0

Vilat: «Надеюсь, киберспорт будет на Олимпиаде в 2020 году»

Vilat: «Надеюсь, киберспорт будет на Олимпиаде в 2020 году»

Любители Dota 2 и World of Tanks наверняка хоть раз слышали о Виталии «Vilat» Волочае, известном киберспортивном комментаторе. Он начинал свой путь с обычных трансляций по первой «Доте», не надеясь ни на что серьезное, а в итоге стал узнаваемым человеком в России и Украине. Если раньше приходилось работать из дома, то теперь Вилат большую часть времени находится в студии и вещает на самом популярном интернет-портале Starladder.tv. На сегодняшний день ни один чемпионат мира по Dota 2 или World of Tanks не проходит без его участия. В разговоре с Gmbox.ru Виталий рассказал о старте своей карьеры, о том, каково это работать с Valve и объяснил, как освоить Dota 2 всего за неделю.

Многие знают тебя как профессионального комментатора и эксперта по Dota 2 и World of Tanks. Почему ты выбрал именно это поприще, а не какую-либо другую профессию?

Тяжело объяснить, почему. Мой батя с детства прививал мне любовь к спорту. Однако в начале девяностых смотреть спортивные соревнования в Украине было нереально, потому что наши комментаторы делали свою работу ужасно. Так что обычно мы смотрели матчи с выключенным звуком. Уже с класса 4 или 5 у меня появилось желание сделать то, что не мог сделать никто. Я тогда начинал комментировать все подряд про себя. С возрастом это желание росло. В какой-то момент я попробовал стать профессиональным игроком по «Фифе», но со временем я понял, что это не мое. Вот комментировать матчи, заниматься журналистской деятельностью — вот это мое.

StarLadder Finals 2012 года. Vilat беседует с игроком команды Na'Vi, Александром «XBOCT» Дашкевичем.

Ты часто говорил в интервью, что собирался стать футбольным комментатором. Решил променять футбол на киберспорт? 

Это так, я действительно хотел стать футбольным комментатором. Легко сказать, но трудно сделать. Нужно иметь связи, знакомства, чтобы попасть на телевидение. Я участвовал в нескольких конкурсах, и даже несмотря на то, что мои работы получали позитивные отзывы, они нравились людям, мне не давали дойти до финальной стадии. В итоге я махнул рукой и занялся тем, что мне нравится. Я в киберспорте уже 8–9 лет, вложил много сил и времени. Тот темп роста этой индустрии, который мы наблюдаем сейчас, он доказывает, что я не зря этим занимаюсь. В дальнейшем киберспорт будет расти в геометрической прогрессии. И я очень надеюсь, что он будет представлен на Олимпийских играх в Токио в 2020 году.

Принято говорить, что за киберспортом будущее. Но я знаю множество людей, которые считают игры детскими развлечениями. Другие уверены, что игры вроде World of Tanks, LoL и Dota 2 — только для задротов. Как изменить общественное мнение и нужно ли это?

Конечно, нужно. Нужно объяснять, что киберспорт — не зло. Когда человек приходит в школу и стреляет в своего учителя, в этом виноваты не игры. Это очень тяжелый труд — объяснить человеку, что игры способны позитивно влиять на людей. В первую очередь, подобной деятельностью должны заниматься компании, которые заинтересованы в том, чтобы их аудитория росла. Wargaming.net, Valve, Riot Games, Blizzard — у этих компаний колоссальные возможности. Они могут работать с государственными структурами, могут повлиять на ту фигню, которая льется с экранов ТВ. Здесь важно, чтобы стереотипы начали уходить в прошлое. Человек совершает преступление не потому, что он переиграл в какую-то игру. Очень удобно перекладывать ответственность за совершенное на что-то другое. Рано или поздно нам всем придется бороться со стереотипами, которые касаются компьютерных игр и киберспорта.

Большая часть киберспортивной аудитории — школьники и студенты. Как привлечь и заинтересовать взрослую аудиторию?

Это работа продюсеров. Ивент, который будет выглядеть по-телевизионному серьезно, он в любом случае сможет понравиться взрослым. По телевизору сейчас показывают, вы уж меня извините, полную хрень. Там показывают тупорылые японские шоу, какие-то программы типа "Фабрики звезд"; люди смотрят идиотские сериалы, и в то же время считают бредом соревнования по компьютерным играм. Если обществу начнут преподносить киберспорт, как серьезные соревнования, к нему будет уже другое отношение.

Одно дело смотреть на шайку пацанов в компьютерном клубе, которые играют в стрелялки (а нам так обычно это все и преподносят ), другое — когда ты смотришь финал чемпионата мира по League of Legends, на который пришли 32 тысячи человек. На матчи "Лейкерс" столько не ходит. Пора уже развеять этот образ бомжа-студента, который сидит сутками "задротит", и заменить его успешным человеком, у которого есть любимая работа. Это мы с тобой можем видеть здесь, на региональных финалах по World of Tanks.

За League of Legends World Championship наблюдало 32 млн человек.

Тебя наверняка часто спрашивают, как попасть в киберспорт. Сам знаешь, что в этой индустрии, как и игровой, всегда не хватает профессиональных кадров. Кто-то пишет новости и статьи, проводит стримы, но надолго люди не задерживаются. В чем проблема?

Если молодежь идет сюда, чтобы заработать много денег, это плохой путь. Нужно настраивать себя на то, чтобы работать на перспективу. Все-таки следует понимать, что киберспорт пока находится в зародыше. Пройдет еще немало лет, прежде чем киберспорт станет высоко оплачиваемой работой. Сейчас все турниры частично зависят от спонсоров, которые постоянно то появляются, то исчезают. Когда все устаканится, когда мы избавимся от людей, которые приходят сюда только потому, что их кумир выиграл миллион долларов, тогда мы сможем выровнять ситуацию. Ну, а как попасть сюда, вы и сами знаете. Захотел — попал.

Как построить карьеру в киберспорте? 

Нужно искренне любить компьютерные игры. Если вы умеете что-то делать лучше, чем другие, займитесь этим.

Ты трижды был на чемпионатах мира по Dota 2. Каково было работать вместе с Valve и освещать столь масштабное событие?

Почему я считаю, что это лучшая компания в мире? Потому что у них горизонтальная система управления. У них нет понятий вроде "начальник отдела" или "менеджер". У них есть гендиректор и его заместитель. Все остальные люди абсолютно равны. Яркий пример: у комментатора Virtus.pro Maelstorm’a украли аккаунт, так его восстанавливал вице-президент Valve Эрик Джонсон со своего ноутбука. Каждый человек делает все, что он может, и все, что умеет. Там людям бывает стыдно друг перед другом, если он чего-то не доделал, хотя он мог взять и завершить работу, начатую кем-то. Так что когда я начинаю с ними работать, для меня это рай. Там каждый человек может принять решение и будет ответственным за него. Поэтому каждый раз, когда кончается очередной The International, хочется плакать, как тому олимпийскому мишке. Хочется отметить, что мы у себя на Starladder Tv уже начали пользоваться горизонтальной системой. У нас нет начальника. И это работает.

Какие критерии предъявляются к комментаторам на The International? Нужна особая подготовка?

Как говорят в Одессе, здесь есть две большие разницы. От англоязычных комментаторов требуют больше аналитики по ходу матча. У нас чуточку иначе. Мы им объяснили, в России не любят, когда аналитики слишком много. У нас любят эмоции, веселье и т. д. Понятное дело, что есть обычные требования вроде: без расизма, мата, оскорблений в чей-то адрес. Это вполне нормально. Все, что они от нас требуют, — просто сделайте так, чтобы им понравилось.

Придерживаешься каких-то правил во время работы?

Кто меня начал смотреть лет 8 назад, тот знает, что я постоянно меняюсь. Если раньше я мог позволить себе комментировать матчи с бутылочкой пивка, то сейчас я отношусь к этому намного серьезней. Я давно себе поставил требование: не пить в рабочие дни. Я, кстати, бросил курить, сменил свой внешний вид. И такие требования мы стараемся предъявлять ко всем комментаторам Starladder Tv.

Почему твой выбор пал на Dota 2 и World of Tanks?

В World of Tanks я попал чисто случайно. На тот момент, когда мне сделали предложение, просто не было комментаторов по данной дисциплине. Я согласился. Потом подыскали людей с подвешенным языком, которые лучше меня разбираются в игре. С тех пор Wargaming.net зовут меня постоянно в качестве аналитика на финальные матчи WGL и другие ивенты. Мне самому нравится работать над "Танками", потому что я в них неплохо разбираюсь. Что касается Dota… Я не могу так сходу сказать. Игра никому не нравилась поначалу, а меня зацепила на целых 8 лет.

Vilat со знаменитым певцом Psy.

Сколько времени понадобится, чтобы разобраться во всех аспектах Dota 2?

Неделя. Игра очень простая. Мне не верили, но я доказал человеку, который за всю жизнь поиграл только в две игры — Call of Duty и Battlefield. Он про MOBA-игры и стратегии вообще ничего не знал. Мы с ним поспорили, и уже через четыре дня он сидел и объяснял мне, что «трипла» лучше, чем «дабла» на легкой линии (три героя лучше, чем два - прим. ред.), а в лесу нужно "фармить" до 6 минуты. В интернете сейчас так много материалов по игре, что за неделю можно выйти на очень хороший уровень.

Читайте также: РАКОВЫЙ КОРПУС: КАК СТАТЬ ЛУЧШИМ В DOTA 2

Какой твой любимый герой в Dota 2 и почему?

Shadow Priest из первой DotA. Почему? Не знаю. Это дело вкуса. Сейчас он называется Dazzle. В Dota 2 его переделали, но он все равно мне нравится по старой памяти.

Что ты можешь сказать по поводу баланса в игре? Нужно ли добавлять еще больше героев или не стоит?

Те, кто начинают играть в Dota 2, им кажется: «О боже, 108 героев, как это много!». Те, кто играют в Dota 2 больше месяца, они ноют, что в игре недостаточно героев. Я считаю, что сейчас не нужно клепать больше героев. Что касается баланса, с ним все в порядке.

Часто играешь с профессиональными игроками в Dota 2? Что они говорят о твоей игре?

Я редко играю в Dota 2, вообще. Все знают, что у меня в «доте» сыграно около 4 000 часов и 300 с лишним матчей. Впрочем, если удается с ними поиграть (так уж получилось, что большинство профессиональных игроков мои друзья), мы это делаем в прямом эфире. Да, они издеваются, смеются надо мной. В плане игры в «Доту» я слабак, но ничего, подтянусь когда-нибудь.

Отыгрываешься на них во время трансляции?

Конечно, а как же иначе? Поэтому если кто-то будет читать мое интервью, запомните, не стоит надо мной издеваться в «пабах» (обычная игра - прим. ред.).

Даниил «Dendi» Ишутин (чемпион мира, игрок команды Na'Vi), что говорит, когда вы играете вместе?

Мы с ним очень давно играли. Однако он никогда мне и слова плохого не сказал, "раком" не называл. Он всегда старается меня поддерживать, что-то подсказывать. Он такой человек по жизни.

Если возвращаться к разговору о киберспорте и его будущем. Каким ты его видишь через пару лет?

Я бы очень хотел, чтобы был воссоздан турнир наподобие WCG, который объединил бы все самые популярные компании и киберспортивные дисциплины. Чтобы в рамках одного мероприятия проводились чемпионаты мира по Dota 2, League of Legends, Counter-Strike: Global Offensive, World of Tanks и т. д. Рано или поздно издатели и разработчики этих игр придут к такому ивенту, к которому будет готовиться весь мир.

Также по теме

Также по теме