3

Как Wolfenstein и другие игры меняют имидж

Как Wolfenstein и другие игры меняют имидж

На этой неделе Bethesda анонсировала Wolfenstein: The Old Blood, приквел прошлогодней The New Order. Судя по первому трейлеру, серия сменит тон: «сложные щи» уступят место веселью в духе приключенческих фильмов 50-60-х годов. Мы вспомнили, как меняли свой имидж другие игровые сериалы.

Far Cry

Far Cry 3

Первая Far Cry рассказывала о борьбе с мутантами и наемниками на тропическом острове. Когда Crytek рассталась с Ubisoft, права на серию остались у издателя, и он решил сменить направление: вырезал все фантастические элементы, оставив лишь привязку к экзотическим для европейцев и американцев локациям. Вторая часть отправилась в Африку, а третья — назад, в тропики.

Far Cry 3: Blood Dragon

Far Cry 3 оказалась весьма удачной, но издатель решил воспользоваться этим успехом необычным образом и выпустил совершенно дикую Far Cry 3: Blood Dragon. Стилизация под фантастику 80-х, явные отсылки к «Робокопу», Майкл Бьен из «Терминатора» на озвучке, динозавры и тонны шуток — Blood Dragon была чем угодно, только не Far Cry. Игра получила кучу наград, но все же была разовым экспериментом. Четвертая часть вернулась к развитию идей оригинальной Far Cry 3.

Call of Duty

Call of Duty

Ноги Call of Duty растут из Medal of Honor — залсуженной серии шутеров про Вторую мировую для PlayStation 1. Как и ее предшественники, «Колда» прилежно перекладывала «Спасти рядового Райана» и «Врага у ворот» на игровые рельсы, причем успешно — первая часть была продана тиражом 4,5 миллиона копий, вторая — 5,9 миллионов.

Call of Duty: Modern Warfare 2

Infinity Ward отдала Call of Duty 3 студии Treyarch, а сама взяла два года на переработку концепции серии. Modern Warfare 2007 года сменила сеттинг и подачу в целом. Злободневный сюжет, колоритные персонажи, революционный мультиплеер; игра задала направление не только серии, но и всей индустрии.

Grand Theft Auto

Grand Theft Auto 2

Первая и вторая GTA были изобретательными, но все же простенькими аркадами с видом сверху. Rockstar (на тот момент — DMA Design) не особо заботилась о проработке сюжета, окружающего мира и общего стиля игры.

Grand Theft Auto 3

GTA 3 перешла в 3D, что полностью изменило игру; когда камера падает с небес на землю, удивить старыми приемами уже невозможно. И если до GTA 3 авторы лишь наращивали уровень игрового беспредела, то после занялись проработкой городов, сюжетов и персонажей. Rockstar идет этим путем до сих пор.

Tomb Raider

Tomb Raider (1996)

Лара — чуть ли не главный игровой персонаж 90-х. В них она и застряла: когда в 2008 году вышла Tomb Raider Underworld, стало ясно, что фигуристая акробатка, сносящая все на своем пути, кажется не более правдоподобной, чем какой-нибудь Марио. Студия Crystal Dynamics понимала эту проблему и разделилась на две команды, одна из которых стала изобретать популярную героиню заново.

Tomb Raider (2013)

Результат — Tomb Raider 2013 года, игра, в которой от Tomb Raider осталась только акробатика, а от героини — ее пол. Авторы, пусть местами и топорно, все же превратили Лару в человека и показали становление персонажа. В 1996 году это было никому не нужно, но 2013-й диктовал другие правила, и Crystal Dynamics удачно по ним сыграла.

Max Payne

Max Payne 2: The Fall of Max Payne

Над Max Payne 1 и 2 работала финская студия Remedy, и ее источники вдохновения лежали на поверхности: фильмы Джона Ву, «Матрица», комиксы про Карателя и немного нуара. К анонсу третьей части в 2009 году почти все они стали неактуальными, поэтому Rockstar, подхватившая знамя, направила серию в нужную сторону.

Max Payne 3

Новая команда выбрала в качестве ориентира фильмы Тони Скотта и Майкла Манна, побрила Макса налысо, выдала ему бутылку виски и отправили прочь из Нью-Йорка. Старым фанатам серии это не понравилось, но это не помешало игре собрать хорошую прессу и разойтись тиражом более четырех миллионов копий.

Resident Evil

Resident Evil HD Remaster

Resident Evil — еще один пример того, как игры меняются из-за веяний времени. Первая часть сформировала жанр в его классическом виде, с фиксированными камерами, вечной нехваткой ресурсов и своеобразным управлением.

Resident Evil 4

Но то, что работало в 1996 году, безнадежно устарело к 2005-му. Первый прототип четвертой части Capcom пустила под нож и начала с чистого листа. Resident Evil 4 стала экшеном, причем экшеном образцовым: с запоминающимися перестрелками и толпами врагов. Фанаты классики кричали, что теперь им не страшно, но серия нашла новую аудиторию и во второй раз перекроила жанр под себя. Dead Space, Alan Wake и The Evil Within были бы невозможны без Resident Evil 4.

Fallout

Fallout 2

Fallout 1 и 2 привлекали игроков своим миром: жуткий постапокалиптический сеттинг подавался с удивительной легкостью и юмором. Говорящие брамины, доктор-мясник из Джанктауна, подземелье под сортиром в Модоке — все это было одновременно жутко и смешно. Это были игры, где за побочными сюжетными ветками мы следили еще и потому, что они были веселыми.

Fallout 3

Когда Fallout 3 перешла в руки Bethesda, серия сменила тон и стала предельно серьезной — вплоть до того, что предлагала пожертвовать собой в финале. Пресса и игроки оценили перемены, но все же признали, что с Fallout 1 и 2 игра имела мало общего. Последующая Fallout: New Vegas вернулась к корням, поэтому давние фанаты серии любят ее больше, чем Fallout 3 — ведь в ней можно болтать с тостерами-маньяками!

Prince of Persia

Prince of Persia: The Sands of Time

Когда Джордан Мехнер работал над перезапуском Prince of Persia, он ориентировался на диснеевские фильмы и анимацию, поэтому The Sands of Time была оформлена как сказка.

Prince of Persia: Warrior Within

Несмотря на то, что игра продалась тиражом более трех с половиной миллионов копий, Ubisoft решила работать над сиквелом без Мехнера, а заодно сделать игру более мрачной и взрослой. В Warrior Within Принц жестоко расчленял врагов под гитарные риффы Godsmack, а его напарницы избавились от половины одежды. Eurogamer назвал игру безвкусицей, Мехнеру она тоже не понравилась. Игроки купили более двух с половиной миллионов копий Warrior Within; в последующей The Two Thrones Ubisoft слегка понизила уровень «жести», а в перезапуске Prince of Persia 2008 года вернулась к мультипликационному стилю и легкомысленной подаче The Sands of Time.

Need for Speed

Need for Speed: Porsche Unleashed

Need for Speed долгое время шла путем гламурной автомобильной аркады и с каждым выпуском становилась все красивее и глупее. Дорогие машины, полиция, экзотические пейзажи — рецепт не менялся почти десять лет. Но у Electronic Arts всегда было чутье на новые тренды. В 2000 году Rockstar удачно запустила Midnight Club, а летом 2001-го «Форсаж» собрал кассу в кинотеатрах; публика заинтересовалась стритрейсингом.

Need for Speed: Underground

EA хотела успеть запрыгнуть на поезд, и вслед за сиквелами Midnight Club и «Форсажа» вышла Need for Speed: Underground, порвавшая с прошлым серии. «Э-рон-дон-дон», тюнинг, ночные заезды — игра попала «в десятку» и вернула Need for Speed народную любовь. EA развивала тему стритрейсинга еще три года, потом ударилась в неудачные эксперименты, и в 2010 году вместе с Criterion вернулась к первоначальной гламурной формуле.

Call of Juarez

Call of Juarez: Bound in Blood

Польская Techland несколько раз пыталась превратить Call of Juarez в Call of Duty, только про Дикий Запад, но получалась Call of Duty, только сделанная поляками. Соревнование с Infinity Ward было заранее проигрышным, что ярко проявилось в провальной Cartel 2011 года: у Techland никак не получалось сделать блокбастер.

Call of Juarez: Gunslinger

Тогда студия сменила подход и сделала Gunslinger — тоже шутер про Дикий Запад, но без лишних амбиций, со стилизацией под комикс и геймплейными заимствованиями из старых аркад. Игроки оценили новое направление и Gunslinger в Steam «крайне положительно» — на сегодня это лучший результат серии.

Также по теме