0

Не мечтайте о легких деньгах

Не мечтайте о легких деньгах

12 октября прошел последний полуфинальный матч четвертого чемпионата мира по MOBA-игре League of Legends. Впереди финал, который состоится в Сеуле на стадионе Сангам. Вместимость арены: 66 806 человек — цифра немыслимая для киберспорта. Команда-победитель получит чемпионский титул и чек на миллион долларов.

Четыре года назад подобное казалось бредом сумасшедшего. Однако за последние шесть месяцев крупные компании сделали невозможное: они увеличили призовые фонды, начали заключать контракты с компаниями уровня Coca-Cola и проводить турниры на площадках, вмещающих десятки тысяч человек.

В 2013 году на финал чемпионата мира по League of Legends приехали посмотреть более 30 тысяч человек.

Главный конкурент League of Legends, Dota 2 от Valve, собрал в этом году на чемпионат мира рекордную сумму: 10 930 698 долларов. Матчи соревнований посмотрели более 20 миллионов человек. Что касается Riot Games, то компания не торопится лишний раз увеличивать призовой фонд, зато она привлекает мировых звезд. На третий чемпионат мира в 2013 году привлекли Уэса Борланда (гитариста Limp Bizkit), на четвертом — сыграет альтернативная группа Imagine Dragons.

Киберспортивная индустрия не стоит на месте и развивается, но это лишь верхушка айсберга. На самом деле многие даже и не догадываются, чем рискуют киберспортсмены ради карьеры. Я это испытал на собственной шкуре, когда каким-то странным образом оказался в организации Team Empire в качестве профессионального игрока по Hearthstone: Heroes of Warcraft.

Саймон Бодрол, глава организации Quantic Gaming, сбежал с 40 тысячами долларов в конце 2013 года. В результате команда развалилась, а игроки разбрелись по другим коллективам. О судьбе Бодрола ничего неизвестно.

Менеджер команды оказался редкостным паршивцем. Он хотел, чтобы каждый пахал по 6–8 часов ради результатов и мифических выплат, которые ребята получали с месячной задержкой. Суммы были смешные и варьировались от 500 до 2000 рублей. Когда разговор заходил о нормальных деньгах хотя бы для самых успешных, то получали стандартный ответ: «Я хоть 2000 долларов выложу из кармана. А как вы будете эти деньги отбивать?» Пришли бы вы работать на Gmbox редактором, а вам бы сказали: «Вкалывай по 8 часов, а мы потом посмотрим: стоишь ты хоть тысячу рублей или нет». Мы не имеем права поступить подобным образом с сотрудником редакции, поскольку связаны трудовым законодательством, а они — нет.

Игроки из кожи вон лезли, тратили время, побеждали на турнирах, просили, чтобы сторонние ресурсы распространяли их стримы на Twitch. Вместо адекватных ответов они получали от менеджера что-то вроде: ты заплати — а мы продвинем. Это такой бизнес по-русски.

Подобные ситуации часто происходят в небольших или средних киберспортивных организациях, которые показывают неплохие результаты на соревнованиях, но фактически не могут обеспечить нормальной зарплатой каждого. Я уж не говорю о работе по «трудовой» — в России нет такой профессии как киберспортсмен. И вряд ли она появится в ближайшем будущем. Зато эти самые организации стараются тратить минимум на содержание игроков и делают все для того, чтобы на них заработать. Подобное происходит не только в нашей стране, но и во всем мире.

Чон Мин Ки (бывший игрок команды AHQ в дисциплине League of Legends) пытался покончить жизнь самоубийством после того, как узнал о финансовых махинациях со стороны менеджера коллектива.

Riot Games — первые, кто пытаются исправить ситуацию: они заключают контракты с игроками. Команды, выступающие в европейской и американской лигах LCS (прим.: League Championship Series), получают финансовую поддержку — 175 000 долларов на команду. Если посчитать еще деньги, которые платит организация, то в месяц такой игрок получает в среднем две-три тысячи евро. Но много ли таких счастливчиков? Быть может, несколько сотен человек.

Фанаты любят восхищаться своими любимчиками, но никто не задумывается, что после завершения карьеры профессионалам некуда податься. Хорошо, если за 2–3 года удалось завязать новые знакомства и с помощью них устроиться на нормальную работу. А если нет? Остаться в той же среде, стать тренером или комментатором? Возможно. Девяносто пять процентов людей, которые пробуют свои силы в киберспорте, тратят только время и в итоге остаются у разбитого корыта. Они ничего не умеют, кроме игры в StarCraft или в League of Legends, и поэтому никому не нужны.

Время, которое можно было потратить на образование, изучение языков и хобби, не вернуть. Но есть те, кому и везет. Так как же понять: избранный я или нет? На «Игромире 2013» Алексей «Whire-Ra» Крупник во время интервью дал отличный совет: поиграйте три-четыре месяца, если есть прогресс — продолжайте, если нет — возьмитесь за ум.

Заставка с турнира Friday Night.

Бывают и другие случаи, когда люди намеренно «пилят бюджеты». Организаторы турнира Friday Night нашли спонсоров, содрали с них несколько сотен тысяч евро, провели полный сезон по разным игровым дисциплинам, а потом разбежались кто куда. В результате оказалось, что один из организаторов разыскивается полицией Южной Кореи за отмывание денег, а 40 из 60 работников Friday Night не получили зарплату за четыре месяца.

Я это тут для чего все расписываю: можно сколько угодно говорить, что киберспорт скоро переплюнет настоящий спорт, что ему суждено стать одной из дисциплин на Олимпиаде, что в нем можно заработать много денег. На самом деле индустрия находится в зародыше. И у нее намного больше проблем, чем в том же футболе, где крутятся миллиарды. Да, аудитория соревновательных игр растет очень быстро, но вместе с ней увеличивается и количество проблем, которые решаются крайне медленно. Для миллионов людей киберспорт — вообще болезнь, которую надо лечить.

Бывший главный редактор спортивного сайта Чемпионат.com, Александр Шмурнов, предлагает давить киберспортсменов тапком, как тараканов на советской кухне.  Мол, негоже таким вещам даже существовать. Но это не наш путь. Даже несмотря на все недостатки, игровая индустрия нуждается в киберспорте, а он — в ней. Чтобы минимизировать риски, нужно вести прозрачный бизнес, да и работать в этой среде должны не пацаны, мечтающие о легких деньгах, а квалифицированные и образованные специалисты. В противном случае киберспорт, как индустрию, точно размажут тапком.

Также по теме