0

На пересдачу: чему учит Dark Souls

На пересдачу: чему учит Dark Souls

Мои отношения с Dark Souls складывались, как складывается в совсем юном возрасте любовь: вместо почтительных знаков внимания друг другу мы обменивались нелепыми грубостями. Она, привлекая внешностью, заманивала в ловушки, обманывала и издевалась; я публично хаял ее последними словами, но не сдавал позиций. Потом эта нелепая связь перетекла примерно в ту же историю, что была у Бейсингер и Болдуина в «Привычке жениться». Когда мне начинало казаться, что я выучился, наконец, на собственных ошибках, а на моем лбу не оставалось живого места от граблей, она выкидывала самый подлый трюк из всех возможных, и я бросал ее на пару месяцев. Стоило мне твердо решить, что все позади, как она затягивала меня обратно.

Так прошел год. Я до сих пор не закончил с Dark Souls, но моя супруга, кажется, уверена в обратном: она была свидетелем битв с Орнштейном и Смоугом, терпела мои истерики и на какое-то время смирилась с тем, что моим лучшим другом стал планшет, на котором я постоянно смотрел, как убить того или иного врага. Мне было плевать на все. В какой-то момент это даже перестало походить на нормальные отношения с игрой и превратилось в дело принципа: я помню, что такое «Денди», я миллион раз прошел Contra Force, я гуру Battletoads (вспомните уровень с погоней на скутерах!) — и тут какая-то Dark Souls будет говорить мне, что у меня ничего не получится? Иди сюда.

Сейчас я начал играть в Dark Souls 2. Первая часть уже недалека от финала, но пока на паузе — мне неприятно, что эта игра заставляет семью дергаться от моих криков, но последнее слово будет за мной. Я жду момента, когда смогу сесть за Dark Souls и освоить ее без перерыва на обед. После этого катарсиса я куплю себе коллекционное издание — поставить на полку в качестве трофея, как охотник вешает на стену голову убитого свирепого зверя. А Dark Souls 2 я начал проходить именно сейчас, потому что хочу осилить ее до появления бесконечных мемов, «летсплеев» и прочего медиамусора, который может испортить впечатление от игры. Я хочу сюрпризов и чуда.

Dark Souls кое-чему меня научила, и первые три часа во второй части мне удалось не умереть ни разу. Потом этот праздник закончился и, зазевавшись, я был нанизан на огромый меч, проклят и сброшен со стены в ров с говном. Если вы не играли в оригинал, то начнете испытывать трудности раньше меня, и я хотел бы вам помочь. Вот что вам нужно знать заранее.

Реальный навык > условности

После декады игр, в которых умереть сложнее, чем включить телевизор, Dark Souls 2 вас здорово освежит. Вы поймете, насколько велика цена ошибки и сладок вкус победы, когда после дюжины попыток вам наконец удастся убить босса. И неважно, что в качестве награды вы получите какую-нибудь невзрачную волшебную козюлю — в отличие от других современных ролевых игр, главная награда здесь — возможность победно крикнуть что-нибудь матерное и с облегчением вздохнуть.

Да, это ролевая игра — с развитием, инвентарем и прочим, но приоритетнее всего здесь ваше умение играть, а не цифры в параметрах героя. Интернет полон видеороликов, показывающих, как игрок, персонаж которого совершенно гол, неразвит и вооружен грязной тяпкой, убивает сильнейшего врага в Dark Souls, не получив при этом ни единой царапины. Важно, как вы играете, а не выглядите — персонаж высокого уровня может на какое-то время внушить вам уверенность в себе, но рано или поздно она рассыплется в прах. В тот самый момент, когда вы решите, что фантазия разработчиков ограничилась врагами, нападающими из-за угла или со спины, вам на голову упадет чугунный шар.

Плюс, пройдя одну и ту же локацию десяток раз, на одиннадцатый вы можете попасть в неожиданно коварную ситуацию и в драке с самым тривиальным противником умереть настолько глупо, что вам станет стыдно перед самим собой.

Сохраняйте самообладание

Чуть ли не самое сложное в Dark Souls — перестать нервничать, сосредоточиться и начать думать. В игре полно ситуаций, которые на первый взгляд кажутся безвыходными. Например, здесь совершенно дикий дизайн боссов: они выглядят настолько ужасно, что, пока вы будете под впечатлением стоять с открытым ртом, ваш герой превратится в пюре для младенцев. Часто бывает так, что нужно просто подставиться под удар и умереть хотя бы раз, чтобы понять, что умеет делать тот или иной противник. Это знание не спасет вас от гибели и нервного срыва, но, по крайней мере, как-то по новому умерев в пятидесятый раз, вы не будете этому удивлены.

Как-то раз я дрался с боссом Gaping Dragon, который бил меня всеми частями тела, взлетал и падал на меня всей тушей, а если и подпускал поближе, то лишь для того, чтобы схватить и сожрать. В панике я нажимал все кнопки подряд, от чего еще больше паниковал и в итоге сломал меч. Сломанным оружием драться можно, но его характеристики драматически снижены, и серьезного разговора не получится. Тем не менее, взяв останки моего вполне себе swag-меча, некогда предмета моей гордости, в обе руки, я смог одолеть канализационную абоминацию. Как? Потихоньку.

Рассчитывайте только на себя

Как в Dark Souls, так и в Dark Souls 2, после совершения определенных действий вам позволяется призвать на помощь одного из встреченных ранее персонажей — и отправиться на битву с боссом, заручившись поддержкой напарника, управляемого искусственным интеллектом. Это не панацея. Иногда помощник действительно может оказаться полезным: пока его будут топтать, вы сможете обойти противника с тыла и нанести несколько ударов с незащищенной стороны. Но тем самым вы ставите себя в пассивную позицию и перестаете быть полноценным хозяином положения: вместо одного непредсказуемого AI вы сталкиваетесь с двумя — пусть один из них и искренне пытается вам помочь.

Однажды получилось так, что компьютерный напарник полностью взял стратегическую инициативу в свои руки. Оббежав врага, как тогда показалось, с уязвимой стороны, я хотел нанести ему серию разящих ударов. Вместо этого я попал под горячую руку, оказался типичным «третьим лишним», и боссу хватило единственного замаха — даже не удара, потому что целился он не в меня — чтобы отправить моего героя в далекий полет. По пути я сто раз пожалел, что решил дать себе отдых. 

Будьте внимательны

При всей своей коварности и непредсказуемости, Dark Souls (и, как я уже успел выяснить, Dark Souls 2) — крайне справедливая игра, раздающая по заслугам. Все, что от вас требуется, — внимательность к деталям. Если не торопиться и присматриваться к тому, что происходит вокруг, можно сэкономить массу времени. Игра вас никуда не торопит: противники шашками расставлены на локациях, боссы скрываются в отдельных герметичных зонах, и даже в тех ситуациях, когда вам кажется, что виной вашей смерти была нерасторопность, все совсем наоборот: вы зачем-то поторопились.

У всех врагов есть слабости. Даже в самых опасных зонах игры есть места для передышек. А самые коварные ловушки обязательно отмечены различными опознавательными знаками. Все это кажется очевидным, когда вы понимаете, как работает Dark Souls — чаще всего, правда, бывает уже слишком поздно.

На полу лифта, в пассажира которого на конечной остановке вонзаются штыри, видны обильные пятна крови.

Мост, над которым пролетит дракон и сожжет все дотла, местами обуглен. 

Ловушка для жадин: заигравшись поиском сокровищ, можно попасться в лапы мимику — монстру, который притворяется сундуком и при попытке открыть его в один присест откусывает герою голову. Надо заметить, что цепь, лежащая возле каждого сундука, у мимика лежит немного иначе.

***

Есть еще один момент, о котором я хочу вас предупредить. Он не имеет непосредственного отношения к тому, что происходит в игре. Dark Souls настолько сильно захватывает дух и закаляет тех, кто принял вызов и не бросил играть после первого десятка идиотских смертей, что вы столкнетесь с новой неожиданной проблемой. Вы утратите возможность играть в т.н. «нормальные» игры. Если вы поймете Dark Souls, то увидите, что в этой игре прекрасно все: от механики и атмосферы до дизайна и саундтрека. Да, это не просто.

Когда я учился в начальной школе, я не любил читать книги, я любил велосипед. Ежедневно во время летних каникул я должен был читать по, скажем, тридцать страниц чего-то из школьной программы, после чего пересказывать прочитанное родителям — они проверяли, насколько честно я подхожу к вопросу. Я вел себя добросовестно, но в книгах видел только буквы, какую-то историю и номер страницы, — чтобы сосчитать, сколько осталось до выполнения норматива. Я не видел того, что хотел донести своей историей автор.

Так вот, сложность Dark Souls — это страницы. Это буквы. Ее суть — по ту сторону того, что видят глаза. Остальные современные игры сейчас кажутся велосипедом «Дружок» с дополнительными колесами, прикрученными, чтобы я не упал.

Также по теме

Также по теме