0

В главных ролях Beyond: Two Souls — Уиллем Дефо

В главных ролях Beyond: Two Souls — Уиллем Дефо

Не каждый актер может похвастаться таким послужным списком, как у Уиллема Дефо. За более чем 30 лет работы в кино этот американский артист сумел сняться в фильмах, кажется, всех главных голливудских режиссеров — от Мартина Скорцезе и Дэвида Линча до Кэтрин Бигелоу и Сэма Рейми. При этом его нельзя назвать чьим-то любимчиком — возможно, из-за того, что Дефо постоянно ищет в професии что-то новое, его карьера и получилась столь яркой и неповторимой.

Все началось в тихом городе Эпплтон в штате Висконсин, где родился актер. Дефо был седьмым ребенком в семье, и чтобы хоть как-то выделиться на фоне своих братьев и сестер, выбравших более традиционные профессии, он решил стать актером. Но сделать это в таком захолустье, как Эпплтон, где мужчины носили большие усы, громко матерились и чуть что, сразу прибегали к стрельбе из крупнокалиберного оружия, было почти нереально. Дефо начал крутиться в неформальных тусовках, много общаться с подпольными «художниками», пока, в конце концов, не познакомился с местной театральной труппой. Сам Дефо позже называл их «бродячим театром», но именно участие в таких полупрофессиональных постановках в итоге и помогли Дефо попасть в престижную нью-йоркскую труппу The Wooster Group (по мнению актера Джона Малковича — лучшую в США), а затем и в большое кино.

Голливудский дебют Дефо должен был состояться в 1980 году, в эпическом вестерне Майкла Чимино «Врата рая». Хамоватый американец итальянского происхождения после успеха «Охотника на оленей» находился на пике славы, и его следующий фильм ждали все — именно поэтому сходу попасть в такую постановку казалось для Дефо огромным успехом. Чем все это в итоге закончилось, можно прочитать в великой книге «Беспечные ездоки, бешеные быки» Питера Бискинда, но если вкратце — фильм с грохотом провалился в прокате и превратил Чимино, как и многих его коллег из Нового Голливуда, из большого художника, которому все прощалось, в голливудского сумасшедшего с претензиями. Но Дефо в какой-то степени повезло — все сцены с его участием были вырезаны при финальном монтаже, поэтому он поучаствовал в провале лишь косвенно.

Большой успех к Дефо пришел два года спустя — после работы в дебютной картине Кэтрин Бигелоу «Без любви», где он сыграл главаря байкерской банды. Пластичного актера со змеиной ухмылкой по очереди заметили все главные режиссеры того времени — предложения не заставили себя ждать. До конца 80-х Дефо сыграл у Уолтера Хилла («Улицы в огне»), Уильяма Фридкина («Жить и умереть в Лос-Анджелесе»), Тони Скотта («Голод»), Алана Паркера («Миссисипи в огне») и многих других. Тогда же Дефо выдал две главные роли за всю свою карьеру — во «Взводе» Оливера Стоуна и в скандельном пеплуме Мартина Скорцезе «Последнее искушение Христа». «Взвод» принес актеру первую (из двух) номинаций на «Оскар», а «Последнее искушение Христа» — гнев кинокритиков и коллег по цеху, включая самого Серджио Леоне, который сказал, что «это не наш Христос, у этого слишком злое лицо». Словом, к концу десятилетия Дефо стал одним из самых обсуждаемых голливудских актеров с впечатляющим послужным списком.

В 9 случаях из 10 после оглушительного взлета, карьеры голливудских актеров оседают в жанровых фильмах или летних блокбастерах, но Дефо (как, кстати, и Эллен Пейдж) такой поворот никак не устраивал. В 90-е он продолжил принимать участие только в тех картинах, которые ему были самому по душе. Он продолжил пополнять и без того внушительный список «больших» режиссеров, с которыми ему довелось поработать. Дефо появился в «Диких сердцем» Дэвида Линча, «Так далеко, так близко!» Вима Вендерса, «Английском пациенте» Энтони Мингеллы, «Экзистенции» Дэвида Кроненберга. К тому же в 90-х Дефо познакомился с Абелем Феррарой на съемках «Отеля "Новая роза"», с которым до сих пор поддерживает хорошие отношения, несмотря на экстравагантное поведение режиссера (он, например, не умеет прощаться и поэтому постоянно кладет трубку в середине разговора).

По словам самого Дефо, в кино он любит не играть, а «притворяться», скрываться за ширмой характеров собственных персонажей. Именно поэтому он ищет постоянно что-то новое, не зацикливаясь на однотипных ролях. По словам актера, если бы он выбирал одинаковые роли, то уже давно бы «сошел с ума». На экране Дефо предпочитает роли аутсайдеров, «плохих парней» или просто персонажей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, потому что они значительно интереснее и глубже людей, которые просто плывут по течению. Главный девиз Дефо — «Я люблю веселится», с которым актер прошел через всю свою удивительную карьеру.

Еще один важный плюс Дефо как артиста — отсутствие снобизма при выборе ролей. Опять же 9 актеров из 10 при таком послужном списке, как у американского актера, ни в коем случае не полезли бы в многомиллионную экранизацию «Человека-Паука», но Дефо не такой. По словам актера, у Сэма Рейми получилась очень камерная, любопытная история, в которой он не мог не принять участия. А еще потому что было интересно и «весело».

А еще Дефо льстит, как и любому другому актеру, наверное, когда в нем заинтересован сам режиссер. В «Антихристе» — одной из самых ярких, но при этом скандальных картин последнего десятилетия — он появился во многом потому, что Ларс фон Триер очень хотел, чтобы именно Дефо составил дуэт Шарлотте Гинзбур на экране. По той же причине Дефо раз за разом не может отказать Абелю Ферраре, с которым уже поставил три картины — что можно считать рекордом для непоседливого актера.

При всем творческом великолепии, у актера до сих пор нет «Оскара» — главной кинематографической премии в мире, и это, на первый взгляд, кажется огромной ошибкой и несправедливостью. Но при ближайшем рассмотрении карьера Дефо представляется столь же великолпной, сколь и скучной: роли как на подбор, нет впечатляющих взлетов и падений, по-настоящему громких скандалов или других происшествий. Для киноакадемиков, которые привыкли смотреть примерно миллион фильмов в год, этого, по всей видимости, недостаточно — от Дефо требуется грандиозный прорыв, чтобы привлечь внимание. Впрочем, и без этого мы все дружно завидуем артисту и его богатой карьере. В конце концов, у Хичкока тоже не было «Оскара», что не помешало ему стать одним из главных режиссеров за всю историю кино.

3 главных роли Уиллема Дефо

«Взвод» / Platoon

«Последнее искушение Христа» / The Last Temptation of Christ

«Тень вампира» / Shadow of the Vampire

Также по теме