0

Петр Сальников о Far Cry 3

Петр Сальников о Far Cry 3

Понятная аллегория: оставив слабых, немощных и баб в пещере, Джейсон Броди ураганом носится по джунглям и шьет из шкур зверей вещи, по ходу пьесы грабя вражеские лагеря и промышляя мародерством. Far Cry 3 очень точно показывает, что происходит с человеком, помещенным в совершенно дикую среду, в которой большая часть привитых обществом правил просто не работает. Авторы ловко смеются и над собой, и над всей околоигровой культурой с ее мечтами о свободе выбора вообще: будучи игрой с открытым миром, Far Cry 3 показывает нам героя, у которого никакого выбора как раз и нет, он за чертой свободы; он, считай, в аду — и уже плевать, как и что с этим делать.

Странно, но о Far Cry 3 хочется говорить теми же словами, которые мелькали в беседах о Dishonored: вариативность, дюжина подходов к решению одной и той же ситуации, отсутствие «неправильных» путей. Far Cry 3 — игра, которую каждый делает такой, какой она ему нужней и интересней. Асанов в рецензии писал, что это единственная игра, которую действительно круто проходить скрытно, но это не так. Far Cry 3 — игра, которую круто проходить, придумывая варианты на ходу. Здесь очень интересно импровизировать, наблюдая за тем, как окружающая реальность реагирует на поведение игрока.

Где-то в социальных сетях дети (хотя детям в это играть абсолютно серьезно противопоказано) жалуются на одинаковые задания про зачистку баз, не понимая важной вещи: игра не меняет аттракционы — она позволяет менять героя и применять приобретенные навыки так, что следующая атака никогда не будет похожа на предыдущую.

Far Cry 3 — исключительно азартная игра; это колода карт, и в руках у вас каждый раз новая комбинация с козырями типа возможности зарезать врага, бросить его нож в затылок соседа, вытащить из висящей на поясе жертвы гранаты чеку и отправить пассажира в сторону склада с боеприпасами. Пока едет подкрепление — посмотреть салют. После первого взрыва заранее установленной на маршруте предполагаемого патруля мины вытащить пулемет и расстрелять второй, уцелевший, джип, убегая в сторону пляжа. Нырнуть в голубую воду, сесть в лодку и умчаться в закат, как было принято в фильмах детства — Far Cry 3 поднимает из прошлого давно забытые клише, и делает это гораздо правильнее, чем обе части рудиментарного фильма «Неудержимые». Потому что драться под водой самостоятельно, даже понарошку, интереснее, чем смотреть как это делает кто-то из культуристов-пенсионеров. И еще это важно потому, что лесной герой с луком в детстве у нас был весьма условный: восьмибитный Сталлоне на черно-белом телевизоре.

Far Cry 3 хороша и тем, что все элементы в ее механизме работают удивительно четко,  здесь все к месту. Имитируя приключения на враждебном острове, игра вынуждает с нуля сооружать все то, что во всех остальных шутерах принято выдавать в качестве табельного комплекта: хотите расширить арсенал — убивайте козлов, свиней и леопардов. Не хотите — как хотите, никто не заставляет облегчать себе жизнь. Но вы же понимаете. Даже для сбора многочисленных реликвий и писем пропавших японских солдат есть свои обоснования: во-первых, это очень круто — ползать по руинам, гротам, подводным пещерам и брошенным бункерам; во-вторых, за найденные артефакты в магазине открываются новые экземпляры раздела «любимое оружие» — такие, каких нигде в игре не найти и самостоятельно не собрать.

При этом безумном просторе играть в Far Cry 3 можно очень непринужденно, игнорируя побочные хлопоты, уделяя внимание только сюжетным заданиям и путешествуя по ключевым точкам: маршрут до Бэдтауна, пролегающий через значительную неисследованную часть первого острова, можно сократить до трех нажатий нужных кнопок. Сюжетные миссии при этом не отягощены практически ничем, кроме зрелищных перестрелок; в какой-то момент игру настолько сильно наклоняет в сторону Call of Duty, что она ненадолго зависает в состоянии жонглирования проверенными методами вроде снайперской миссии, во время которой нельзя даже сделать шаг в сторону, и фиксированных погонь со стрельбой из пулемета.

Почему Far Cry 3 — лучшее, что происходило с играми в этом году, объяснить можно очень быстро. Важно не то, сколько в этой игре побочных заданий, видов оружия и полигонов на модели медведя. Важно, что Ubisoft Montreal сделали невероятную приключенческую игру для всех: при всей моей слепой любви к Skyrim надо понимать, что человек, впервые в жизни взявший в руки геймпад и начавший с TES V, в ужасе выключит консоль спустя десять минут после старта, встанет с места с изможденным лицом и больше никогда ни во что играть не будет. Как минимум потому, что для того чтобы играть в Skyrim, надо вообще заранее понимать, что это такое. Far Cry 3 в этом смысле — удивительное явление, постичь которое могут все зрители телеканала Discovery старше 18 лет.

Также по теме

Также по теме