Мобильный гейминг из невинного развлечения превратился в серьёзную огромную индустрию, что не удивительно: этот глобальный рынок растёт бешеными темпами. Не так давно, в 2013-м году, когда смартфоны уже были неотъемлемой частью нашей жизни, его объём составлял 17 с лишним миллиардов долларов. По результатам 2017-го рынок вырос до 40 с лишним миллиардов, причём сумасшедший рост в геометрической прогрессии продолжается: в этом году ожидается новый рекорд, около 70 миллиардов долларов.

Хороший пример в этом плане – китайский гигант Tencent. Он начинал с таких популярных проектов, как Clash of Clans, но не ограничился приобретением того, что считается классическими мобильными играми, а сделал шаг в будущее. В результате мы видим мобильный PUBG, который – с поправкой на экран в 5 с половиной дюймов – едва ли отличается от версии для ПК и консолей.

Мобильная индустрия проделала огромный путь, от “Змейки” до полноценных MMORPG и 3D-шутеров, сделав промежуточную остановку на играх с действительно качественной 2D-графикой, вроде Angry Birds. В 2018-м году, когда смартфон вытеснил с рынка почти всех конкурентов и окончательно утвердился в статусе полноценного игрового девайса, самое время вспомнить, как всё начиналось

В далёком 1994-м “Змейка” триумфально вползла на Hagenuk MT-2000. Пытаться вспомнить этот девайс бесполезно – на российском рынке он официально не присутствовал, но разве что десяток-другой б/у экземпляров. Монохромный дисплей меньше дюйма по диагонали, примитивные звуковые эффекты, неудобное управление – каменный век. И тем не менее, именно 1994-й год можно считать началом летописи мобильного гейминга на телефонах.

Тем не менее, на целых 6 лет он впал в некое подобие стазиса из-за медленного развития очень недолго, и сегодня о них никто уже и не вспоминает

Именно в 2009-м вышла культовая Angry Birds, которая подняла мобильную графику – пускай и двухмерную – до нового уровня. Затем последовали мультфильмы, полнометражка, парки развлечений, физические игрушки – в общем, это было настоящее умопомрачение.

Однако в том же 2009-м мобильный гейминг доказал, что может быть не только аркадным, но и интеллектуальным: вышла Words With Friends. Разработчикам не хотелось платить роялти владельцам Scrabble, но по сути это был именно Scrabble – игра в слова, требующая внушительной эрудиции. Разумеется, она стала безумно популярной среди владельцев смартфонов, прослывших интеллектуалами.

Затем тренды стали меняться стремительно – как сейчас и полагается, ежегодно. В 2010-м мир буквально заболел оригинальной башенной защитой Plants VS Zombies. Тема зомби была на подъёме благодаря сверхпопулярному телесериалу The Walking Dead, и в этот момент внезапно подоспела её юмористическая интерпретация, в которой с мертвецами сражался не Рик, а горошек, кукуруза и прочие культуры, как садовые, так и сельскохозяйственные.

В 2011-м, вместе с выходом Temple Run, приверженцев мобильного гейминга охватила глобальная эпидемия раннеров. 2011-й можно также считать первым годом, когда трёхмерная графика уверенно заявила о своих правах на смартфонах. Разумеется, двухмерные игры остаются и по сей день популярными не только на телефонах, но и на ПК, и на консолях. Но как раз в десятом - одиннадцатом году разработчики осознали, что теперь у карманных гаджетов достаточно математической мощности для обработки тысяч полигонов.

Если говорить о массовых маниях, то в 2012-м их возникло целых две: Clash of Clans и Candy Crush. Цикл развития собственного городка и нападений на поселения соседей затянул сотни миллионов игроков, ну а про Candy Crush и говорить не стоит. Жанр “три в ряд”, погубивший не одну секретаршу, существует ещё со времён первых персональных компьютеров, но именно Candy Crush от финской Supercell стал его квинтэссенцией.

Ну а в 2014-м мир внезапно понял, что знаменитым и прибыльным может стать не только американский или финский стартап, но и программист-одиночка из страны, которая вообще не нанесена на технологическую карту мира. Вьетнамец Донг Нгуен без посторонней помощи создал самую скачиваемую бесплатную игру. Зелёные медные трубы из Super Mario, сложность прямиком из огненных глубин преисподней, главный герой с соседней птицефабрики – да, это Flappy Bird. Нгуен сам впоследствии удалил своё детище из магазина приложений, а устаревшие модели смартфонов с установленной Flappy Bird долго ещё потом продавались на eBay за тысячи и даже десятки тысяч долларов.

В 2016-м, помимо уже ставшей привычной 3D-графики, ещё две технологии в сфере мобильного гейминга превратились в мейнстрим: геолокация и AR, дополненная реальность. Всё это обкатали в игре Ingress, но мрачная концепция футуристической войны за территорию была предназначена для нишевого геймера. А для массового адаптировали яркую, радостную вселенную Pokemon - и не прогадали. Праздник позитива время от времени омрачался инцидентами вроде падения увлечённых игроков в открытые канализационные люки, но это мелочи в сравнении с 500+ млн закачек в первый год с момента релиза Pokemon GO.

На фоне всплеска популярности геолокации и дополненной реальности в 16-м, 2017-й можно условно назвать ретро-годом. Nintendo обещала ворваться на рынок игр для смартфонов, и сделала это. Первый блин не стал комом: за 12 месяцев с момента релиза плоский раннер Super Mario Run скачали более 200 миллионов раз. При том, что никаких графических и технологических достижений в нём не было - только бренд и проверенная временем концепция. По сути, та же самая, благодаря которой в 1983-м удалось преодолеть депрессию после краха Atari.

На дворе 2018-й, и теперь всё по другому. Китай постепенно становится трендсеттером в сфере высоких технологий и развлечений. Поднебесная желает играть в полноценные “королевские битвы” с красивой 3D-графикой на смартфоне, а вслед за ней – и весь мир. Благо, выбор широк: современные телефоны обеспечивают высочайшее качество картинки, а PUBG и его многочисленные конкуренты – широкий выбор игр. Правда, если говорить о действительно качественных мобильных проектах, то их на рынке всего лишь два. В терминологии “королевских битв”, Top 2. 

Круг сужается, и пускай победит сильнейший!