9

PES 15: где тонко, там и рвется

PES 15: где тонко, там и рвется

Японцы славятся своеобразными телепередачами, безумными рекламными роликами и вниманием к мелочам. В игровой индустрии жители страны восходящего солнца остаются себе верны: для японских ролевых видеоигр даже выделили отдельный жанр. На Pro Evolution Soccer стоит смотреть через ту же призму: это не просто футбол, это японский футбол.

С первых выпусков серия PES привлекала поклонников виртуального футбола не только толковым ИИ и проработанной физикой мяча, но и несущественными, казалось бы, деталями. Уже в те, темные по технологическим меркам времена в игре присутствовали трехмерные зрители, одетые в клубные цвета и машущие шарфами, атмосферные ролики с мальчиками, выносящими на поле флаги национальных сборных, и футболистами, собиравшимися перед стартовым свистком для общей фотографии. Даже слишком часто сменявшиеся прически Дэвида Бэкхема находили свое отражение в игре.

Последнее время серия явно переживает не лучшие времена, а ее прямой конкурент FIFA от EA Sports, напротив, набирает обороты. Попробуем проанализировать отличия PES и понять, где разработчики слишком увлеклись.

Геймплей и искусственный интеллект

Все. Слишком. Медленно. При игре складывается ощущение, что управляешь не профессиональными спортсменами, а грузными дядьками в валенках, играющими в болоте. Отзывчивость управления тоже страдает: на «команды» игроки реагируют с задержкой в одну, а то и несколько секунд. По сравнению с PES 15, FIFA 15 — действительно аркада. Но аркада, в которую интересно и хочется играть. А японцы явно переборщили с «реалистичностью». Да, возможно, в жизни игроки не так ловки, как в FIFA, да и в целом игровой процесс не так стремителен. Но это сделано специально, чтобы за 12 минут реального времени (стандартная длина тайма в FIFA — 6 минут) игроки успели провести ряд острых атак и забить пару-тройку голов. В PES 15 же можно играть с удовольствием только если поставить длину тайма как в жизни, 45 минут. Вальяжно катать мяч, медленно и аккуратно его обрабатывать, продумывать каждое движение — в этом PES 15 равных нет. Но большинство любителей погонять виртуальный мяч ищет в игре другого. Если не погружаться в PES полностью, не тренироваться в управлении и не разбираться в мелочах — получить удовольствие от игры очень тяжело. С другой стороны, понятно, почему японский футсим приходится по душе хардкорным любителям предельной симуляции, ведь такой подход японцы пропагандировали всегда, первыми добавив режим тренировки с набором челленджей, направленных на отработку полезных в игре навыков: пробитие штрафных по мишеням, игра в «квадрат», дриблинг среди фишек и многие другие.

Гипертрофированный реализм — не единственная проблема. Интересно разыграть стандартные положения просто невозможно, потому что все 20 футболистов, если мяч не в игре, стоят как вкопанные. Спасает только вовремя появившаяся возможность переключиться с подающего на принимающего до розыгрыша мяча и выбрать выгодную позицию самому. Заскриптованный отбор мяча корпусом, по недоразумению перекочевавший из забытой как страшный сон FIFA 2003, каждый раз заставляет скрежетать зубами. Верховая борьба также оставляет желать лучшего — абсолютно непонятно, по какому принципу движок игры решает, кому достанется мяч. Если в FIFA 15 ты управляешь борьбой за позицию сам, а подопечный спортсмен четко слушается движений левого стика, то в PES футболисты застывают на месте задолго до прилета мяча, и кто выгодней застынет — тот мяч и сыграет. Об игре вратарей можно вообще написать целую главу, но не будем, ведь и у ЕА с ними тоже не все в порядке. Правда, канадцы последнее время пытаются это исправить, а у японцев с каждым годом голкиперы действуют все так же, мягко говоря, своеобразно.

Искусственный интеллект виртуальных спортсменов тоже далек от идеала. Партнеры по команде, если на них не переключиться, абсолютно игнорируют присутствие рядом с ними мяча, иногда просто убегая от него как от огня. Отсутствие единого физического движка, который бы просчитывал все коллизии в реальном времени как в спортивных играх от EA, заставляет Konami обращаться к огромному количеству скриптов, которые, неудачно переплетаясь, создают на поле смехотворные ситуации. Чтобы заставить партнера открыться в свободную зону, необходимо пользоваться правым стиком, что немного отвлекает, причем подключить к атаке можно только одного. В FIFA же возможно отправить искать свободные зоны хоть всю команду по нажатию одной кнопки.

В середине нулевых PES уделял судейству должное внимание: в PES 3 на обложке был известный рефери Пьерлуиджи Коллина, а в игре впервые применили систему отложенного фола, когда судья не прерывал матч, если мяч сохранялся у атакующей стороны. В PES 15 судейство — еще одна больная тема. Хотя, стало оно таким начиная с PES 6, в котором переработали систему отбора мяча, и нарушить правила стало практически невозможно. С другой стороны, любой грубый подкат в большинстве случаев заканчивался прямым удалением, что в реальной жизни встретишь не так часто. Пытаясь найти золотую середину, в PES 15 судей сделали практически незаметными. Заработать штрафной на половине поля соперника теперь почти невозможно: включается тот самый рельсовый отбор корпусом, который заканчивается победой одного из оппонентов, но никогда — нарушением правил одним из них. Привлечь внимание арбитра теперь может только подкат или подножка, но больше шансов «проехать» мимо нападающего, нежели действительно попасть ему по ногам или, не дай бог, в мяч. Вместе с очень вязким и медленным геймплеем редкие остановки только раздражают, сбивая темп и так не самой бодрой игры. От этого сильно страдает ощущение реальности происходящего, ведь футбол славится постоянными стычками и мелким фолом, а арбитры часто становятся главными героями матчей.

Дизайн

Первое, что бросается в глаза — огромное количество загрузочных экранов. Причем не только при запуске игры, но и при переходе в любой пункт главного меню и обратно. Такое ощущение, что каждый режим или экран игры — отдельное приложение, которое всякий раз загружается с нуля. Сам интерфейс сделан в модном нынче плиточном стиле. Но если в FIFA 15 это воплощено как навигация по стильному современному веб-сайту и заточено не только под геймпад, но и под мышь, то в PES скакать по странно скомпонованным прямоугольникам не удобно. Заблудиться в новом интерфейсе намного проще, чем наткнуться на то, что ищешь. Причем это касается всех режимов игры.

Перед матчем нас встречает экран управления командой, который обыватель мог бы и пропустить, но всем любителям тактики он всегда был мил сердцу и глазу. В PES 15 даже эту святая святых умудрились испортить и функционально обрезать, а воплощать свои заготовки стало еще неудобней. Все былое разнообразие свелось к перемещению ползунков, и единственное новшество, которое хоть как-то радует — возможность отдельно настроить атакующую и защитную тактику.

Начинается матч, и нас вновь ждут непонятные решения: предматчевые ролики остались где-то в глубине кода, а все матчи теперь сразу начинаются со стартового свистка, от чего атмосфера сильно страдает. Если говорить о новом графическом движке Fox Engine, то со своей задачей он справляется неплохо, но только на консолях нового поколения — на ПК и «олдгене» игра выглядит мыльно и тускло. Озвучка игры тоже довольно сомнительного качества: звук удара по мячу больше похож на удар по резиновому фитболу, а при попадании снаряда в каркас ворот звучит непонятный железный лязг. О кинематографичности происходящего говорить также не приходится: набор камер невелик, и ни одна из них не дает удобного ракурса для представленного в игре размашистого и вдумчивого геймплея, а повторы остались на уровне первых игр серии и смотреть их совсем не хочется. В общем, даже если не придираться к остальным мелочам — ощущение реальной футбольной трансляции игра как будто и не старается передать.

Онлайн

В PES 15 появился новый онлайн-режим: аналог Ultimate Team в FIFA под названием myClub. Японцы не стали вчистую копировать механику у ЕА, а постарались придумать некую альтернативу: за внутриигровую и реальную валюту в myClub приобретаются не «паки», а отдельные игроки. За прогресс в игре пользователь награждается скаутами и агентами, которые повышают шансы получить сильного футболиста или футболиста определенного амплуа. Правда, заполучить в свои ряды суперзвезду, находясь в низшем дивизионе, намного проще, чем в UT: условный Ибрагимович может «выпасть» уже через несколько попыток при использовании топ-агента, который за кругленькую сумму доступен с самого начала, что вносит некий дисбаланс в PvP.

Помимо этого ничего не изменилось: лаги, обрывы связи, вылеты, странный матчмейкинг. Из-за множества проблем, в онлайн играет сравнительно небольшое количество человек. Это негативно отражается на длительности ожидания подходящего по дивизиону или силе состава соперника (отключив оба ограничения, мы рискуем сразу же напороться на топ-состав), а это, в свою очередь, отбивает желание в онлайн заходить в принципе. Отсюда еще меньше онлайн-игроков, ну а дальше вы знаете. Все это не прибавляет оптимизма и остается лишь верить, что к будущим версиям у разработчиков дойдут руки и до мультиплеера.

Pro Evolution Soccer 2015 — очень своеобразная игра, рассчитанная не на широкую аудиторию, а на истинных фанатов хардкорных видеоигр. В Японии, надо полагать, таких предостаточно, поэтому игра до сих пор находится в первой двадцатке самых продаваемых среди всех платформ. На мировом же рынке серия FIFA прочно держит позицию самой популярной спортивной игры за счет низкого порога вхождения и великолепно переданной атмосферы спортивного праздника. В PES 15 разработчики обещали вернуться к истокам и попробовать воссоздать геймплей лучших игр серии (PES 5-6), но в современном обличье. Направление выбрано верное, но вот реализация, пока что, подкачала: ощущения сбалансированного, интересного и динамичного футбола пока что нет. Если большинство указанных выше и других, менее значительных недостатков будет ликвидировано в ближайшее время, PES 16 может на что-то рассчитывать. Но пытаться переманить игроков у ЕА, делая продукт максимально противоположный яркой FIFA, занятие немного бессмысленное. Лучше сыграть на недостатках соперника, предоставив зрелище не менее увлекательное и динамичное, сделанное с той самой японской аккуратностью, а не пытаться заново изобрести велосипед футбольный сим.

Также по теме

Также по теме