0

Японский городовой: что такое Monster Hunter

Японский городовой: что такое Monster Hunter

Monster Hunter — это охота. Игрок создает персонажа и оказывается затерянной в фантастическом мире деревне, где обитает специальная гильдия охотников и созданы все условия для персонажа: личный домик, общественная столовая, кузнец, продавец, ферма и еще много чего . В отличие од других ролевых игр, здесь не надо вкладывать очки опыта (потому что их нет) в прокачку, развивать какие-то метафизические навыки и заниматься прочими статистическими подсчетами. Monster Hunter — это даже не JRPG, а четко выстроенный сложный экшн с простыми правилами: игрок сам выбирает себе оружие — меч, огромный меч, меч и щит, копье, лук, арбалет или молот — и в любой момент в деревне может поменять его на что-нибудь другое. В дальнейшем весь боевой реквизит — оружие, броню, другие предметы экипировки — игрок должен изготавливать себе сам. Материалы для так называемого крафтинга надо добывать на охоте за монстрами: динозаврами, гигантскими птицами, драконами, тварями подводными, а в четвертой части — и огромными пауками. Причем такой противник на локации, как правило, один. Все остальное — мелкая живность. Охота на «главаря» занимает почти час реального времени: его надо выследить, изучить повадки, отметить специальным маркером, наконец, убить или хотя бы ранить, чтобы потом поймать. Он сильнее человека во много раз и будет яростно сопротивляться. И скорее всего, убьет вас. Много-много раз.

История Monster Hunter началась с недопонимания: вместе с Resident Evil Outbreak, это был один из экспериментов Capcom по созданию онлайн-игр для PlayStation 2. В оригинале многое нуждалось в доработке: технические баги мешали перемещаться по локациям, нестабильное соединение с серверами (которые, тем не менее, отключили только в 2011 году) отпугивало многопользовательского режима, в то время как сама охота на монстров подразумевала обратное, и большинство интересных решений становились доступны только в многопользовательском режиме. Игроки должны были объединяться в группы и охотиться на особенно сильных монстров, и именно в онлайне им давали доступ к наиболее редким ресурсам, броне и оружию. В отличие от Resident Evil Outbreak, Monster Hunter в своем первозданном виде предлагала тогда еще новаторский для японцев подход к пониманию видеоигр.

Успех Monster Hunter в Японии обычно объясняют популярностью версий для PlayStation Portable. Это верно — с момента выхода первой части Monster Hunter Freedom сериал стал, буквально, продавать портативную консоль, причем вплоть до настоящего момента. Например, Monster Hunter Portable 3rd, так и не изданный в США и Европе, вышел в 2010 году. В первую неделю он занял первое место в японских чартах продаж, сместив оттуда Gran Turismo 5. Спустя две недели издатель сообщил о том, что за две недели продано два с половиной миллиона копий. К концу 2011 года было продано почти пять миллионов MHP3rd; теперь речь шла о самой продаваемой игре для PSP и самой быстропродаваемой игре в истории Capcom. Сейчас сериал прочно связан с платформами Nintendo: пока в Европе и США убивают динозавров в Monster Hunter 3 Ultimate, в Японии готовится к выходу MH4 для 3DS. Стенд с четвертой частью занимал центральную площадку Tokyo Games Show, очереди были огромные, причем специально обученные люди выдавали билеты на очереди в определенное время — без них стоять было бессмысленно.

Шутка в том, что первые Monster Hunter на PSP — это порты с версий для PlayStation 2. Они работали по тем же принципам, и точно так же были ориентированы на многопользовательский режим. Однако никакой речи об онлайне не шло. Когда стало понятно, что у японской аудитории на данный момент нет потребности в интернет-сервисах (более того, она ее пугается, думая, что онлайн заменяет сингл), Capcom убрали привязку к удаленным серверам, придумав кое-что поинтереснее. В Monster Hunter на PSP можно играть одному: выполнять квесты, убивать монстров, собирать разные ресурсы, ковать себе броню и оружие, как-то идти дальше по весьма условному сюжету. Но одиночество — сложный путь. Подразумевалось, что игрок, столкнувшись с особенно сильным монстром, позовет на помощь друга с PSP, встретится с ним где-нибудь (в школе, в кафе, в институте, да хоть в метро) и за полчаса они вдвоем пройдут квест. Или даже втроем-вчетвером.

Capcom активно продвигали эту идею и сами устраивали многочисленные сходки игроков. Продюсеры регулярно выступали в прессе: кто-то рассказывал о своих приключениях в фантастическом мире со страниц печатных изданий, а небезызвестный Кейдзи Инафунэ (дизайнер Mega Man) чуть ли не каждый месяц по часу объяснял как правильно играть и побеждать для «читателей» видеожурнала Famitsu Wave. При этом Capcom хорошо понимали, что сейчас переживают ситуацию, которая была с моделями Walkman с двумя разъемами для наушников: это пользуется спросом и интересно вопреки удобству: встречаться с кем-то, чтобы поиграть, не одно и то же, что сидеть дома в кресле и играть с теми же друзьями через Интернет. Но надо суметь подвести пользователей к чему-то новому — в том числе, к злополучному онлайну.

Monster Hunter стал полноценной частью японской поп-культуры

К тому времени сериал стал полноценной частью японской поп-культуры. В мультфильмах, например, если вспоминают видеоигры, то как правило именно Monster Hunter. Та же история с телесериалами. Причем на азиатском рынке прочно закрепилась практика «собраться вместе и играть», а онлайн все еще воспринимается как удобная и интересная, но не очень нужна функция. Это объясняется еще и тем, что портативные версии в Японии обычно выходили раньше домашних (по факту — уже HD-римейков) и значительная часть аудитории привыкла встречаться «в реале». Домашние версии, как вариант для Wii U, позволяли играть только через интернет, в то время как на той же 3DS был доступен только локальный мультиплеер. Capcom выпустили также версию специально под формат ММО: тем, кому никак не интересны ни портативки, ни встречи в кафе, предлагается играть на PC и Xbox 360. Правда, только в Японии.

Иная ситуация с англоговорящей аудиторией. Версии для PlayStation 2 она видела, да не запомнила. В версиях для PSP изначально вообще не было онлайн-режима, а самый последний англоязычный релиз работал через странный сервис посредством PlayStation 3. Capcom пускались во все тяжкие, пытаясь сделать сериал доступнее пониманию большинства, снизить порог вхождения и, как следствие, убрать острую необходимость в командной игре хотя бы на начальных, ознакомительных уровнях. Так, помимо перестановок в плане баланса, в игре проявились напарники — кошечки, ставшие чем-то вроде талисманов Monster Hunter. Благодаря им игрок не чувствовал себя одиноким, они действительно помогали в боях и мотивировали игрока на дальнейшее прохождение.

Но многим западным игрокам все-таки хотелось прочувствовать, каков Monster Hunter именно в кооперативном режиме, с реальными людьми.  Для этого Capcom в свое время даже открыли в Европе (в частности, в Великобритании) несколько клубов, куда любой мог прийти, устроиться на мягких пуфиках и найти желающих вместе выполнить какой-нибудь квест. Однако, они быстро опустели и закрылись. Почему? В одном из интервью Даиго Умехара, известный человек в файтинг-комьюнити, попытался объяснить разницу между западными и японскими турнирами или встречами такого рода. По его словам, в такой огромной стране, как США, геймеров очень много, но они могут жить в разных городах, штатах и так далее. Найти там людей по интересам, живущих близко друг к другу, крайне сложно. Для таких людей онлайн — это единственный способ увидеть многопользовательскую составляющую в действии. В Японии все гораздо проще: жители пригорода могут сесть на поезд и за двадцать минут добраться до крупнейшей аркады (зала игровых автоматов) в Токио или в любом другом городе. Это тесная страна, в которой довольно просто найти людей, разделяющих твои вкусы.

Как уже отмечалось в рецензии на Darkstalkers Resurrection, японская игровая индустрия часто кормится чужими идеями. Когда Monster Hunter Freedom «выстрелил» и стал самой успешной игрой Capcom на портативных платформах и чуть позже самой популярной игрой на PSP, многие попытались повторить успех — кто-то удачно, кто-то нет. Интересен был сам формат, подразумевавший мультиплеер, но не принуждавший к нему. На этой основе выстраивались замечательные игры вроде Phantasy Star Portable 2, или странные, как White Knight Chronicles Origins. Та же Ragnarok Odyssey для PlayStation Vita, по сути, является не более чем вялой и беспомощной попыткой перенести популярную систему в новый сеттинг.

Будущее серии Monster Hunter пока не определено. Capcom, принимая во внимание успех релизов для портативных платформ, делает ставку именно на 3DS, при том что выбор между домашними платформами и карманными не столь важен для самой компании. Главная проблема заключается в невозможности привить воспитанную в японских геймерах культуру Monster Hunter. О том, получится ли это у Monster Hunter 3 Ultimate, читайте в рецензии на Gmbox.ru.

Также по теме

Также по теме