0

IGF 2013: когда сюжет превыше всего

IGF 2013: когда сюжет превыше всего

На этой неделе в Сан-Франциско проходит Independent Games Festival — главный смотр независимых игр со всего мира. На всякий случай, под независимостью в этой области подразумевается свобода не столько от издателя, сколько от всевозможных трендов, которые, как правило, издателем и навязываются.

Главное нововведение этого года — номинация «За лучшее повествование» (Excellence in Narrative). Кроме прочего ее появление сообщает очень важную вещь по поводу независимых игр, которую, возможно, не все замечают: это не только оригинальные решения в графике, звуке и игровых механиках (механики, к слову, зачастую старые), но и новый подход к подаче сюжета. Как уже многие поняли, с искусством, включая кино, игры сравнивать проблематично. Ключевое отличие игр от любых других медиа заключается именно в повествовательных возможностях. Долгие годы желтая пресса мусолит истории про то, как игры управляют сознанием, предположим, ребенка. Реальное положение дел таково, что формально  игры в самом деле имеют в своем распоряжении немного больше путей воздействия на сознание, чем любой другой вид искусства. Подражать чему-то конкретному, например, кинематографу игра не может и не должна: нарратив в ней формируется с учетом всех возможных изобразительных средств, включая текст, изображение и звук — а также механик, с помощью которых история оживает в руках игрока.

В номинацию «За лучший нарратив» жюри IGF включило пять игр, новаторски подошедших к вопросу повествования — как его средств, так и задействованных сюжетов. Замечу, что все игры вышли (или выйдут) пока что только на PC, все еще самой доступной для независимой разработки платформы. 
 

Cart Life

 

 

Разработчики Cart Life называют ее «симулятором продавца», но все немного сложнее. Одиночная кампания Cart Life — неделя жизни обычного человека, в самом деле работающего продавцом в Джорджтауне. Предлагаемая нам роль пересыпана бытовыми подробностями, которые не учитывает ни одна другая игра. Здесь нужно улыбаться клиентам, быстро считать сдачу, помнить про арендную плату своего киоска или магазина, про голодную кошку или ребенка в школе. Рутинная атмосфера предлагаемого сюжета подогревается простой игровой механикой: большинство действий здесь нужно набирать на клавиатуре, отчего к концу «рабочей недели» в Cart Life в самом деле шалеешь и понимаешь, что твои будни не такие уж и серые. Если вы, конечно, в самом деле не работаете продавцом газет в американской глуши.

Подробнее о Cart Life читайте в нашей рецензии.
 

Gone Home

 

 

Единственная до сих пор не вышедшая игра из этого списка разрабатывается людьми, причастными к созданию неплохого DLC для BioShock 2 — Minerva’s Den, и даже BioShock Infinite.
Главная героиня Gone Home возвращается домой, где вместе родных и близких находит только записку с просьбой никого не искать. Сюжет Gone Home разворачивается по ходу изучения опустевшего особняка, и заключен, кажется, в каждой попадающейся на глаза вещи — от семейных фотографий и кассет до игрушек и школьных рисунков. Как сообщают очевидцы, попробовавшие игру в деле, внимание к деталям настолько высоко, что игровая механика образуется практически на пустом месте — можно сказать, из голого любопытства игрока.
Точная дата выхода Gone Home не объявлена, что не помешало ей попасть в наш список самых ожидаемых игр этого года.
 

Thirty Flights of Loving

 

 

Этот шедевр самого что ни на есть интерактивного кино — за 10-15 минут умудряется прогнать перед нами отличную ленту с авантюрным сюжетом. Игроку при этом перепадает честь двигаться вперед по сюжету и изредка прыгать — чего вполне хватает, чтобы чувствовать себя причастным. Основной прием, который Thirty Flights of Loving заимствует из кино — резкие монтажные склейки, за счет своей внезапности компенсирующие любые недосказанности. Все происходит настолько стремительно, что нет времени даже возмущаться тому, как игра беспардонно скачет от сцены к сцене. На исходе эмоции переполняют с такой силой, будто позади не 15 минут неряшливой мультипликации на движке Quake 2, а два часа хорошего кино (коллега Курган подсказывает хорошее сравнение с Содербергом).
Первую игру Blendo Games, Gravity Bone, мы показывали в нашей недавней трансляции; сейчас калифорнийская студия работает над шпионским экшеном Quadrilateral Cowboy.
 

Dys4ia

 

 

В основе «Дисфории» (антоним слова «эйфория» в медицине) — сложная история девушки-трансвестита, пережившей курс гормонозаместительной терапии. Это как раз тот случай, когда сюжет игры повествует о действительно необычном явлении, в то же время реальном для современного мира. Большая часть читателей, да и людей вообще по многим причинам едва ли догадывается о том, что переживает человек в данной ситуации. Именно это очень доходчиво, хоть и схематично объясняет Dys4ia, моделируя различные ситуации, включая бритье полезших от проблем с гормонами усов (а речь все же идет о женщине), тесты на ВИЧ и томительное ожидание в приемной у врачей.
Сыграть в Dys4ia можно прямо в браузере.
 

Kentucky Route Zero

 

 

Kentucky Route Zero очень похожа на квест, но на самом деле от этого жанра в ней осталась разве что перспектива. Единственное характерное для классического квеста телодвижение — включить электричество в подвале бензоколонки — мы совершаем в самом начале, и надолго забываем о каких-либо загадках, кроме основной — что здесь, черт возьми, происходит. KRZ акцентирует внимание на более простых действиях: например, разговорах с другими персонажами или собственной собакой, если больше не с кем.  По ходу разговоров краски только сгущаются, а общей загадочности подыгрывает мрачная атмосфера: дело происходит глубокой ночью на шоссе номер 66, откуда герою нужно попасть в отсутствующее на карте место, а редкие встречные ведут себя предельно странно.
Подробнее о Kentucky Route Zero можно прочитать в нашей рецензии — по крайней мере, на первый эпизод из пяти запланированных.

Подробнее о других номинациях IGF 2013 читайте на официальном сайте фестиваля. Церемония награждения пройдет 28 марта в 6 утра по Москве.

Также по теме

Также по теме