0

PlayStation 2: лучшие годы нашей жизни

PlayStation 2: лучшие годы нашей жизни

2013 начался с эпохального события — Sony прекратила производство PlayStation 2. Не сказать, чтобы новость кого-то сильно удивила (а многие, наверняка, и не подозревали, что эта консоль вообще еще выпускается), но за двенадцать лет существования PS2 успела стать символом видеоигр. Ее прямоугольный корпус нередко мелькал в  фильмах и сериалах. Она одной из первых достучалась до мировой культуры и та, наконец, перестала видеть в видеоиграх маргинальную заразу для детей; с уходом PS2 закончилась даже не эпоха —  закончилась часть нас самих. Очень важная часть.

Мы вспомнили славное прошлое приставки и по годам расписали хронологию — от первых секунд жизни до финального свистка.

1999-2000

Начало

Первые упоминание о «Next Generation PlayStation» случилось за несколько месяцев до памятной E3 1999 — на самой же выставке показали впечатляющий кусок из прототипов новых Final Fantasy и Gran Turismo. В отрывочных роликах уже угадывалась звериная мощь приставки: волосы танцующей девушки изящно развевались, а машины красиво уходили в закат. Впрочем, та E3 всецело осталась за Sega Dreamcast; Sony отыгралась в следующем году.

На E3 2000 в ход пошла тяжелая артиллерия — Хидео Кодзима привез Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. Пафосный 9-минутный ролик открывал окно в другой мир — такого накала, монтажа и «киношности» не было ни у кого; впервые по воздуху разнесся победный дух триумфа PlayStation. Metal Gear Solid настолько пришелся ко двору, что на многие годы стал штатной палочкой-выручалочкой в штабе Sony.

Запуск

Первые продажи начались в Японии 4 марта 2000 года — спрос был такой, что приставку быстро смели с прилавков; за спекулятивную цену ее можно было приобрести у перекупщиков. История повторилась с европейским и американским запусками — только теперь в дело вмешался еBay, где PS2 выставлялась с трехсотпроцентной накруткой. Причем, в стартовой линейке не было ни одного безоговорочного хита — набора из спортивных симуляторов и файтингов вполне хватило.

Реклама

Успешный дебют был обусловлен отчасти талантливой маркетинговой кампанией — PlayStation 2 позиционировалась как лифт в другую реальность, но реальность искусственную и  затягивающую: попав туда единожды, обратно можете и не вернуться. Жутковатая форма эскапизма; не зря самые лучшие ролики ставил Дэвид Линч, укладывая в минутный хронометраж развернутое сравнение видеоигр с наркотиками. Завершая, конечно, неизменным выводом: «PlayStation 2. The third place».

Технические данные

Не вдаваясь в подробности тактовой частоты центрального процессора, которая интересна только узкому усатому кругу людей, можно с уверенностью сказать, что внутренности у приставки были внушительные; подкреплялось это совместимостью с играми для PS1. И еще, конечно, DVD-плеером — в начале нулевых этот формат только набирал популярность и отдать $300 за проигрыватель фильмов («классические» DVD-плееры того времени стоили дороже), в общем, не казалось такой уж безумной затеей — тем более, что на нем еще можно во что-то поиграть. В итоге, функция просмотра DVD стала одним из самых важных преимуществ PlayStation 2 — по сути у Sony получилось впервые в истории выпустить консоль, которая была предназначена не только для игр — и серьезно повлияла на успех приставки.


2001 — 2003

Спустя двенадцать месяцев после выхода PlayStation 2 расправляет плечи и захватывает мир: в период с 2001 по 2003 годы выходит десяток лучших игр десятилетия самых разных жанров и направлений — от ICO, артхаусной драмы про черно-белую девочку (и юношу с рогами) до Grand Theft Auto 3 — перевернувшего жанр симулятора бандита в большом городе. После такого успеха за PlayStation 2 окончательно закрепилась слава всежанровой консоли, где каждый может найти что-то для себя.

Grand Theft Auto 3

«У меня руки дрожат, чувак, веди сам» — говорит один бывший заключенный другому, садясь в машину; за их спинами догорает автозак, а полиция вот-вот должна нагрянуть. Осознание что никого, в общем-то, можно никуда не везти (а вместо этого уйти в пожарники, чтобы заработать на автомат) приходит не сразу, но когда придет — жизнь уже никогда не станет прежней. После GTA на игры смотришь совершенно под другим ракурсом: так, наверное, чувствуют себя люди, пережившие клиническую смерть.

Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

HD-ремейк, изданный в прошлом году, в очередной раз убедил, что MGS не стареет: заложенная много лет назад формула способна удивлять и сегодня — что уж говорить про 2001 год. Ослепительная (иногда до рези в глазах) режиссура, ворох неожиданных идей и бесконечные кошки-мышки с противником; PS2, может, видела игры и лучше, но такого изящного вкрапления шпионской драмы в легкое японское безумие не было ни у кого.

Devil May Cry

Devil May Cry был идеальным слешером — множество комбинаций, орды врагов и безумный ритм. Яркое и эффектное зрелище, поставленное вами; в умелых руках Данте даже не убивал — он творил искусство.

Gran Turismo 3: A-Spec

Первое появление знаменитой гоночной серии на PlayStation 2 — и самое удачное. После триквела SCEA окончательно уйдет в болезненный перфекционизм, годами самозабвенно рисуя фары на машинах; Gran Turismo 3 останется их пиковой работой, идеальным синтезом сердца и разума. Несмотря на сокращенное количество машин по сравнению с GT2, игра обходила предшественницу во всем — в первую очередь, конечно, в графике. Gran Turismo 3 была даже не самой красивой автогонкой — это и не обсуждается — а, возможно, самой красивой игрой вообще: такие закаты и пейзажи больше никогда не встречались в серии.

Silent Hill 2

Сиквел Silent Hill принято считать лучшим в серии, но об этом не будем — хотя бы потому, что после третей части никакой серии нет: она потерялась в том самом тумане. Вообще, туман лейтмотивом идет через всю игру — он, темная комната и кривое зеркало, в котором причудливо искажаются наши страхи. А еще — гладкая, умиротворенная  бездна, куда подолгу вглядывался Джеймс Сандерленд — пока бездна не стала вглядываться в него.

Tony Hawk’s Pro Skater 4

В колонках ревут Sex Pistols, мой персонаж взмывает над городом и причудливо вертит деку вокруг себя, успевая докрутить последний трюк за несколько сантиметров до рампы — сделай он такое в реальности, многие законы физики бы пришлось пересмотреть, но в игре можно все. Tony Hawk’s Pro Skater 4 — последняя игра в серии с тем самым духом безбашенной аркадности и веселья, потом Neversoft упрется лбом в стену, безуспешно пытаясь сделать серьезный симулятор скейтбординга.

Virtua Fighter 4

Перебежчика с Dreamcast на PlayStation 2 приняли как родного: у Virtua Fighter 4 самый высокий рейтинг в серии и репутация одного из лучших файтингов вообще. Через год последовало тотальное обновление «Evolution»: графика еще лучше, персонажей и арен еще больше.


Консольный интернет

Помимо игр, 2001 год запомнился первой попыткой PlayStation 2 выйти в онлайн: в продаже появился специальный адаптер, при помощи которого можно подключить приставку к сети. Sony скорее обкатывала технологию, чем на полном серьезе что-то строила: редкие ММО-игры сильно не дотягивали до оффлайновых, да и сама скорость соединения не позволяла разойтись на полную катушку. Революции не случилось; игроки по старинке сидели за одним телевизором — но прецедент был создан.

EyeToy

Из этой же когорты была и видеокамера EyeToy — предтеча Move и Kinect. Устройство выпустили в 2003, но особой популярности она так и не снискала, скорее став одноразовой игрушкой для гаджетоманов.

Деньги

PS2 всегда хорошо расходилась, но пик пришелся на 2003 год — 22 миллиона приставок нашли своих обладателей; дальше, несмотря на ряд мощных хитов, продажи будут только падать. Это чуть меньше суммарных цифр первого Xbox и непобедимый рекорд для остальных PlayStation.


2004-2007

PS2 плотно подмяла под себя консольный рынок и в золотую эру входит с позиции силы: приставка в наилучших кондициях и на нее сыпется второй — со времен 2001 года — мешок с первоклассными играми; что-то подобное переживает сейчас Xbox 360 с PS3.

Grand Theft Auto: San Andreas

Сейчас Grand Theft Auto: San Andreas знают по оглушительному скандалу с Hot Coffee и самой большой кассе среди PS2-игр — 17 миллионов проданных копий. Мало кто вспомнит, что игра, как и ее предшественница, была затяжным прыжком в ушедшую эпоху — на этот раз речь идет о негритянском гетто. Простые парни с Комптона на «лоурайдере» едут на стрелу с оборзевшей бандой — те носят платки другого цвета и, вообще, попутали берега. Из магнитолы орет еще живой Eazy-E (и сидит на соседнем кресле, но об этом мало кто знает), а Карл Джонсон показывает пацанам новую татуировку. Идиллия.


Metal Gear Solid 3: Snake Eater

Противостояние СССР и США глазами японцев: заговоры, тайные агенты, предатели и город Целиноярск в качестве отправной точки. Молодой Биг Босс экстерном проходит школу жизни; смена жизненных приоритетов проходит под неизменную музыку Гарри Грегсон-Уильямса и режиссуру Хидео Кодзимы.


Katamary Damacy

Sony всегда тепло относилась к оригинальным проектам — задолго до того, как это стало мейнстримом. Katamary Damacy, нарочито гротескная и несерьезная, олицетворяла замечательную формулу: утром проснулся — приберись на своей планете. Прибираться предлагалось посредством скатывания всего в шар — начиная с маленьких предметов и заканчивая целыми городами.

Burnout 3: Takedown

Звериный лик автогонок — с гнутым металлом, скрежетом аварий и болезненно прекрасным рапидом, включающемся каждый раз, после того, как вы плотно приложитесь к чужому движимому имуществу. Воплощенное безумие и тонны именно мужского счастья; после особенно жарких гонок чувствуешь себя немного неловко — будто точно знаешь, что вчера некрасиво напился и набил кому-то морду. Вот только уже не понмишь — кому и за что.


God of War 1

На Олимпе паника: один разъяренный полуголый спартанец ушел в оппозицию и методично уничтожает бывших начальников. Безудержно злое путешествие по мифам древней Эллады доказало, что народ можно заинтересовать даже такой специфической вещью, как античная эпоха — просто добавив крови. Формула оказалась настолько успешной, что Sony уже воспользовались ей дважды (и, видимо, будут еще).

Shadow of the Colossus

У Shadow of the Colossus одна с ICO вселенная на двоих — некоторым одного этого факта уже хватило для обожания. Хотя «искусства» здесь меньше, чем у соседа — игра, по сути, является интеллигентной версией God of War. Минус брутальность и кишки, плюс продуманность и неспешность.

Final Fantasy XII

Колоссальное приключение, даже не думающее давать игроку каких-то поблажек: с первых же секунд на него обрушивается поток информации о вымышленном мире Ивалис, конфликте между странами Аркадия и Далмаску, а также любви молодого вора к принцессе. Насколько Final Fantasy XII была самобытна и великолепна, настолько же и самолюбива — откровенно говоря, пользователь ей был совершенно не нужен: и без него прекрасно живется.

Slim-версия

Она в несколько раз меньше и легче — такая прямоугольная плиточка. Подводные камни (вроде внешнего блока питания и невозможности подсоединить жесткий диск от «толстой» приставки) Sony удаляли поэтапно, регулярно выпуская обновленные версии. Много хлопот, но всем понравилось — конкуренты тоже взяли на заметку фокус с уменьшением, а нынешняя PS3 успела похудеть дважды.

100 миллионов

В ноябре 2005 приходит новость: продажи PS2 перевалили за отметку в 100 миллионов — цифра, безусловно, впечатляющая, но ничего удивительного — в величии приставки никто и не сомневался. Тем временем уже готовится приход nextgen-консолей.

PlayStation 3

Один из сложнейших запусков в истории Sony — первый год PS3 крайне вяло идет в чартах, не составляя конкуренции ни Xbox 360, ни предшественнице — та словно не замечает прожитых лет и под нависшей тенью большой сестры радуется новым хитам.

2008-2013

Закат самой известной приставки в  мире — немного пободавшись с новыми консолями, PlayStation 2 тихо уходит на пенсию — преимущественно в страны Латинской Америки. Там небогатое население массово играет в спортивные симуляторы и Electronic Arts выпускает свои FIFA вплоть до 2012 года — дальше, к сожалению, не получится.

$100 за приставку

Апрель, 2009 год — PS2, некогда стоившая $300, опускается до демпингового ценника в 100 зеленых — благодаря ему приставка обретает вторую молодость в странах Третьего Мира. Самое дешевое развлечение в видеоигровом мире, начисто лишенное нищенского душка — даже наоборот: смесь из традиций и чопорной классики.

150 миллионов

Sony рапортует о 150 миллионах купленных консолей. Очередной рубеж покоряется прямо перед завершением производства — с этим достижением, как ветеран с орденом, PlayStation 2 уходит в историю; за спиной двенадцать лет славы.

Конец

8 января 2013 года Sony официально прекращает производство своего прямоугольного чуда.

Также по теме

Также по теме