0

NES: многоигровки и счастливое детство

NES: многоигровки и счастливое детство

Каждый запуск новой платформы сопровождается стандартной истерикой: игр на старте мало, затем они какое-то время не выходят, после чего пользователи сталкиваются с первыми фатальными проблемами, которые можно исправить только в новой версии железа. История повторяется каждый раз, и этой осенью, можете не сомневаться, пользователи столкнуться с теми же проблемами.

Что было с домашними платформами Nintendo до Марио.

Но раньше все происходило иначе. Платформа, известная у нас по своему клону под названием Dendy, в США как NES, а в Японии — как Famicom, была не первой домашней консолью Nintendo. Сначала была Color TV Game, которая предлагала играть в разные варианты одной и той же игры Pong. Famicom (сокращение от «family computer») вышел 15 июля 1983 года и стал первой консолью Nintendo, которая предлагала систему заменяемых игр-картриджей. Маленькая, цветастая, с двумя намертво прицепленными контроллерами, которые аккуратно крепились к ее бокам. Первая ревизия консоли имела фатальный недуг на материнской плате, и пришлось спешно выпустить вторую. Тогда-то Famicom и захватила японский рынок.

Перед тем как выступить на американском рынке, Nintendo подготовила несколько прототипов домашней платформы. Первый, придуманный в том же 1983 году, так и не увидел свет. Второй, показанный в 1985 году, был чересчур громоздким и дорогим. Nintendo Advanced Video System сходу предлагала несколько аксессуаров, вроде светового пистолета и беспроводных геймпадов (все должно было работать через ИК-порт). Однако, оценив ситуацию на рынке, компания решила поступить иначе. Вместо этого была полностью переделана модель оригинальной Famicom: теперь американцам показывали большую серую коробку, которая предназначалась не просто для маленьких детей, но и для всей семьи. Вместо слова «картридж» использовалось более благозвучное (для американцев в то время) «game pack», а сама консоль позиционировалась как Entertainment System. Ничего общего визуально с японским аналогом. Даже картриджи — маленькие кейсы в Японии — превратились в большущее квадратное не пойми что.

В успешный запуск NES не верил никто. В то время в Америке считали, что видеоигры умерли. Atari, как предполагалось, скоро наступит конец. Интерактивные развлечения никому больше не нужны. Будущее — за домашними компьютерами. Президент Nintendo, Хироси Ямаути, знал о состоянии рынка в США, но все равно верил, что консоль «выстрелит» — и выбрал местом запуска Нью-Йорк. Ритейлеры, однако, отказались продавать новую консоль. Тогда президент американского отделения Nintendo, Минору Аракава, не поставив никого из японского руководства в известность, предложил следующую сделку: Nintendo сама поставляет в магазины консоли и специальные стенды с ТВ и демо-юнитами, а ритейлеры должны будут заплатить только за те приставки, которые им удастся продать. Все остальное они смогут вернуть в любой момент. Некоторые продавцы согласились на это условие.

На самом деле, тогда оглушительного успеха добиться все же не удалось. Всего было продано 50 тысяч консолей, то есть около половины произведенных на тот момент. Для ритейлеров это были хорошие новости, и в следующем году NES стали продавать в других штатах тоже.

Вот список игр, которые были доступны на старте:

Duck Hunt (поставлялась в наборе Action Set вместе с консолью и световым пистолетом Zapper)
Gyromite (поставлялась в наборе Deluxe Set вместе с консолью, световым пистолетом, вторым джойстиком и специальным роботом R.O.B., который и привлек внимание детей)
10-Yard Fight
Baseball
Clu Clu Land
Donkey Kong Jr. Math
Excitebike
Golf
Hogan’s Alley
Ice Climber
Kung Fu
Mach Rider
Pinball
Stack-Up
Tennis
Wild Gunman
Wrecking Crew


С разработчиками игр Nintendo также сотрудничала в своей неповторимой манере. Во-первых, приобретая лицензию на выпуск игры для NES, компания теряла возможность выпустить ее на другой платформе. Далее, в год одна компания не могла выпускать больше двух игр. Помимо этого, разработчики должны были вносить изменения в содержание своих продуктов согласно требованиям платформодержателя. Если в Nintendo думали, что игра слишком жестокая, то составлялся список требований, которые необходимо было соблюдать. На коробках с играми ставилась печать Seal of Quality — знак того, что софт действительно лицензирован. В лицензионных версиях стоял специальный чип, который проверяла сама консоль при запуске игры. Поначалу это помогало Nintendo контролировать потоки низкокачественного софта. Правда, продолжалось это недолго и многие из издателей второго эшелона, во главе с компанией Tengen, быстро научились обходить эту защиту. 

Игры для NES использовали палитру из 54 доступных цветов. Но при этом на экране одновременно могло присутствовать строго ограниченное количество цветов: три на спрайт, три на окружение.

В отличие от своего западного отпрыска, чьё производство и поддержка были свёрнуты уже в 1995 году, Famicom на родине жил и здравствовал вплоть до 2003 года, когда с конвейера сошли последние детали для этой консоли.

Десять правил Nintendo (of America):

 

- не включать сексуальный подтекст или сцены изнасилования и наготы;
- игры не должны содержать слова или выражения, порочащие достоинство обоих полов;
- не изображать случайное, безвозмездное или чрезмерное насилие;
- игры не должны содержать изображения смерти;
- не содержать сцены семейного насилия;
- не изображать проявления чрезмерной силы в игровых видах спорта более, чем это установлено правилами этих видов спорта;
- не отражать этнические, религиозные (Бог, боги, Сатана, Будда), националистические или сексистские стереотипы (подразумевается также символика – пентаграммы, кресты);
- не использовать ненормативную лексику или жесты, которые могут быть расценены как оскорбительные;
- не включать и не поощрять использование незаконных наркотических средств, табака или алкоголя;
- не включать политические заявления или сообщения политического характера.

Также по теме