0

Енот, да не тот: рецензия на фильм «Стражи Галактики»

Енот, да не тот: рецензия на фильм «Стражи Галактики»

Студия Marvel в последние годы предпочитает снимать сиквелы и ленты-ответвления, а не знакомить зрителей с новыми супергероями. На этом фоне новая картина «Стражи Галактики», которая выходит в российский прокат 31 июля, конечно, смотрится выигрышно: в ней аудитории представляют группу сразу из пяти персонажей, знакомых по комиксам, но не появлявшихся на большом экране.

Возглавляет эту команду Питер Куилл (Крис Прэтт), землянин, которого еще ребенком похитили космические пираты — примечательно, что случилось это в день смерти его матери. Прошли годы, Питер вырос, возмужал и сам занялся, скажем так, не вполне законной деятельностью. Однажды в его руках оказался сферический предмет, который Куилл планировал продать за хорошие деньги. Однако довольно быстро выяснилось, что артефакт обладает невероятной силой. Попади он в руки к злодею — и тот сможет разрушить все вокруг. Соответствующий злодей — Ронан в исполнении Ли Пейса — очень кстати находится, и Питеру в результате приходится из пирата переквалифицироваться в Великого Спасителя. Выручает Галактику он не в одиночку, а вместе с другими лицами с темным прошлым — зеленой женщиной Гаморой (Зои Салдана), прямоходящими енотом и деревом (в озвучке Брэдли Купера и Вина Дизеля) и туповатым качком (Дэйв Батиста).

Когда продюсеры «Стражей Галактики» объявили, что главного героя в их картине сыграет Прэтт, многие отнеслись к такому назначению на роль с сомнением. Актер, известный прежде всего благодаря сериалу «Парки и зоны отдыха», работает преимущественно в комедийном амплуа и в большинстве случаев играет нелепых увальней. А тут все-таки бюджет в 170 миллионов, космическая сага, парад спецэффектов. Но сагу разбавили комедией, а сам Прэтт подкачался — и в результате отлично вписался в проект. Правда, проблем у фильма в любом случае хватает — хоть с Крисом, хоть без него.

Дело в том, что «Стражи Галактики» — это по сути глубоко восьмидесятническое кино. Далекие планеты населены существами, будто бы перекочевавшими туда из какого-нибудь фантастического фильма 1985 года. Возьмите землянина, покрасьте его в кислотный цвет, прилепите пару шишек на лоб — получится инопланетянин (да чего там 80-е, можно копнуть и поглубже, например, вот в эту сторону). На границы разумного создатели «Стражей» самозабвенно плюют; так пренебрегать законами физики и банальной логикой авторы «большой» фантастики давно себе не позволяют. Постановщиком и соавтором сценария картины был Джеймс Ганн, что отчасти объясняет творящийся на экране беспредел — ведь этот кинематографист ранее работал, в частности, над такими картинами, как «Тромео и Джульетта» и «Слизняк».

Впрочем, сам по себе беспредел иногда неплох. Другое дело, что «Стражи» сняты за большие деньги, и это чувствуется. Бюджет будто бы не соответствует выбранной эстетике, фильм никак не может определиться, чем он является: эпической фантастикой или фантастической трэш-комедией. Впрочем, с юмористической составляющей тут тоже не все идеально: широко разрекламированный енот, скажем, страдает синдромом Джа-Джа Бинкса (в легкой форме — столь назойливым, как печально известный персонаж из «Звездных войн», он все же не становится). Прэтт, Батиста и Салдана неуклюже шутят. На их фоне неплохо выглядит озвученное Дизелем дерево Грут — видимо, в связи с тем, что сценарий предусматривает для него всего одну реплику (зато в двух вариантах).

Проникнуться теплыми чувствами по отношению ко всем этим персонажам довольно сложно. Мы почти ничего про них не знаем (ну да, Куилл люби слушать всякое старье в доисторическом кассетном плеере, а Гамора хорошо дерется — и что с того?), а они, вдруг оказавшись перед нами, начинают вести себя по-свойски и паясничают. Но тут можно предположить, что Marvel делает все это осознанно. Практически нет сомнений в том, что за «Стражами Галактики» последует сиквел — и в нем, возможно, герои раскроются лучше, а юмор будет не таким натужным. В этом случае первую серию можно рассматривать как двухчасовой рекламный ролик будущей франшизы — нелогичный, затянутый, излишне пестрый, но, если совсем уж честно, довольно любопытный.

Также по теме