0

8 кассовых провалов мирового кино

8 кассовых провалов мирового кино

Кинопрокат — сложная и непредсказуемая штука, в которой может случиться все, что угодно. Порой одни полулюбительские картины зарабатывают суммы, превосходящие собственный бюджет в десятки, а то и в сотни раз. В это же самое время 200-миллионные блокбастеры с огромной рекламной поддержкой и маститыми звездами в главных ролях с треском проваливаются. Недавно мы стали свидетелями очередной большой неудачи в мировом прокате — «Одиноком рейнджере» оскароносного Гора Вербински, который при бюджете $215 млн. собрал в прокате всего чуть больше половины этой суммы. Вслед за ним неубедительные результаты показывает и «Тихоокеанский рубеж» (хотя в данном случае ещё есть обоснованная надежда на азиатский рынок). Раз такое дело, мы вспомнили еще восемь поучительных историй про кинопрокатные неудачи.

«Клеопатра» / Cleopatra (1963)

Бюджет: $44 млн. 

Сборы: $58 млн.

Съёмки «Клеопатры» оказались одним из самых дорогостоящих предприятий в истории мирового кинематографа — если перевести $44 млн. на современные деньги, то получается сумма в немыслимые $335 млн. Впрочем, студия 20th Century Fox ничего такого не планировала — изначально заявленный бюджет картины составлял всего $2 млн. Однако за четыре года производства расходы увеличились более, чем в 20 раз. Элизабет Тейлор, игравшая Клеопатру, развела студию на семизначный гонорар (первый в истории Голливуда), сценарий представлял собой несколько несвязных между обрывков с множеством сюжетных линий, а сам фильм снимался бессистемно и неорганизованно — студия несколько раз меняла режиссеров, продюсеров и остальную съемочную группу. В итоге у Джозефа Манкевича, который в итоге сводил финальный вариант «Клеопатры», получилась шестичасовая картина, которая для проката была урезана до четырех часов. Цена на билет, благодаря такому хронометражу, выросла в несколько раз, и в итоге «Клеопатра» собрала в прокате значительно меньшую сумму, чем ожидалось изначально.
 

«Врата рая» / Heaven's Gate (1980)

 

 

Бюджет: $44 млн.

Сборы: $3,5 млн.

После грандиозного успеха «Охотника на Оленей» (5 премий «Оскар», в прокате фильм окупился в троекратном размере) режиссер Майкл Чимино стал жертвой собственных амбиций. Для его следующего фильма «Врата рая» был построен целый город в Монтане, а съёмки отдельных эпизодов (например, придуманный в самом конце эпилог) обходились в несколько миллионов долларов. Сама история при этом была относительно камерной: сюжет крутился вокруг конфликта между фермерами и землевладельцами в Вайоминге в конце XIX в. Чимино наснимал около 500 часов видео, из которого был кое-как смонтирован 325-минутный фильм. Сокращенный вариант картины все-таки выпустили в прокат, но от катастрофы это не спасло — критики и зрители просто уничтожили фильм, а заодно и карьеру Чимино. «Врата рая» сняли с проката всего через неделю после старта.
 

«От всего сердца» / One from the Heart (1982)

 

 

Бюджет: $26 млн.

Сборы: $0,64 млн.

Фрэнсис Форд Коппола после успеха «Крестных отцов» и «Апокалипсиса сегодня» решил взяться за что-нибудь легковесное и скромное — например, за романтический мюзикл. Однако, Коппола не смог контролировать производственный бюджет и свои желания, поэтому затраты на обычную романтическую комедию в итоге превысили 20 миллионов долларов, в основном из-за дорогих декораций и любви к инновационным методам съёмки кино. Например, для финальной сцены была  возведена копия терминала аэропорта Лас-Вегаса вместе с самолётом. Кроме того, Коппола применял новые по тем временам технические устройства — мини-камеры и другое электронное оборудование. Половину бюджета режиссёр, ожидавший, что «От всего сердца» станет кассовым хитом, профинансировал из своего кармана. Но что-то пошло не так: из-за конфликта со студией Paramount широкий прокат картины был сорван, компания Копполы обанкротилась, а сам оскароносный постановщик до конца 80-х (а говорят, что и позже) работал как проклятый, чтобы выплатить долги за этот творческий эксперимент.

«Остров головорезов» / Cutthroat Island (1995)

Бюджет: $98 млн.

Сборы: $10 млн.

Ренни Харлин попытался снять приключенческо-комедийное кино про пиратов за восемь лет до «Пиратов Карибского моря», но «Остров головорезов» в отличие от трилогии Вербински с треском провалился в прокате. Причинами этого считаются неудачная рекламная кампания фильма и, собственно, сомнительное качество самой картины. «Остров головорезов» критиковали за ужасную актёрскую игру, нелогичный сценарий (к которому приложили руку аж шесть человек, что, возможно, и стало причиной провала) и слабые для такой картины спецэффекты. Имели место и проблемы с логистикой: из-за необходимости снимать в разных локациях, на Мальте и в Таиланде, фактические расходы сильно превысили заявленную смету.
Феноменально низкие сборы убили независимую производственную компанию Carolco, которая когда-то нам подарила «Терминатора 2», «Рэмбо» и «Вспомнить всё».
 

«Поле битвы: Земля» / Battlefield Earth (2000)

 

 

Бюджет: $73 млн.

Сборы: $30 млн.

«Поле битвы: Земля» — предельно странный научно-фантастический фильм по одноимённой книге Рона Хаббарда, основателя церкви Саентологии. В самом первоисточнике собрано по чайной ложке из сюжетов разных фильмов — есть бесстыдные заимствования из «Планеты обезьян», «Побега из Нью-Йорка», «Миллиона лет до нашей эры» и других культовых фантастических картин. Не будем говорить про книгу, но в фильме от этого не осталось и следа: ни зрелищных сцен, ни внятного сценария; единственное, что действительно запомнилось в «Поле битвы: Земля» — это курьезный Джон Траволта (тоже, кстати, известный саентолог и по совместительству продюсер ленты) в чудовищном гриме. В итоге картина Роджера Кристиана получила аж девять «Золотых малин», в том числе и как худший фильм десятилетия.


«Последняя фантазия: Духи внутри» / Final Fantasy: The Spirits Within (2001)

 

 

Бюджет: $167 млн.

Сборы: $85 млн.

Поначалу ничего не предвещало беды: мультфильм с фотореалистичной CGI-графикой, основанный на серии видеоигр, находившейся в то время на пике популярности. Результат тоже сложно назвать откровенно плохим —  как минимум визуальный ряд фильма по-настоящему поражал воображение, а главная героиня Аки Росс за привлекательный внешний вид даже попала в очередной рейтинг самых сексуальных героин по версии журнала Maxim. Тем не менее, в прокате Final Fantasy: The Spirits Within потерпел неудачу. Основная проблема заключалась в неверном позиционировании картины: массовому зрителю оказались не настолько активной и многочисленной аудиторией, чтобы окупить авторские затраты. К тому же поклонники серии игр Final Fantasy были разочарованы тем, что картина не имела ничего общего с оригинальными jRPG. В конце концов, провал Final Fantasy: The Spirits Within едва не положил конец существованию студии Columbia Pictures.

«Утомленные солнцем 2» (2010 — 2011)

 

 

Бюджет: $45 млн.

Сборы: $8 млн.

Говорить о дилогии Михалкова можно долго, но реакцию общественности на эти ленты помнит, наверное, большинство наших читателей. «Утомленные солнцем-2» пинали за слабую постановку, внушительный хронометраж, черепаший ритм, а также за совершенно неуместный символизм и странный идеологический посыл. Первый фильм, «Предстояние», собрал вполне достойные для нашего проката $7 млн.; но вторая часть наскребла лишь $1,5 млн. Вопрос в другом: кто и зачем решился вкладывать в эту ленту Михалкова асторономические $45 млн остается совершенно непонятно. В конце концов, Никита Михалков мог и обойтись без съёмок многотысячных батальных сцен, использования реальной немецкой техники и прочих излишеств — результат в прокате бы нисколько не изменился.


«Джон Картер» / John Carter (2012)

 

 

Бюджет: $250 млн. (+175 млн. на маркетинг)

Сборы: $283 млн.

Историю про землянина на Марсе планировали экранизировать в Голливуде ещё в 80-х годах прошлого столетия. В режиссерское кресло в разное время сватали Роберта Родригеса, Джона Фавро и Керри Конрана. В конечном итоге постановку доверили Эндрю Стэнтону, известному по работам над мультфильмами Pixar. Стэнтона не устроила начальная смета на $150 млн долларов — режиссёр привёл в Disney свою команду, специалистов по CG, и вместе они обосновали необходимость привлечения в производство дополнительных $100 млн. Руководство студии согласилось — всё-таки к выходцам из Pixar в большом Disney был большой кредит доверия, а по части анимации Стэнтон — большой профессионал. Однако за время производства «Джона Картера» в верхушке «Диснея» произошли некоторые изменения — боссы не спешили вкладывать средства в маркетинг, а сам фильм, как говорится, не выстрелил. Несколько наивная и старомодная сказка оказалась не слишком востребованной среди зрителей. Итог: $200 млн убытков «Диснея» и уход в отставку Рича Росса, главы студии.

Также по теме