СлавКрафт: Святослав Бочаров играет в Anno 1800 | Online

0

Doom 3, Painkiller и дух старой школы

Doom 3, Painkiller и дух старой школы

В конце октября о себе разом напомнили два шутера, вышедшие восемь лет назад — речь о Doom 3 BFG Edition и Painkiller: Hell and Damnation. Рецензий не будет; писать их должен был я, но увы — не знаю, какие оценки им ставить, да и не хочу знать. Куда лучше поговорить о том, что вообще значат эти игры и зачем им понадобилось о себе напоминать (кроме того чтобы срубить бабла для жадных разрабов). К тому же, их связывает нечто большее, чем возраст.

Doom 3 — игра насколько замечательная, настолько и переоцененная. Графика, освещение, шикарный саунд-дизайн — все это полностью оправдало ожидания  — да так, что далеко не все смогли сразу запустить игру на своих драндулетах. В 2004 году лишь некоторые, а сейчас — уже многие — признали, что Doom 3 — вовсе никакой не Doom, а попытка id Software вписаться в тренд одиночных экшенов, заданный Half-Life. Те, кто в 90-е проходил хотя бы Doom 2 — неужели вы играли в нее из-за сюжета или атмосферы?

Это была игра про массовое истребление монстров, беготню по карте, поиск секретов — то же касается первых двух частей Quake. id Software умели делать одиночные игры ровно до выхода Half-Life — уже тогда стало понятно, что это новый стандарт. Казалось, что это признали сами id, когда выпустили Quake 3, где сосредоточились на чистом игровом процессе и в итоге сделали один из лучших сетевых шутеров в истории. Единственно правильный курс, выбранный Кармаком, в итоге почему-то был забракован. На фоне прошедших шести лет, от Doom 3 до Rage, совершенно ясно — в id не умели и не умеют делать игры с акцентом на сюжет. Занимаясь эти шесть лет явно не своим делом, великая в прошлом студия прошляпила  все возможные позиции — мультиплеер в Rage никому не нужен, сингл — подавно, а «железные революции» сейчас всех волнуют уже намного меньше, чем пять лет назад.

Painkiller — вторая после Serious Sam игра, которой удалось так близко подобраться к духу старой школы, основанной id

Про Painkiller правильно сказал коллега Сальников — эта игра, очень похожая на оригинальный Quake (не ищите, придется поверить мне на слово). От себя добавлю — и уж точно больше похожа на настоящий Doom, чем Doom 3. Painkiller — вторая после Serious Sam игра, которой удалось так близко подобраться к духу старой школы, основанной id. На сайте Destructoid, одном из немногих, где резонно не стали ругать ни BFG Edition, ни Hell and Damnation, разницу между новым и старым объяснили очень просто: представьте себе Call of Duty, где вместо солдат — демоны, от которых некуда прятаться. Этих «солдат» — сотня, а вы один. И так постоянно. Хотя Hell and Damnation — не просто переиздание с новой графикой, а ремейк, в плане духа с 2004 года там ничего изменилось. 

Старое — не значит плохое, но с каждым годом его все меньше и меньше, и хотя бы поэтому Hell and Damnation видится гораздо более ценным напоминанием о прошлом, чем BFG Edition. Задор, которого шесть лет назад ждали от id, обеспечили поляки из People Can Fly, за что в итоге были завербованы другим большим специалистом по задору — Клиффом Блежински.

И чтобы закрепить успех — отдельная история (правда, с плохим концом) про мультиплеер Painkiller, который тоже оказался лучше, чем в Doom 3, чего шесть лет назад также никто ожидать не мог. В 2005 году организация Cyberathlete Professional League анонсировала турнир с небывалым по тем меркам призовым фондом в миллион долларов — даже не турнир, а целую серию турниров по всему миру под общим названием CPL World Tour. За право быть игрой турнира, как вы понимаете, соревновались наши герои. То ли Activision дали мало денег, то ли в организаторах взыграл дух новаторства — игрой турнира стал Painkiller.

Это был провал. Каждый этап CPL World Tour вне зависимости от места проведения посещало 20-30 одних и тех же игроков, интерес к событию был соответствующий. А зря: мультиплеер Painkiller оказался самым динамичным со времен QuakeWorld 1996 года. Большинство, ранее вовсю продвигавшее в массы мультиплеер Doom 3 (который как был говном, так им и остался) поняло свою ошибку, наблюдая за гранд-финалом CPL World Tour — где они впервые, наверное, и увидели, что такое Painkiller. Восхитились — забыли — и стали ждать четвертый Quake. А тот тоже говно. Так и жили.

Также по теме