0

Beyond: Two Souls — за и против

Beyond: Two Souls — за и против

Beyond: Two Souls получает преимущественно низкие оценки в прессе; в интернете сталкиваются две железобетонные правды: одна гласит, что игра никуда не годится даже как интерактивный фильм, другая — что оппоненты не читали ничего умнее «Колобка» и поэтому ничего не поняли. Мелькает популярный в последнее время тезис: игра отличная, потому что будет понятна тем, кто вообще не играет в игры. Это предмет отдельного спора, но лично я считаю, что этот довод сродни следующему: если вы никогда не слышали музыку, то начните с группы «Руки вверх» — там можно подпевать, слова понятные, и ясно, в каких моментах дрыгать ногой. Не дословно, но где-то рядом. Попробую составить два портрета: человека, которому может понравиться Beyond, и того, которому ее покупать не стоит.

Вам не понравится Beyond: Two Souls, если:

1. Вы любите интересные сюжеты.
Рваное повествование, о котором говорил Дэвид Кейдж в интервью до выхода игры, полностью справляется с поставленной задачей. Сюжет кидается то в детство, то в зрелые годы героини, все перетасовано и к финалу не складывается воедино. Едва игра начинает набирать какую-то остроту, как экран затемняется, и вам показывают эпизод то ли из будущего, то ли из прошлого, и остается лишь догадываться о том, в какой момент биографии главной героини Холмс мы попали. И, главное, зачем. Одного членораздельного флешбека из детства вместо десятка невнятных было бы достаточно, чтобы все объяснить. Создается ощущение, будто Кейдж начал не с того конца: придумал идеи для нескольких эпизодов, а потом решил связать их сценарием, который прощупывается очень плохо.

2. Вы любите убедительные игры.
В Beyond очень много условностей и сценарного попустительства. Черта слабого автора: как только начинается мистика, сценарист позволяет себе массу вольностей. Почему Айдан может вселиться в этого человека, а в этого — нет? Почему пять минут назад я мог вызвать призрака, а теперь не могу, хотя никаких дополнительных условий для объяснения этого игра не вводит? Почему здесь я мог выбрать, как поступить, а тут меня заставляют делать строго то, что задумано авторами? Подобных вопросов на протяжении прохождения у вас будет сотня. 

3. Вы любите, когда все сделано удобно.
В Beyond очень плохая камера. Иногда планы меняются таким образом и с такой неожиданной резкостью, что вы перестаете понимать, куда и откуда шли, в какую сторону сейчас поворачивать и — не угадываете.

4. Вы любите Heavy Rain и Fahrenheit.
Как это ни удивительно, по сравнению с предыдущими играми от Quantic Dream, относиться к которым можно как угодно по ряду очевидных причин, Beyond — явный шаг даже не назад, а в пропасть, по опасному краю которой все предыдущие годы ходил Дэвид Кейдж. Heavy Rain принято сравнивать с триллером «Зодиак» — справедливо. Fahrenheit тоже где-то там, рядом с картинами Финчера. Beyond кто-то сравнивает с «Шестым чувством», и это ложь, не верьте: Two Souls не идет ни в какое сравнение с фильмом про мертвого Брюса Уиллиса, у них нет ни одной точки соприкосновения как с точки зрения сюжета, так и с точки зрения качества исполнения.

5. Вы любите, когда фантастика, мистика и все остальные выдумки — средства, а не цели.
Самый главный вопрос: о чем Beyond: Two Souls? Что хотел сказать автор? У всех предудыщих игр Кейджа, как и у лучших игр текущего года, есть подтекст — где-то более прозрачный, где-то менее. С Beyond же выходит так, что Кейдж создал игру ради игры, призрака ради призрака, чтоб было. Смотрите: девушка общается с потусторонним существом: вот она в детстве хулиганит, вот в юности от насильников спасается, вот Айден помогает ей в армии; а вот индейцы, и у них тоже есть дух, только злой, надо его прогнать, уиии!!!

Вам понравится, Beyond: Two Souls, если:

1. Жанр интерактивного кино вам в новинку.
Устав от игр, в которых надо что-то делать, вы хотите посмотреть на игру, которая идет более-менее на автопилоте, следовать заранее подготовленным маршрутам, нести минимальную ответственность за происходящее и насладиться шикарным видеорядом.

2. Визуальная часть превыше всего.
Beyond — безумно красивая игра. Она использует все доступные возможности консоли PlayStation 3 и выжимает из нее все соки. Лицевая анимация, модели, детализация объектов, локаций и тени — все на высочайшем уровне.

3. Вы смотрели «Паранормальное явление» и хотите так же.
В Beyond есть несколько эпизодов, когда нужно пугать героев мигающими лампами, бросаться в них стульями, звенеть бутылками и сбрасывать книги с полок. А еще можно испортить Джоди свидание, бросив в ее потенциального любовника бутылку с вином. Этого мало, но оно есть.

4. Вы никогда не просили мелочь на улице, и не планируете, но вам любопытно, каково это.
В игре есть довольно подробный эпизод про бомжей — его фрагменты все уже видели в трейлерах и материалах с выставок. С точки зрения идеи это лучший момент в игре. Можно сесть на улице на подстилку, выбрать текст для надписи на картонке, сыграть на гитаре, зайти с похотливым хулиганом за угол и даже принять у бездомной девушки роды. Правда, процесс этот сводится к трем кнопкам: «тужься», «дыши» и «подбодрить» и слишком быстро и неожиданно заканчивается, хотя небольшое волнение все-таки наводит.

5. Эллен Пейдж и Уиллем Дефо — ваши любимые актеры.

Кому-то это действительно важно. Я, например, готов смотреть все фильмы с Брюсом Уиллисом и даже намеренно посмотрел последнего «Крепкого Орешка». Что со мной после этого было — уже другой вопрос.

Также по теме

Также по теме