0

Ограбление по: 7 выдающихся heist-фильмов

Ограбление по: 7 выдающихся heist-фильмов

Выбирая тему для рубрики «Контекст» на этой неделе, мы столкнулись с определенными трудностями. Дело в том, что в этот четверг в российский прокат вышла новая картина героя всех подростков Майкла Бея про Марка Уолберга и Дуэйна «Скалу» Джонсона в спортзале, и соблазн посвятить весь материал карьере режиссера в связи с этим был очень велик. Но мы вовремя вспомнили о Monaco: What’s Yours is Mine (рецензию на которую читайте на нашем сайте совсем скоро) — инди-игре про приключения воров-авантюристов в европейском княжестве. В честь нее сегодня мы расскажем о семи образцовых, по нашему скромному мнению, фильмах, посвященных этому нелегкому ремеслу.

 

«Мужские разборки» / Du rififi chez les hommes (1955)

 

 

Журналисты и коллеги часто дразнили Альфреда Хичкока рассказами о талантливом режиссере, который не хуже мэтра умеет нагнетать напряжение в своих фильмах. Каждый раз полноватый и раздражительный Хич только шмыгал носом и переводил разговор на другую тему. Жюлю Дассену, а именно его все имели ввиду, не удалось построить такую же впечатляющую карьеру, как у Хича, но несколько совершенно выдающихся фильмов сын иммигрантов из Одессы и отец знаменитого певца Джо Дассена, сделать успел. Главный из них — это, безусловно, «Мужские разборки», предельно реалистичный нуар, венцом которого является получасовая сцена ограбления, во время которой персонажи не произносят не единого слова. Вместе с «Убийством» Кубрика (соседом по материалу) и «Асфальтовыми джунглями» Хьюстона эту картину можно считать одним из первых значительных «фильмов-ограблений» в истории. «Мужские разборки» во многом задали тон — все последующие выступления в жанре так или иначе делались с оглядкой на фильм Дассена.

 

«Убийство» / The Killing (1956)

 

 

Стэнли Кубрик известен всему миру не только своим непростым нравом и максималистским подходом к работе, но и многослойными, тягучими фильмами, многие из которых, несмотря на определенную тернистость, заслуженно входят в фонд мирового кино. Однако, мало, кто знает, что начинал американец свою карьеру с жанровой криминальной ленты «Убийство», снятой за копейки и без какого-либо надзора со стороны продюсеров (последнее условие Кубрик умудрялся сохранять на протяжении почти всей своей непростой карьеры). В центре сюжета — несколько мужчин, объединенных одним житейским горем — всем позарез нужны деньги. Они придумывают хитроумный план ограбления ипподрома, но, как это обычно и бывает, вскоре события начинают развиваться совсем не так, как предполагали герои. «Убийство» примечательно тем, что здесь, возможно, впервые в кино, план ограбления подается, как заковыристый ребус — Кубрик бережно вырисовывает перед зретелем каждую деталь, постепенно по кирпичику выстраивая ход событий. Любовь к такого рода сюжетным головоломкам в последствии станет самой запоминающейся чертой многих фильмов подобного жанра.

 

«Афера» / Sting (1973)

 

 

«Афера» — картина, которая возвела жанр «фильмов-ограблений» в элиту голливудского кино. 10 номинаций на «Оскар», 7 статуэток, великолепная игра Редфорда и Ньюмана в тандеме (повторный бенефис после «Буча Кэссиди и Санденса Кида») и знаменитый рэгтайм Скотта Джоплина за кадром. «Афера» — наверное, самый близкий к определению «кино на все времена» фильм из списка. Здесь все прекрасно — от Ньюмана в роли афериста-алкоголика до собственно грандиозной аферы в исполнении главных героев в финале картины. Легкий, с тонким чувством юмора фильм Джорджа Роя Хилла до сих пор остается одной из любимых картин американцев, примерно, как «Бриллиатновая рука» или «Иван Васильевич меняет профессию» для наших соотечественников.

 

«Собачий полдень» / Dog Day Afternoon (1975)

 

 

Культовая картина от классика американского кино Сидни Люмета («12 разгневанных мужчин») пересказывает историю о двух бандитах-неудачниках, решивших обокрасть банк в Бруклине в 1972 году. В отличие от многих представителей жанра, здесь нет фигурного плана ограбления, четкого разделения на «плохих» и «хороших» и других очевидных вещей. Люмету интересно другое - он ставит камеру внутри банка и без прикрас начинает конспектировать все шаги горе-грабителей. Выясняется, что главный герой Сонни — отчаявшийся, жалкий человек, которому нужны деньги только для того, чтобы оплатить операцию по смене пола своему любовнику. Он совершает глупости, часто заступает за черту закона, но в целом, Сонни — вполне обычный человек со своими тараканами. Люмет сознательно снимает Dog Day Afternoon в псевдо-документальном стиле, чтобы у зрителей возникло ощущение того, что они сами принимают участие в событиях фильма. В итоге лента про ограбление превращается в очень трогательную историю маленького человека в большом городе, у которого от бытовых проблем невовремя поехала крыша.

 

«Бешеные псы» / Reservoir Dogs (1991)

 

 

Великий дебютный фильм-ограбление Квентина Тарантино, в котором собственно само ограбление почти полностью остается за кадром. Почти весь фильм — это последствия неудачной операции, а по сути — разговоры мужчин в костюмах в каком-то заброшенном складе. Как и все последующий ленты Тарантино, «Бешеные псы» построены на виртуозных диалогах, чрезмерном внимании к современной поп-культуре, прекрасных артистах и, конечно, жестокости. Однако, шарм «Бешеных псов» держится, в первую очередь, на скудной смете картины. После одинаково безразмерных и бестолковых «Бесславных ублюдков» и «Джанго», стало окончательно ясно, что Тарантино противопоказано давать большие бюджеты — он все равно не очень понимает, как правильно расставлять в кадре две сотни статистов. «Бешеные псы» же в этом плане — это дистиллированный, неперегруженный, голодный до славы, и поэтому необыкновенно тонкий и остроумный Тарантино. Одним словом, уникальное и до сих пор ни на йоту не устаревшее кино.

 

«Подозрительные лица» / Usual Suspects (1993)

 

 

Фильм Брайана Сингера — одна из первых картин в очень нишевом жанре «обязательно досмотреть до конца». Как и в, например, «Шестом чувстве» Шьямалана, все кусочки сюжетной мозаики собираются только в финальной сцене фильма. Но до нее еще надо как-то дожить, поэтому первый час мы знакомимся с героями — кучкой не слишком успешных (с виду, по крайней мере) преступников, которых нанимает некто Кайзер Сузе, загадочная личность в криминальных кругах. Любая дополнительная подробность о сюжете «Подозрительных лиц» может испортить все удовольствие от просмотра, поэтому быстро сменим тему. Как и любое кино, которое строится, в общем, на одном, пусть и очень эффектном приеме, картина Сингера при каждом повторном просмотре теряет изрядную толику своего обаяния. Однако, чего уж греха таить, первый просмотр «Подозрительных лиц» может подарить вам мало с чем сравнимое удовольствие, поэтому пропускать такой фильм просто невозможно.

 

«Схватка» / Heat (1995)

 

 

Со «Схваткой» Майкла Манна все непросто: с картиной, с одной стороны, связано такое количество легенд, что хочется их всенепременно рассказать. Например, ходят слухи, что Манн специально не снимал Де Ниро и Пачино в одном кадре лицом, потому что одного экрана мало для двух таких великих людей. Но с другой — о фильме за последние 15 лет было столько сказано, что найти сейчас нужные слова и не повторяться очень-очень сложно. Посоветуем в этом смысле очевидное: просто включить знаменитую сцену ограбления еще раз и просто чуть-чуть помолчать, прислушиваясь к механической симфонии фильма. Ведь по сути, все, что нужно знать о «Схватке» перед просмотром — что перед вами главное кино про мужчин на работе в истории американского кино.

Еще 7 фильмов для тех, кому не хватило: Трилогия Оушена, «Ва-Банк», «Ограбление по-итальянски», «Карты, деньги, два ствола», «Дикость», «Асфальтовые джунгли».

Также по теме

Также по теме