0

Серьезный «Человек из стали»

Серьезный «Человек из стали»

В течение долгих лет криптонианская цивилизация небрежно использовала ресурсы своей родной планеты, из-за чего Криптон оказался на грани уничтожения. Последнюю попытку помочь собственному народу перед трагическим финалом совершает генерал-бунтарь Зод и устраивает военный переворот, но все тщетно. Всеобщим замешательством пользуется бородатый ученый с грустными глазами (Рассел Кроу) и отправляет своего только что родившегося сына вместе с генофондом Криптона на Землю. Спустя 33 года тихого существования на ферме в Канзасе, в жизнь Кларка Кента сначала врывается шумная журналистка Лоис Лейн, которую привлекли некоторые нечеловеческие подвиги героя, а затем и вернувшийся после долгосрочной ссылки в черной дыре Зод, жаждущий при помощи Кента превратить Землю в новый Криптон.

 

 

Снимать кино про Супермена — самого скучного и правильного супергероя в истории, в полном метре пытались восемь раз, и каждый раз не особо удачно. В случае с «Человеком из стали» все могло, наконец, получиться: картину делала команда Кристофера Нолана, который знает толк в гиперсерьезных, «лобовых» экранизациях комиксов. Однако в «Человеке из стали» хваленая серьёзность Нолана и Ко дала течь — столь железобетонного, напыщенного фильма про супергероев (да и про все остальное тоже) без единого намека на самоиронию мы еще не видели.

Разбавить монотонную и непоколебимую нолановскую поступь должен был, по идее, Зак Снайдер, автор «Хранителей» и «300 спартанцев», который в «Человеке из стали» значится режиссером-постановщиком. Он старается, как может и умеет, но его сил хватает лишь на несколько красивых и эффектных батальных сцен и живописное изображение Криптона в прологе картины. По «Человеку из стали» вообще кажется, что Снайдер, который еще несколько лет назад ходил чуть ли в главных вундеркиндах Голливуда, кроме как правильно рисовать спецэффекты на экране, больше ни на что не способен. В его руках эпос про Супермена нельзя назвать ни эффектным летним блокбастером, ни библейской притчей (хотя намеков множество), ни даже красивым набором, простите, модных нынче коубов (см. Spring Breakers Хармони Корина), скрепленных между собой простой драматургией.

Но это можно понять. Классический мир «Супермена» всегда был излишне прямолинейным и скучным: вот тут добро, а тут зло; это можно, а это нельзя. Слепить на таком материале что-то путное и не уснуть за работой очень сложно. В этом плане «Человек из стали» пытается слепо следовать канонам: кадр наводняют хорошие военные, журналисты, фермеры, одноклассники главного героя (в последнее поверить труднее всего) и, с другой стороны, абсолютное зло — генерал Зод и его команда.

Нельзя принять другое. По «Человеку из стали» видно, что столкнувшись со столь занудным, предсказуемым материалом, когда каждый сюжетный твист или многозначительный взгляд главного героя в камеру заранее известен, ни у Снайдера, ни у Нолана не нашлось ни одного туза в рукаве, идеи или мысли, как сделать из истории Кларка Кента более-менее человеческое кино. Как большие профессионалы, они честно стараются привести картинку в чувство вплоть до самого финала: эпизоды на ферме снимают плавающей камерой в стиле оператора Любецки, в подруги главного героя подряжают очень подвижную артистку Адамс, а каждую драку заканчивают в популярной американской забегаловке ihop, среди блинов и реднеков. Но в столь прямолинейной вселенной, как у «Супермена», эти шутки просто не работают. В итоге единственный вменяемый ход постановщики приберегают на финал — в нем Кларк Кент, наконец, надевает очки и устраивается на нормальную работу. Правда, в этом случае остается неясно одно: зачем нужно было городить нудный двухчасовой пролог, а сразу не перейти к сиквелу, в котором, кажется, начнется все самое интересное.

Также по теме