0

Resident Evil: грехи отцов

Resident Evil: грехи отцов

В этом марте самой первой Resident Evil исполняется 19 лет. Логично предположить, что Capcom постарается как-то отметить грядущий юбилей одного из своих самых успешных детищ. Лучшего подарка для фанатов, чем полноценная седьмая часть, наверное, и не придумаешь. Впрочем, любовь к классике не должна туманить взор: хотя очередная Resident Evil в любом случае остается желанной миллионами, в массе своей потенциальные покупатели наверняка понимают слабые стороны этого великого сериала. Что бы вы ни ждали от очередной Resident Evil — напряженного хоррора, зрелищных взрывов или интригующей истории, Capcom совершенно точно могла бы сделать свою будущую игру намного лучше предыдущей. Так почему бы не вспомнить все то, что тянет Resident Evil назад и не дает ей раскрыть свой потенциал в полной мере?

Первая часть сериала больше остальных тяготела к адвенчуре (Resident Evil HD Remaster)

Если взять таинственный вирус, плохую корпорацию, двух-трех злодеев и как следует их перемешать, то в любом случае получится фабула одной из частей Resident Evil. В самой истории уровня третьесортного боевика нет ничего плохого, но когда одни и те же события повторяются раз за разом, то это начинает утомлять. Спасаете ли вы дочь президента, свою шкуру или просто весь мир, во всем всегда виноваты маньяк-социопат, кто-то из его подручных и вредоносная мерзость, будь то очередная зараза или новый паразит.

Отдельные огрехи всегда можно простить, если они компенсируются чем-то другим. Вряд ли историю первой Resident Evil можно было назвать гениальной, но оригиналу точно не откажешь в атмосферности. Возьмите те же компоненты (тот же вирус, ту же корпорацию, тех же злодеев), добавьте мрачный особняк, и игра уже будет смотреться совершенно иначе. То ли уход Миками так сильно ударил по Capcom, то ли там никогда и не понимали, что сериал всегда любили не за кривые перестрелки, а за что-то совсем другое.

Resident Evil 4 не только популяризовала QTE (привет, Resident Evil 3), но и произвела революцию в управлении и в игровом процессе 

Есть, правда, еще один момент, который задрапировать особняками не получится: сценарий. Самую обычную историю можно рассказать талантливо или бестолково. Resident Evil 6 как раз очень неплохо держалась в том смысле, что на одни и те же события предлагали смотреть с четырех разных точек зрения. Не новость для знакомых с Клэр или Джилл, но беда в том, что все потуги сценаристов были заведомо обречены на провал, ведь если в Resident Evil есть злодей, то в конце он обязательно окажется чем-нибудь заражен, мутирует в какую-нибудь дрянь размером с теплоход, и с ним придется сражаться, причем несколько раз. Возможно, под тиканье таймера. Вполне вероятно, что добивать придется из реактивного гранатомета. Герои, правда, тоже не отстают: наивная патетика персонажей (спасение мира, горечь утраты, самопожертвование во имя борьбы с биологическим терроризмом) коробит каждый раз, как Леон или Крис открывают рот.

В очередной раз вместо внятного объяснения отмахиваясь беспомощным «нет времени объяснять», Ада Вонг лишь набивает себе цену. Resident Evil погрязла в пафосе и примитиве. Вряд ли, конечно, Capcom когда-нибудь свернет на путь здоровой самоиронии (в этом она может упражняться в своей же Dead Rising), но конкретно этому сериалу подобное и не нужно: вложить бы в уста персонажей соответствующие ситуациям реплики и небанальные замечания — глядишь, и наблюдать за хитросплетениями сюжета было бы интереснее.

Resident Evil Revelations стала попыткой вернуться «к истокам». Перестрелки, правда, по-прежнему доминировали над головоломками

System Shock 2, Dead Space (по сути, симбиоз System Shock 2 и Resident Evil 4), Silent Hill — лихие сценарные виражи к лицу любой игре, особенно, если она претендует на звание хоррора. В Resident Evil встречаются некие подобия интриги (например, в Revelations — названия кораблей и связанный с ними сюрприз), но в Capcom будто бы боятся как следует ее закрутить и тем самым отпугнуть «массовую публику», на которую эта компания всегда и ориентировалась. Если уж классический survival horror (а последние номерные выпуски Resident Evil едва ли можно отнести к этому жанру) плохо стыкуется с многомиллионными продажами, то почему бы не вернуть сериалу былую атмосферу, которая всяко лучше жалких «скримеров», выпрыгивающих из вентиляции. Нет, иногда даже такой избитый прием может заставить вздрогнуть — хотя бы из-за внезапности появления. Но, как мы уже выяснили выше, в Resident Evil с каждым годом все меньше неожиданного. И это печалит: предсказуемость — главный враг страха.

Хотя Resident Evil всегда тяготела скорее к триллеру или даже боевику, нежели к полноценному «ужастику», но на руку последнему долгое время играли неудобное управление и специфическая камера. В Resident Evil 4 все это значительно усовершенствовали, но вопросы остались. Про коварного виртуального оператора Resident Evil 6 даже вспоминать не хочется, вопрос в другом: большая часть главных действующих лиц — военные, бывшие полицейские и действующие секретные агенты. И за долгие годы борьбы с разнообразными монстрами они стали лишь немногим более ловкими и сильными. Неверно считать, что криворукость главного героя и строптивая камера — секретный ингредиент настоящего хоррора. Старые Thief и System Shock 2 были очень удобными, но умели припугнуть, хотя даже к survival horror прямого отношения не имели. Ловкий и быстрый персонаж (хотя бы в случае с вояками вроде Леона, Криса, Джилл) никак атмосфере ужаса не повредит. Главное ее, атмосферу, создать.

В иные времена из этого эпизода сделали бы головоломку, но не в шестой части: достаточно просто нажать клавишу действия

А у Resident Evil многие годы свое, понятное лишь людям в теме настроение. Если в ранних частях лечение растениями можно было принять (хотя бы из-за предыстории, с учетом места действия), то почему теперь эти горшочки разбросаны буквально везде: в Америке, в Европе, в Азии — непонятно. Любой сериал тяготеет к каким-то условностям, вот и у Resident Evil свой фетиш. Двери, например. Даже в динамичной шестой части постоянно приходится иметь с ними дело и тратить время на просмотр анимации их открытия и (иногда) закрытия. Но хуже всего, конечно, бесконечные QTE: с ними японцы в последнее время явно перебарщивают, но едва ли добиваются ожидаемого эффекта «киношности». Capcom уже почти выдавила остатки приключенческого жанра из своей изначально очень «адвенчурной» разработки, но на абсолютный боевик пока не отважилась. Ей бы не на старую механику лепить банальную Call of Duty, а сделать экшн-ответвление про Аду Вонг — вот это было бы интересно.

В дни выхода Revelations 2 (сиквела Resident Evil Revelations, изначально заявленной «для фанатов») полезно подумать о будущих «откровениях» Capcom: откажутся ли японцы от чего-нибудь в будущем (а такое бывало), ждет ли нас изменение основных механик (и такое было), увидим ли мы настоящий перезапуск. Как бы то ни было, в ряду зомби-игр Resident Evil всегда будет стоять особняком. А критичный взгляд на вещи не помешает даже самому преданному поклоннику Джилл, Криса, Леона, Клэр и Ады. Все мы, в конечном счете, хотим одного: чтобы следующая Resident Evil  была как можно лучше.

Также по теме

Также по теме