1

Стокгольмский синдром: впечатления от Dark Souls

Стокгольмский синдром: впечатления от Dark Souls

— Избавься от него, — говорит мне Тайлер. — Слишком молод.

Я спрашиваю Тайлера, сколько это лет — слишком молод?

— Не имеет значения, — отвечает Тайлер. — Если кандидат молод, мы говорим ему, что он слишком молод.

Если он толстый, мы говорим ему, что он слишком толст.

Если стар — что слишком стар.

Если тощий — слишком тощ. Если белый — слишком бел.

Если черный — слишком черен.

Именно так проверяли кандидатов в буддийских монастырях на протяжении квадриллионов и биллионов лет, объясняет Тайлер.

Кандидата посылают прочь, но если решимость его настолько сильна, что он прождет у дверей без еды под открытым небом три дня, тогда и только тогда он может войти и приступить к тренировке.

Чак Паланик. «Бойцовский клуб»

 

Я прошел Dark Souls — и не хочу этим хвастаться. Ни в коем случае не подумайте, что этот текст был написан лишь для услады моего эго и ради желания всем-всем-всем рассказать, какой я хардкорный и крутой геймер. В конце концов, Dark Souls — это видеоигра. Пройти ее — это не то же самое, что построить дом, вырастить сына или даже посадить жалкий кустик в парке. Да, она действительно сложна, по праву считается одной из самых безжалостных и недружелюбных игр последних лет, но считать ее прохождение какой-то жизненной вехой — как минимум глупо и… Да к черту! Я прошел Dark Souls — и я безмерно этим горжусь. Простите.

Если мне когда-нибудь еще придется составлять свое резюме, я обязательно впишу это маленькое достижение в графу личных качеств — прямо рядом со «стрессоустойчивостью», «целеустремленностью» и «силой воли». Вряд ли есть нужда в подробном рассказе о мраке и ужасе Dark Souls: ее сложность уже давно стала легендой, интернет-мемом и эдакой страшной сказкой, которую ветераны игры рассказывают казуальным геймерам. Может быть, вы даже сами как-то решили попробовать Dark Souls, наслушавшись рассказов о ее запредельной харкдорности. Может быть, вы тоже прошли ее до конца и присоединились к большому элитному клубу. А может быть, вы в ужасе выключили игру после первого часа — это нормально. Я вас понимаю.

Поначалу трудно представить, что Dark Souls потенциально может хоть кому-то понравиться. Не рассчитывайте на любовь с первого взгляда. Оставьте надежды, что с первых минут она будет стимулировать ваш центр удовольствия. Не смейте думать, что за ней вы сможете расслабиться после напряженного рабочего дня. Правда в том, что вам придется научиться любить Darks Souls — вам придется принять ее. Самое интересное, что этот долгий и очень трудный процесс протекает в пять стадий — точно те же, через которые проходят смертельно больные люди при принятии неминуемой гибели. Более чем символично — особенно для игры, чье PC-издание носит подзаголовок Prepare to Die Edition.

Стадия первая — «Отрицание». Вы не верите, что Dark Souls может быть настолько сложной игрой. «Я просто делаю что-то не так, — проносится у вас в голове после третьей смерти от ударов самых легких зомби. — Может, я выбрал не тот класс? Наверняка я где-то в меню пропустил выбор сложности и теперь играю на самом жестоком… Видимо, я чего-то не знаю и играю неправильно, да?». Нет. Умом это понимаешь, но все равно отрицаешь: уж больно привык к чекпоинтам через каждые тридцать секунд, регенерации здоровья и прочим казуальным радостям. Dark Souls каленым железом выжигает эти привычки: вы либо принимаете условия разработчиков, либо идете дальше стрелять в Call of Duty.

Стадия вторая — «Гнев». Вы удивитесь, какие матерные лексические конструкции способны изобретать, когда безвозвратно потеряете несколько десятков тысяч душ. Злость, гнев, ярость, бешенство вплоть до истошных криков и разбитого о стену геймпада — здесь это в порядке вещей. Смерть тут наступает внезапно, часто вы погибаете до невозможности глупо, и при этом теряете весь прогресс за последние полчаса. Готовьтесь к тому, что ваши соседи, домочадцы и просто близкие люди узнают о вас много нового — это Dark Souls, господа.

Стадия третья — «Торги». Вы уже поняли, что Dark Souls очень сложна и что если продолжать играть так же и дальше, скоро вам понадобится конский успокоитель. Тогда приходит мысль: «А могу ли я как-нибудь обмануть систему?». Вы ищете в интернете информацию о всяческих багах, облегчающих убийство некоторых боссов и наивно полагаете, что чем выше ваш уровень, тем легче станет Dark Souls. Действительно — последнее отлично работает в других RPG, почему бы и здесь подобное не провернуть? Вы несколько часов усиленно «фармите» уровни персонажа, только чтобы понять, что ничего не изменилось — тут вы умираете не из-за низкого уровня и слабых характеристик. Вас убивает не слишком сильный монстр или непрокачанная броня. Нет, вас убивает собственное отсутствие внимания, дисциплины и концентрации. Иными словами, вы просто хреново играете.

И это осознание плавно подталкивает вас в яму самой темной стадии — «Депрессии». Для меня пик этой ступени пришелся аккурат на битву с парным боссом — Орнштейном Драконоборцем и Палачом Смоугом. Тогда Dark Souls, из раза в раз убивая моего многострадального персонажа, прозрачно давала понять: «Тебе здесь делать нечего. Дальше ты не пройдешь. Ты попытался пройти эту игру, но не смог. Если ты не сдашься, то и дальше будешь впустую тратить свое время. Поворачивай и уходи». И вы верите. Верите, что ничего здесь не стоите. Верите, что не смогли соответствовать резко восходящей кривой сложности. Верите, что дальше могут пройти только единицы избранных, к которым вы, к сожалению, ну никак не принадлежите. Вы больше не злитесь после каждой смерти — Dark Souls заключает вас в тугие объятия какой-то нереально горькой тоски, в которой тихо истлевает ваше самолюбие.

А потом что-то происходит — внезапно и почти незаметно. Вдруг у вас все начинает получаться намного лучше: вы технично уходите от замахов противников, вовремя ставите блоки щитом и правильно выбираете момент для решающего выпада. Казавшаяся неприступной игра вдруг становится такой прозрачной, понятной, логичной и… честной. Ваше сердце больше не выскакивает из груди в особо напряженные секунды, вы размеренно дышите, не злитесь и не волнуетесь — и не умираете бесславно и глупо, «споткнувшись» о рядовых монстров. Наверное, это как познать Дзен: вы вдруг обретаете ясность ума, запредельную концентрацию и начинаете использовать все знания об игровой механике Dark Souls. Вдох-выдох. Удар. Перекат. Блок. Удар, еще один. Пинок. Парирование, добивание. Вдох-выдох. И главное — Dark Souls больше не кажется вам такой уж сложной игрой. Здесь можно принимать поздравления — вы достигаете стадии «Принятия».

Только один этот момент «делает» всю игру. Ощущение какого-то внутреннего просветления снимает с ваших плеч целую гору. Вы принимаете смерть — вы принимаете Dark Souls. Вы осознаете, что за пару десятков часов с начала игры вы изменились: стали сильнее, собраннее, осторожнее и мудрее. Вы преодолевали препятствия, которые казались вам непреодолимыми. Вы побеждали врагов, которые казались вам непобедимыми. Вы находили в себе волю идти дальше и пробовать снова и снова, когда это казалось бессмысленным. Вы стали лучше.

И вот тут самое время спросить себя: если я смог проделать такой путь в видеоигре, то что мешает мне с такой же силой воли, самодисциплиной и целеустремленностью решать проблемы в реальной жизни?

Должен признаться: я начал играть в Dark Souls, переживая не самые лучшие времена. Не буду вдаваться в лишние подробности — это было очень непростое для меня время, когда по всем фронтам творилось нечто очень неприятное. Странно, но удушливая, беспросветно мрачная атмосфера Dark Souls вместе с бескомпромиссной непростительностью и холодной жестокостью самой игры рождали какое-то парадоксальное чувство комфорта. Безликий рыцарь идет сквозь тьму и орды кошмарных тварей, вдыхая жизнь в потухшие костры и неся тепло и свет в этот мир вечной осени. Он много раз умирает, теряет все, что у него есть, лишается человечности — но каждый раз возвращается, встает на ноги и продолжает свое безмолвное паломничество к единственной цели. Несмотря ни на что.

«Если он может — то и ты можешь. Вставай».

Простая как валенок истина — «Никогда не сдавайся» — в Dark Souls звучит как нигде более громко, ясно и четко. Разработчики из студии From Software долгое время издеваются над вами, выводят из психического равновесия и втаптывают в грязь вашу самооценку, но в финале вы обретаете подлинную гармонию и ценный жизненный урок, хоть и до обидного очевидный. Выбирай: сидеть у умирающего пламени костра в позе эмбриона или двигаться дальше.

И этот суровый урок вы не скоро забудете. Praise the Sun. Prepare to Die.

P.S.: Цифры, характеристики, количество наигранных часов, предпочитаемое снаряжение и прочие подробности моего прохождения Dark Souls спрятаны под спойлер — дабы не смущать еще не знакомых с игрой читателей. Вся подноготная находится на расстоянии одного клика вот сюда ↓

Dark Souls съела более 65 часов моей жизни — сейчас мне не жалко ни одной потраченной на игру минуты. Знаю, финального босса можно было убить гораздо раньше, но я хотел изучить DS вдоль и поперек, убив всех боссов (в том числе и тех, что были добавлены в DLC). Пощадил я только Присциллу в Нарисованном мире Ариамиса, потому что у меня правило — не бить хвостатых женщин.

Cвоего персонажа я решил развивать по классическому билду воина — в приоритете были характеристики здоровья, силы и выносливости. Долгое время ходил в прокачанном сете Элитного рыцаря, но потом поменял его на сверхтяжелую броню Хавела. Блоки Щита Арториаса мне сразу полюбились.

Кроме того, смеха ради я полностью прокачал пиромантию, которая пару раз оказалась очень полезной.

В самом конце я выбрал концовку Dark Lord. Потому что от мысли, что все это время я играл за дрова для костра, была очень неуютной. Да и потом — зачем оттягивать неизбежное?
 

Также по теме

Также по теме