0

Шок и трепет: 5 причин срочно начать играть в BioShock

Gmbox.ru объясняет, почему с серией BioShock должен ознакомиться каждый, кто хоть немного интересуется видеоиграми.

Шок и трепет: 5 причин срочно начать играть в BioShock

Честно говоря, этот материал очень хочется сравнить с двухчасовой лекцией на тему «Как важно дышать кислородом»: вроде как всем все и так понятно — зачем же в очередной раз все разжевывать? Недавний релиз BioShock Infinite (а до прилавков многих магазинов игра добралась только сегодня) дал отличный повод для того, чтобы вспомнить, за что мы так любим игры Кена Левина. Если вы по какому-то странному стечению обстоятельств пропустили великолепный оригинал 2007 года, дверь вон там — немедленно ступайте наверстывать упущенное. Если же вы все еще читаете этот текст, значит, вам срочно нужна дополнительная мотивация. Пожалуйста — вот вам пять веских доводов в пользу того, чтобы познакомиться с BioShock как можно скорее.
 

BioShock — это для эрудированных

В одном из интервью Кен Левин так рассказал о секрете успеха своего проекта: «Когда мы только начали работать над Infinite, мы поняли, что одна из причин народной любви к BioShock заключается в том, что серия поднимает несвойственные для игр темы. Сеттинг и сюжет первого BioShock требовал определенной эрудиции и интеллекта для понимания, и многим игрокам это понравилось». Действительно, чем больше вы знаете об истории, литературе и течениях философской мысли в реальности, тем полнее раскрывается мир и сюжет BioShock. Игра пронизана аналогиями, отсылками и метафорами, для понимания которых требуется какой-никакой багаж знаний.

Вот хотя бы несколько культурогологических ссылок, по которым настоятельно рекомендуется пройтись до или после игры в BioShock: взгляды и судьба Эндрю Райана, построившего подводный город Rapture отсылают нас к творчеству писательницы Айн Рэнд (в частности, романам «Атлант расправил плечи» и «Источник»); по ходу сюжета всех трех частей создатели игры размышляют на тему невозможности рукотворной утопии, а также сильных и слабых сторонах философии объективизма; Vox Populi из BioShock Infinite создавалось по образу «Фракции Красной Армии» и движения «Захвати Уолл-стрит»; воздушный город Колумбия — это рассуждение на тему альтернитивной истории Америки, если бы в ней развивались идеи нацизма. Словом, культурно-исторический контекст серии может стать основой серьезной научной работы. Пятый курс, все придумали себе тему для диплома? 
 

BioShock — это про религию

Хотя отсылки к религиозным текстам — не такое уж и редкое явление в современных играх, создатели BioShock делают это одновременно и смело, и изящно. Так, например, в мире игры именно вещества АДАМ и ЕВА стали причиной краха искусственного Эдема, созданного Эндрю Райаном — так же, как первые люди, согласно Библии, обрекли все человечество на изгнание из райских садов.

Даже название города Rapture во многом символично: оно переводится не только как «восторг», но и как «вознесение» — религиозный термин, означающий божественное принятие человека на небо, в райские кущи, а также то, что случится перед Вторым Пришествием — истинные праведники вознесутся на небеса, а остальные останутся на земле, куда придут Четыре Всадника Апокалипсиса. В первом BioShock мы видим обратное отражение этого явления: главный герой, вместо того, чтобы вознестись на небеса, опускается глубоко под воду, и оказывается в настоящем аду из потерявших человеческий облик существ и лишенных разума «Сестричек» и их «Больших Папочек».

В BioShock Infinite с религиозным подтекстом вообще связано много интересного, но воздержимся от спойлеров — играйте сами и смотрите внимательнее. Достаточно сказать, что благодаря подобным метафорам Irrational Games удается заставить вас задуматься не только о том, как бы половчее прихлопнуть очередного громилу в подводном скафандре, но и о чем-то большем.
 

BioShock — это самые продуманные игровые миры

Об этом уже рассказывал Петр Сальников в рецензии на BioShock Infinite. Наследие студии Looking Glass (Thief, System Shock) в серии BioShock проявляется необычайно ярко и живо. Разработчики сначала придумывают правдоподобный мир со своей историей, персонажами, принципами и законами, подкладывают описанный выше контекст с многочисленными отсылками к художественным произведениям и прочим важным культурно-историческим явлениям, а затем с размаху обрушивают на все это какую-нибудь глобальную проблему, из-за которой все рано или поздно летит к чертям. Изучение игровых миров BioShock (с выходом Infinite их стало два) — не всегда обязательный, но поразительно приятный процесс, во многом основанный на простом любопытстве. Впрочем, даже шапочное знакомство со средой BioShock основательно накрывает игрока массой подробностей, из-за которых игру невожно воспринимать как обычный шутер. Впрочем, о жанровой основе серии тоже забывать не стоит...
 

BioShock — это отменный экшен

Несмотря на свое баснословное идейное и смысловое богатство, игры серии BioShock цепляют не только глубоким контекстом. Не стоит забывать, что все три части BioShock — экшены высочайшего класса. Об этом недвусмысленно сообщает каждая деталь из арсенала главного героя любой части, от на удивление эффективного разводного ключа и стандартного набора огнестрельного оружия до интереснейшей системы с тониками и плазмидами. Последняя по ходу игры способствует превращению героя в могущественное существо, взмахами рук обращающее что угодно в лед или пламя, или жонглирующее противниками и предметами в несколько раз больше своего роста. 
 

BioShock — это всегда лучшие концовки

Как известно, далеко не у каждой приличной игры бывает достойная концовка. Не очень понятно, каким образом Irrational Games удается это из раза в раз, но истории, которые рассказывают игры серии BioShock, можно пересказывать друзьям (см. опять же нашу рецензию на Infinite), а в перспективе — детям и внукам. Влияние сюжетов BioShock на игроков велико и показательно прямо сейчас, с выходом Infinite: малейший намек на пересказ сюжета игры или хотя бы небольшой его части встречается гневными требованиями «не спойлерить». Это понятно: в случае с играми Irrational Games любые спойлеры смерти подобны. Так что поверьте на слово — в BioShock, BioShock 2 и BioShock Infinite стоит сыграть хотя бы только из-за фантастических развязок. И вообще, не пропустите эту великолепную серию — будьте любезны.

...и лучшие коллекционные издания

Возвращаясь в материальный мир, нельзя не рассказать о коллекционках BioShock. Limited Edition первой части включало в себя как минимум фигурку Big Daddy и саундтрек. BioShock 2 вышел на новый уровень: в специальном издании можно было найти саундтрек на виниле, шикарный артбук и набор литографий — будто прямиком из Восторга. Коллекционное издание Infinite, Songbird Edition (приехавшее к нам прямо во время написания этих строк) выглядит примерно так:

Словом, это тот случай, когда коллекционное издание стоит своих денег. 

Также по теме