3

Серия FIFA: обратная сторона мяча

Серия FIFA: обратная сторона мяча

EA Sports уже более 20 лет занимается серией FIFA и каждый год обещает сделать ее «более лучше»: доработать физическую модель, усовершенствовать графику и внести в игру десятки других изменений. Но зачастую в новых версиях игры нас ждут лишь свежие составы команд и все те же старые ошибки. Несмотря на это, FIFA все равно остается самой популярной спортивной видеоигрой. Мы решили разобраться, почему.

1993—1996. Детство

Первые игры серии (FIFA International Soccer 1993 года и FIFA Soccer 95), как и многие проекты того времени, были скованы скромными возможностями старых игровых платформ. Разгуляться на 16-битных консолях было негде, поэтому цифровой футбол был схематичным: футболисты одинаково выглядели и двигались, физическая модель была примитивной, а составы команд — вымышленными.

FIFA Soccer 96 немного ожила за счет новых технологий — футболисты остались в 2D, но поле стало трехмерным; ракурс в ¾ сменился «живой» камерой, которая забавно кружила вдоль поля. Первое сходство с настоящей футбольной трансляцией появилось уже тогда, но крупные изменения были впереди.

Выбор для меломанов
Уже с первых частей FIFA выделялась отменным саундтреком. FIFA '98 открывали Blur с хитом Song #2, 99-ю раскачивал The Rockafeller Skank от Fatboy Slim, а в 2000-й зажигал Робби Уильямс с It's Only Us. В других играх серии встречались треки Моби, Gorillaz, Radiohead, Kasabian, Franz Ferdinand, Пола Окенфолда, Jamiroquai, Oasis, Muse, The Kooks, Linkin Park, Massive Attack, Imagine Dragons, Аврил Лавин и многих других исполнителей.

1997—2006. Отрочество

В FIFA 97 произошла революция — игра стала полностью трехмерной. Конечно, с новым графическим движком появились новые проблемы, но на основе именно этой технологии создавались игры серии последующие 10 лет. FIFA становилась красивее, обзаводилась лицензиями на использование реальных клубов и футболистов, а также комментаторами виртуальных матчей.

Следующий большой шаг — FIFA 2001, где звездные футболисты обзавелись собственными лицами. С этой историей связан курьезный случай: в 2002 году Оливер Кан подал в суд на Electronic Arts за то, что та использовала его имя и внешность без личного согласия. С тех пор в игре ворота «Баварии» и сборной Германии защищал самозванец, лишь отдаленно напоминавший великого голкипера. Другая интересная деталь о FIFA 2001: лицензионные диски с игрой пахли газоном, стоило только их потереть  — при печати EA Sports воспользовалась технологией scratch and sniff. Правда, найти такой диск в России было практически невозможно — в нашей стране у игры не было официального издателя.

Еще в FIFA 98-2003 был функциональный редактор команд, благодаря которому Российская лига появлялась в игре за пару вечеров, а в FIFA Football 2004 дебютировал онлайн-режим. Все эти нововведения оставались самыми крупными вплоть до перехода серии на платформы Xbox 360 и PlayStation 3.

По классике!
FIFA 2000 позволяла прикоснуться к истории и сыграть классическими составами «Барселоны», «Аякса», «Реал Мадрида», «Манчестер Юнайтед», «Милана», «Ливерпуля» и других команд. В игре были и сборные разных времен с легендами вроде Пеле и Марадонны. К сожалению, в последующих частях FIFA выйти на поле героями прошлого было уже нельзя.

2006—2013. Юность

На Xbox 360 и PlayStation 3 у серии серьезно обновился движок: в FIFA 07 мяч наконец-то «отлип» от ноги владеющего им футболиста, а столкновения игроков теперь действительно влияли на ситуацию. Правда, эти изменения касались только версий для новых консолей: на PC серия топталась на месте с 2006 по 2010 год, чем огорчала российских поклонников. FIFA 11 вышла на новом движке уже на всех платформах, но судя по объемам продаж, консоли все равно остаются в приоритете для EA Sports.

Новые технологии повлияли не только на графику, но и на геймплей. Например, во время дождя мяч застревал в лужах, а его отскок от газона становился непредсказуемым. Искусственный интеллект был доработан, поэтому компьютерный соперник стал изобретательней. Если раньше победа достигалась за счет заученных схем, то теперь готовых решений не было.

EA Sports обращала внимание и на Россию: в FIFA 07 матчи комментировал Василий Уткин, а в FIFA 10 появилась Российская Премьер-лига. За десять лет серия прошла большой путь — если в начале нулевых в FIFA были «полулицензированные» клубы вроде ЦСКА, где на виртуальных воротах стоял полузащитник Хомуха, то теперь составы команд и внешность игроков стали гораздо более точными.

2014 — наши дни. Зрелость

FIFA 14 обновила серию с приходом очередного поколения консолей. Хотя на уровне механики изменения были незначительными, визуально игра сделала большой шаг вперед. EA Sports повысила детализацию всех присутствующих на стадионе, начиная со зрителей и стюардов и заканчивая операторами и болбоями. Футбол стал по-настоящему зрелищным: из-под бутс разлетались куски дерна, сетка ворот правдоподобно реагировала на попадание мяча, а виртуальный оператор радовал повторами и ракурсами. Владельцы PC увидели эти изменения лишь в следующей игре, FIFA 15.

Лучшая MMORPG
В FIFA 09 появился новый режим Ultimate Team, позволивший собрать команду мечты, покупая и продавая карточки игроков со всего света. Напоминает альбомы для стикеров из детства, правда? Ultimate Team позволяет подстроить под свою тактику каждого нового футболиста. Добавить мощи таргетмену, переучить крайнего защитника на вингера, нанять физиотерапевта для улучшения формы подопечных — все это делается в два счета. Со временем этот режим перерос в целый онлайн-менеджер с элементами ролевой игры. Сегодня Ultimate Team приносит EA Sports больше денег, чем продажи самих дисков с FIFA.

Уже пару десятков лет подряд серия FIFA бьет рекорды продаж, занимая верхние строчки в чартах. Неудивительно: EA Sports внимательно следит за своей аудиторией и маленькими шагами идет к совершенству. Компания работает на двух фронтах — она превращает FIFA в зрелищное шоу для широкой аудитории и одновременно старается угодить самым придирчивым поклонникам футбола. Это и делает серию первой в своем жанре.

Также по теме

Также по теме