0

White-Ra: «Приятней держать в руках золотую медаль, чем чек на $10 000»

White-Ra: «Приятней держать в руках золотую медаль, чем чек на $10 000»

Алексей «White-Ra» Крупник, известный как профессиональный игрок в StarCraft II, в последнее время не так часто попадает на крупные турниры в роли участника. Однако он продолжает тренироваться и выступать на международном уровне. В разговоре с Gmbox.ru Алексей рассказал о старте своей карьеры, поделился секретами успеха а также пояснил, почему StarCraft II сдает лидирующие позиции другим киберспортивным дисциплинам.

Ваш киберспортивный путь начался в 1998 году,  когда компьютерные соревнования только появлялись. Почему вы решили стать профессиональным игроком?

Мой киберспортивный путь начался несколько раньше, чем принято думать. Это в StarCraft я играю именно с 1998 года. Вообще, мне с детства нравилось соревноваться. Мы играли с друзьями в футбол, баскетбол, на велосипедах катались, как все обычные дети. В таком возрасте все мечтают о победах. Когда появились компьютеры и игры с многопользовательскими режимами типа WarCraft, Age of Empires, Duke Nukem, я обратил на них свое внимание. Это было круто, потому что перед нами открылись новые миры, возможности. Ты мог проявить себя, как игрок. И вот этот соревновательный дух способствовал юношескому азарту. Так я решил попробовать себя в компьютерных играх.

Когда поняли, что StarCraft — ваша любимая игра? После первой победы?

Наоборот, после первого поражения. Мой друг привел меня впервые на турнир, который проводился в формате 2 на 2. У меня была сломана рука, но на кнопки нажимать я мог. Естественно, мы потерпели поражение. Но именно тогда мне захотелось отыграться. Я начал усиленно тренироваться. Мы продолжали ходить с другом на соревнования, но у нас ничего не получалось. Через месяца два-три у нас пошли первые победы на турнирах, причем очень уверенные.

С тех пор вы провели в игре не один год и выиграли большое количество наград разных категорий. После StarCraft: Brood War вы перешли на StarCraft II: Wings of Liberty, вместе с вами это сделали десятки других профессиональных игроков. Но далеко не у всех получилось проявить себя. Почему?

Это две абсолютно разные игры. В StarCraft II не такой глубокий баланс, как в Brood War. Он и проще. Тебе не нужно иметь 300 или 400 APM (actions per minute — количество действий за минуту — здесь и далее прим. Gmbox). У меня был, например, 220. Сейчас 130-140. Не то что бы я обленился, просто столько кликать не нужно. Все, что от тебя требуется — заранее выбрать правильную стратегию.

В StarCraft II очень сильные «тайминговые» атаки (атаки в определенное время до или после создания необходимого количества боевых юнитов, улучшения определенных технологий — прим. Gmbox). Если не смотреть за тем, что делает противник, тебя уничтожат в один момент. Даже если тебе удалось отбиться, но ты потерял много рабочих, шансы на победу минимальны. Здесь нет такой динамики, как в Brood War, где один твой отряд атаковал дополнительную базу, другой — высаживался на главную, и при этом ты контролировал сражение в двух местах сразу. Сейчас бой длится достаточно быстро, многое зависит от позиции. Все эти причины приводят к тому, что профессиональные игроки, которые выступали в StarCraft: Brood War, не могут себя реализовать во второй части. И уже нет такого лидера, который выигрывал бы все подряд.

Вы всегда играли за протоссов. Почему именно они?

У них больше технологичных юнитов. Я очень люблю нестандартные тактики. Их еще называют в народе «special tactics» (прим.: с англ. специальные тактики). Суть такая: удивил противника – значит победил. Поскольку у протоссов, в принципе, много юнитов, которых можно применить на том или ином отрезке игры, я стараюсь максимально использовать их возможности.

Почему же тогда special tactics не появились у других?

Так получилось, что я «забрендировал» эту тему. Игрокам же надо во что-то верить… В итоге сообщество меня поддержало. Им не важно – побеждаю я или проигрываю. Они видят каждый раз: «О, опять special tactics, здорово». И я стараюсь держать марку. К тому же, многие игроки боятся рисковать и развиваться нестандартно, а я нет, потому что для меня зрелищность важнее результата.

Но сейчас вы все реже играете на турнирах.

С возрастом на игры остается все меньше времени. Все-таки у меня семья, да и пожить хочется нормально. Игроком я побывал не один год. Впрочем, я все равно остаюсь в сообществе, но не тренируюсь так, как раньше. Если будет какой-то крупный турнир типа WCS, но без корейцев, тогда будет мотивация ненадолго вернуться. Там хорошие призовые фонды. Без практики против корейских игроков делать нечего. Они как машины, делают все на высочайшем уровне. Чтобы сломать их стратегию, необходимо чем-то удивить.

Европейцы и американцы уже давно играют с корейцами. Почему же так редко они побеждают?

По сравнению с тем, что было в StarCraft: Brood War, мы преуспели. Был Stephano, был NaNiwa, которые много раз выигрывали в финалах против корейцев. Это уже большое достижение. Во времена StarCraft: Brood War ни одному европейцу не удавалось победить корейских профессионалов.

Вы начинали как игрок. Теперь работаете с игровыми компаниями. Но при этом на вас по-прежнему смотрят большое количество людей, которые хотели или до сих пор мечтают построить карьеру киберспортсмена. С учетом развития индустрии, как вы оцениваете риски на сегодняшний день? Чего здесь можно добиться?

Из 100% всех, кто мечтает стать профессиональным игроком, только пара процентов чего-то достигает. Чтобы выиграть один чемпионат, нужно потратить много сил и времени. И даже самый успешный результат не даст тебе стабильного дохода. Развитие киберспорта сейчас все равно находится на очень низком уровне. Есть команды, которые выстреливают, как Na’Vi. Ребята три раза попадали на чемпионат мира по Dota 2 и три раза оказывались в финале. Но нужно понимать, что это исключение из правил. Основная масса никогда ничего не достигнет.

Здесь, в первую очередь, нужен талант и способность быстро оценивать ситуацию в игре. Если желание попробовать себя в качестве киберспортивного игрока есть, то поиграйте 3-4 месяца. Если есть прогресс, продолжайте. Если нет, займитесь чем-нибудь полезным. Я сейчас считаю, что человек должен развиваться разносторонне. Не только как игрок, но и как личность. Вот просят тебя дать интервью на английском языке, а ты ни слова сказать не можешь, о чем с тобой тогда общаться? Надо обязательно иметь образование, иметь запасной аэродром. К тому же, всегда можно найти время и на тренировки, и на учебу. Главное — правильно составить график.

Много ли шансов у человек пойти работать в какую-нибудь игровую компанию после 5-10 лет карьеры игрока?

Почему нет? У тебя есть опыт не только как игрока, а как человека, который поможет разобраться в определенных аспектах, что-то подсказать, помочь разработчикам устранить ошибки. Такие люди, как и тестеры, будут всегда востребованы. Но опять же, нужно быть образованным. А иначе ты никак не донесешь до разработчика свою идею и не объяснишь, что именно ты нужен им.

Кстати, о разработчиках. Что там с заключительной главой StarCraft II?

Я думаю, они добавят два-три юнита для каждой расы, новые карты, ну и опять сделают ставку на киберспорт. Вот только если раньше StarCraft II: Wings of Liberty был локомотивом киберспорта, то сейчас нужно нечто большее, чем имя и репутация, чтобы снять сливки. Подтянулись конкурентные дисциплины вроде League of Legends и Dota 2.

Blizzard действительно нужно постараться, придумать что-то новое. Новые юниты — это интересно, но динамика-то не меняется. Больше следует работать над балансом и не бояться каких-то изменений. Просто им постоянно пишут жалобы по этому поводу, некоторым игрокам надоело уже ждать, когда исправят что-то, они просто перестают играть, интерес к игре падает. Blizzard Надо как-то быстрее реагировать, а не как у нас: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

В Корее тоже сейчас наблюдается серьезный спад…

Да, ушли из профессионального киберспорта BoXer, Bisu и многие другие.

White-Ra играет против знаменитого корейского зерга Jaedong на выставке Gamescom 2013.

А что с регионами?

Нужно развивать локальные сцены. Сейчас везде корейцы. Мы знаем, что они крутые, но дайте хотя бы один турнир, чтобы игроки из одного региона могли себя показать. Когда у них будет поддержка, в том числе и спонсорская, тогда начнут появляться новые звезды. К тому же, что интереснее: когда на турнире играют одни корейцы, или когда каждый игрок представляет свой регион?  Вот сейчас на Blizzcon приедут 15 профессионалов из Южной Кореи. И что? Да, люди будут смотреть по привычке, но аудитория могла бы быть выше. Вот Riot Games в этом плане молодцы. У них на чемпионат мира попали команды из разных регионов. И аудитория приходит на них посмотреть.

Многие говорят, что киберспорт должен стать подобием обычного спорта, как хоккей или футбол. Но учитывая то, что игроки борются не за золотые медали, а за деньги, получается, интерес только один.

Когда я начинал играть, о призах никто и не думал. Там и призы-то были смешные, но все же. Мы были мотивированы, хотели побеждать. Сейчас человек может зарабатывать на киберспорте. Так что, скорее всего, это будет бизнес со спортом.

То есть когда-нибудь за победу будут давать золотые медали, а не чеки?

Лет через пять, не раньше. Кто первый это сделает и покажет, что это работает, тот и будет впереди планеты всей. К тому же медаль и продать можно, но кто станет продавать память? У нас, в Украине, за победу на Олимпиаде дают $100 000. Тут тоже возможны подобные поощрения. Мне лично приятней держать в руках золотую медаль, чем чек на $10 000.

Также по теме