5

Почему Bloodbath Kavkaz — очень важная игра

Почему Bloodbath Kavkaz — очень важная игра

В феврале прошлого года в сервисе Steam Greenlight появилась игра Hotline Kavkaz, «брутальная история об одном горце» (мы заменили исходный вариант из этических соображений), как на тот момент ее кратко охарактеризовали создатели. Greenlight работает следующим образом: абсолютно любой разработчик предлагает свой проект пользователям Steam, и если игра набирает достаточно положительных оценок от сообщества, то получает дистрибуцию от крупнейшего цифрового магазина компьютерных игр в мире. За минувший год с небольшим Hotline Kavkaz оформилась более четко с точки зрения идеи, претерпела серьезную переработку этической стороны и сменила название на Bloodbath Kavkaz из-за возможных проблем с авторами Hotline Miami. Но главное — игра получила поддержку сообщества в Steam Greenlight и выйдет 20 апреля.

Bloodbath Kavkaz — бесстыжий клон Hotline Miami, но клон не пустой. История развивается вокруг молодого дагестанца Шамиля, который приехал в Москву и приуныл из-за окружающей его действительности. В результате герой становится киллером, работающим под диктовку таинственного незнакомца. Разработчиков Dagestan Technologies нельзя назвать экстремистами, скорее — провокаторами. У них нет прямой цели оскорбить или унизить кого-то своей игрой, хотя и униженные, и оскорбленные гарантированно найдутся. Более того, Bloodbath Kavkaz можно и нужно считать знаковой игрой.

Видеоигры изначально устроены таким образом, что уводят пользователей в сторону от реальности. Чаще всего, довольно далеко в сторону. Взгляните на масс-маркет: ты либо ассасин, который прыгает по крышам без одышки, либо охотник на чудищ, либо солдат в каком-то несуществующем военном конфликте — все, что сейчас предлагают вам игры, это, в той или иной степени, фантастика.

Сцена пытки заложника в GTA 5 вызвала множетсво противоречивой полемики сразу после выхода игры в 2013 году.

Одной из самых востребованных игр уже три года остается Grand Theft Auto 5, и вы знаете, почему. Эта игра не стесняется показать то, о чем другие без видимых причин молчат, продолжая витать где-то в параллельной реальности. Главные герои этой игры — мужики с крупными проблемами, один из них черный. Их окружают байкеры, наркоманы, хипстеры, гомосексуалисты, просто идиоты. Rockstar Games здорово играет на том, что происходит в мире в эту самую секунду, и играть интересно не только из-за машин и перестрелок, но и из-за злободневности контекста.

Безусловно, все остальные игры о чем-то да рассказывают, и некоторые проекты несут любопытные авторские послания. Но они начали там, где кино и литература закончили: фантастика, фэнтези, зомби, путешествия во времени — классическое искусство коснулось этих тем в уже сильно зрелом возрасте. В отличие от видеоигр, которым всего тридцать лет. За это время люди придумали, как зарабатывать на играх очень много денег, превращать их в рекламный, тренинговый и образовательный инвентарь. Но как инструмент коммуникации по актуальным вещам игры до сих пор находятся в стадии формирования.

За нашими окнами, помимо Красной площади, весны и фаст-фуда есть кое-что еще: Бирюлево, финансовый кризис, футбольные фанаты, электрички, полиция, люди разных национальностей. Это так или иначе касается всех, кто здесь живет. Подавляющее большинство игр стабильно избегает остросоциальных, проблемных тем, зато подвергается критике на тему сексизма. Это же смешно.

Сатира — удел зрелых медиа. Шутить так, чтобы было смешно, по-доброму или злобно, но, главное, остро, получается не у всех. Если на Западе уже довольно давно есть GTA, Postal и другие замечательные вещи, то российские разработчики давно перестали даже пытаться. Несколько лет назад так называемая отечественная индустрия хотела взяться за воспитание патриотических чувств игроков и даже впряглась в какие-то государственные тендеры, но достойные игры по следам той истории так и не увидели свет; патриотизма тоже как-то не прибавилось. Bloodbath Kavkaz — яркий представитель альтернативной сцены видеоигр и наглядное доказательство того, что от общедоступности ресурсов разработки и продвижения есть очевидная польза. К концу апреля вокруг игры поднимется предсказуемый шум, скорее всего, будет какой-нибудь скандал, и, возможно, даже найдется повод запретить Bloodbath Kavkaz для распространения на территории России. Если так произойдет, будет обидно: это первая за долгое время попытка высказаться по действительно острой теме в формате гораздо более сильном, чем телевидение, газеты и Lifenews. А заодно и важная летописная отметка: 20 апреля — день, когда скромная видеоигра от группы энтузиастов осмелилась шагнуть туда, где до этого видеоигры замечены не были. 

Также по теме

Также по теме