0

История сериала Halo

История сериала Halo

Так у повелось: главный консольный шутер, который боготворят во всем мире, в России до сих пор вызывает в лучшем случае злорадную ухмылку — объяснить, почему так происходит, достаточно просто, но втолковать, почему эта предвзятость и злорадство напрасное — уже сложнее. Слишком много «но» и слишком глубоко ушли в землю корни непонимания. Однако история сериала, его достижения, объяснение всенародной любви, многочисленные награды, признание прессы и баснословные продажи можно объяснить, только углубившись глубоко в прошлое. Что мы сейчас и сделаем.

Созданию Halo: Combat Evolved предшествовали две игры студии Bungie: шутер от первого лица Marathon (1994), и фэнтезийная стратегия Myth 1997 года. Нас интересует именно она. Дело в том, что изначально Halo тоже должена был стать стратегией, только про космос. Эту версию игры никому не показывали, а вот следующий этап эволюции разработчики продемонстрировали уже на выставке Macworld 1999 года. Анонсировал Halo лично Стив Джобс. Тогда игра была еще шутером от третьего лица и ее планировали выпускать на Mac и PC.

На E3-2000 Bungie привезли уже совсем другую игру: Halo все еще был шутером от третьего лица с элементами стратегии, но в персонажах уже стопроцентно угадывались знакомые нам спартанцы, ковенанты и их техника. Игра приобрела более-менее привычный для нас вид, но все еще содержала вещи, которые так и не вошли в финальную версию. Например, диких зверей, которые могли свободно разгуливать по планете. Да и Мастер Чиф в финальной версии разговаривал совсем другим голосом.     

Игру на выставке ждал грандиозный успех — это в итоге и решило ее судьбу. Microsoft как раз искали перспективные игры, которые могли бы привлечь интерес к недавно анонсированной консоли Xbox. В итоге они купили Halo вместе с его создателями — игра стала эксклюзивом для Xbox, о версиях для PC и Mac почти не вспоминали. Тогда же произошло последнее важное изменение — Halo стал шутером от первого лица.

Первое время публика резонно недоумевала — как в динамичный шутер вообще можно играть на консолях, да еще с таким нелепым и громоздким контроллером. Ведь все консольные шутеры 90-х годов (даже знаменитый GoldenEye 007) были медленными, кривобокими пародиями на лучшие PC-аналоги. С этой поры возникло недопонимание Halo в России: поскольку первый Xbox никогда не был официально представлен в нашей стране, число людей, прошедших первую часть Halo тога, когда она еще была актуальна, в нашей стране было невелико.

У первого выпуска Halo были и другие особенности: обещанный мультиплеер так и не появился, игра предлагала лишь одиночную кампанию с интересным сюжетом и непонятными однообразными уровнями. Визуально все выглядело даже беднее других игр на платформе, и над графикой тогда не насмехался разве что ленивый. Многопользовательский режим позднее появился в PC-версии, но никому уже не был нужен. Вышедшая с двухгодичным опозданием PC-версия любовь к сериалу так и не привила. Причины лежали на поверхности: игра страшно тормозила и выглядела при этом очень плачевно.

Но хватит о грустном. В первой части Halo появилось все то, что станет отличительными чертами сериала на долгие годы и быстро вошло моду в других шутерах. Во-первых — главный герой, которому не нужно жить «от аптечки до аптечки». Его броня обладала мощными щитами, которые со временем истощались — но достаточно было пересидеть в укрытии или бешено носиться по комнате, чтобы они восстановили энергию и бой можно было продолжать. Мастер Чиф мог носить с собой только два типа оружия — и это было сделано не ради реализма (какой реализм в научной фантастике?). Это решение — краеугольный камень сэндбокс-механики, вынуждающий игроков принимать решения каждые несколько секунд. Закончились патроны — не ищи новые, возьми оружие павших врагов. Как планировать нападение? Когда отступать? Имеет ли смысл окончательно наглеть и переть напролом, или лучше диверсиями убирать по одному противнику — что тоже не всегда получается? Наконец, возможность сесть за руль или пулемет джипа, стала одной из самых часто цитируемых в то время идей. Джип — это сила, огневая мощь и свобода. И не только в специально отведенных для этого эпизодах. Ездить можно было по всему уровню, а можно было и не ездить — никто не навязывал.

Сказать, что Halo пользовалась успехом, значило бы сильно умалить заслуги Bungie. Но национальным американским шутером для национальной американской консоли он стал спустя три года, когда компания выпустила Halo 2. Главных героев на сей раз оказалось два: уже хорошо знакомый Мастер Чиф и его враг — арбитр ковенантов. Примечательно, что изначально арбитра (это звание элитного воина) должны были называть «Дервишем», но позднее от этой идеи отказались: многие могли принять это за аллюзию на столкновение США и мусульманского мира.

Halo 2 — это не просто образцовая работа над ошибками, но и пример правильного понимания динамично изменяющихся запросов аудитории. Изменения варьировались от совсем незначительных (броня восстанавливается быстрее, показатель здоровья убран вообще), до более смелых (Чиф научился использовать два оружия одновременно, жертвуя при этом меткостью, пополнился парк военной техники, стало можно угонять вражеские машины). Баланс сил также оказался перестроен — это касается в основном оружия. Земной арсенал эффективен против противников без щитов и не перегревается, в то время оружие ковенантов часто обходится без патронов и гораздо лучше пробивает силовые щиты инопланетян.

PC-версия Halo 2 вышла спустя два с половиной года — она, вроде как, была призвана помочь продажам новой Windows Vista, но это лишь создало дополнительные проблемы. Игра не запускалась на Windows XP и пользователи страшно на это обиделись — при этом не переставая смеяться над графикой. Владельцев Xbox это уже не смущало — визуально Halo будет выглядеть плохо вплоть до релиза Halo: Reach.

Но самой главной заслугой Halo 2 принято считать мультиплеер. С момента ее выхода и вплоть до релиза Gears of War, игра оставалась самым популярным развлечением в Xbox Live. Во многом именно он и способствовал невероятно успешным продажам.

Halo 3 стала иллюстрацией заранее просчитанного успеха: высочайшие оценки прессы, снисходительное отношение к отстающей графике, а самое главное — восемь миллионов проданных копий к началу 2008 года. Трилогия завершилась, между людьми и ковенантами устанавливается мир (необходимый для противостояния третьей силе), а Мастер Чиф снова погружается в криосон.

В самой игре не было никаких радикальных изменений — только точечные дополнения, исправления, перестановки. Новое оружие, которое нужно держать обеими руками — переключаться нельзя: потеряешь. Новая бронетехника. Дополнительное оружие видно на экипировке других игроков — не сказать, что это так уж важно, но внимание на себя обращало.

Все главные нововведения касались мультиплеера. Проходить сюжетную кампанию теперь могли четыре игрока одновременно — один Чиф и три ковенанта (один из них — это уже знакомый арбитр). В многопользовательских битвах теперь принимали участие шестнадцать человек; появилась возможность записывать и сохранять повторы матчей, и многое, многое другое. Ставка на онлайн сработала, и первые двадцать четыре часа после поступления игры в продажу в Live зашло около миллиона желающих сразиться в Halo 3. К тому времени о предыдущих играх Bungie все забыли окончательно — компания стала прочно ассоциироваться только с Мастером Чифом.

Для работы над следующими выпусками творческий коллектив разделился на две команды. Трилогия завершилась, и Bungie не очень хотели возвращаться к ней. Так начался период ответвлений от основного сериала.

Первым из них стала Halo 3: ODST — первая игра сериала Halo, в которой главный герой — не Мастер Чиф, а простой десантник по кличке Новичок. У десантника нет бронекостюма, и он не может сражаться с ковенантами как Спартанец — дерзко и быстро. События разворачиваются параллельно с Halo 2: ковенанты напали на Землю, так что сражения происходят на родной планете. Игра старается показать трагедию инопланетного вторжения, героизм солдат и весь этот околовоенный пафос, который, как оказалось, видеоиграм всегда к лицу.

Необходимо также вспомнить стратегию Halo Wars — вторую игру, в которой Мастер Чиф оказывается не главным действующим лицом. Да и занималась ее разработкой уже не Bungie. Это была отличная RTS — особенно по меркам Xbox 360 — которая, правда, так и осталась в тени основного сериала.

Финальным аккордом Bungie — и прощальным подарком фанатам — стала Halo: Reach. Она была создана на полностью новом графическом движке, и это было заметно невооруженным глазом — хотя визуально игра снова проигрывала конкурентам. Reach предлагала абсолютно новый мультиплеер и рассказывала историю битвы за планету «Предел», предшествующую событиям Halo: Combat Evolved. Подробнее о том, что это за планета и какую ценность представляла, вы сможете прочитать в нашем путеводителе.

Halo: Reach предложила много инноваций именно в геймплее — чего стоит хотя бы Armor Abilities (дополнительные умения, носить можно по одному за раз). Существенно расширились возможности мультиплеера, появились новые возможности для создания собственного спартанца и спартанцы-женщины. Баланс оружия оказался снова переделан. Но важны совсем не эти тонкости. Важен сюжет — он рассказывал предысторию таким образом, что кампания Reach стоит особняком от основного сериала, но при этом дает ответы на абсолютно все волновавшие фанатов вопросы, и плавно подводит их к событиям первой части.

Что же случилось с Bungie? Объявив о том, что Reach станет последним выпуском Halo (Microsoft тут же прокомментировали: «которым занимается знакомая вам студия Bungie»), в 2007 году студия вернула себе независимость: при этом все права на Halo остались у Microsoft. А в 2010 году Bungie заключила соглашение с Activision Blizzard. К тому времени Microsoft подыскала блудной конторе замену в лице вновь образованной 343 Industries, назначила ответственным за развитие сериала Фрэнка О’Коннора и перевезла новую команду в Кирклэнд, где находится бывший офис Bungie. К слову, сам Кирклэнд находится рядом с Сиэтлом — недалеко от штаб-квартиры Microsoft и домика Билла Гейтса. Никто не сомневался в этом, что в скором времени последует анонс четвертой части (и новой трилогии) — так оно, в итоге, и получилось.

Путеводитель по вселенной Halo, часть десятая

Путеводитель по вселенной Halo, часть двенадцатая

Также по теме