероятностей — Infinite в этом смысле вообще выше всех современных игр. Финал любой игры из этого списка, можно было бы предугадать, попав пальцем в небо — но только не развязку Infinite во всех ее подробностях, которая замкнула цепь так, что дернуло. Это большое и взрослое высказывание, выступать с каковым во всех сферах искусства сейчас умеет очень ограниченное количество людей. Спрашивать же с Infinite по мелочам вроде «как они там дышат, над облаками?» становится странно ровно в ту секунду, когда маяк выплевывает ДеВитта в атмосферу.

Текст: Петр Сальников

Прямой эфир с лучшей игрой года по версии Gmbox - 27 декабря в 18:00

Читайте еще

Другие материалы
Лучшие Онлайн-игры
© ВГТРК
2015

Партнер Рамблера
Для лиц старше 18 лет