4

Приглашенный редактор: Epic Games и Unreal Engine

Приглашенный редактор: Epic Games и Unreal Engine

Продолжаем разговор. В прошлый раз мы заглянули в будущее, а сегодня вместе с Юрием Денисюком напомним вам о том, чем вообще знаменита Epic Games. Ну, и расскажем о движке Unreal Engine, конечно. Поехали!

Epic Games прославилась сериями Unreal и Unreal Tournament, Gears of War и Infinity Blade, а еще как создатель семейства самых популярных игровых движков — Unreal Engine. В состав Epic Games входят студии Chair Entertainment, People Can Fly и Titan Studios. «Эпичные» филиалы открыты в Китае, Корее и Японии. Трудно поверить, но эта история началась с одного человека, создававшего свои первые игры в собственном доме.

В 1991 году молодой программист Тим Свини основал компанию Potomac Computer Systems и выпустил первую игру под названием ZZT. Любовь игроков ZZT завоевала благодаря возможности создавать собственные уровни и модификации. Вдохновленный успехом, Тим сменил название компании на Epic MegaGames и с удвоенным усердием взялся за работу. В течении пары лет его компания сделала несколько игр, о которых до сих пор с теплотой вспоминают геймеры 90-х: Epic Pinball, Brix, Jill of the Jungle, Jazz Jackrabbit и One Must Fall 2097. Параллельно Epic развивается как издатель, выпуская игры других разработчиков. А всего через три года с момента основания компания берется за весьма амбициозный проект — шутер от первого лица, который должен был потеснить Doom и Quake. Игру назвали скромно, но с намеком: Unreal.

Командa была разбросана по разным городам Америки, поэтому разработка заняла значительно больше времени, чем ожидалось. Но в мае 1998 года игра все-таки вышла, покорив игроков и критиков. Помимо невероятного по тем временам уровня графики и крайне злобного искусственного интеллекта, Unreal предлагала покупателям встроенный редактор UnrealEd, позволявший модифицировать игру до неузнаваемости. Закрепляя успех, Epic предлагает лицензировать свою технологию всем желающим по сходной цене. На ее основе выходят десятки игр, среди которых культовые Deus Ex, Clive Barker's Undying, Rune.

Новый этап начался в 1999 году, когда из названия компании пропало слово mega, а офис переехал в Северную Каролину. В этом же году вышла новая версия Unreal Engine, получившая индекс 1,5, на основе которой была создана Unreal Tournament. Игра развивала идеи, заложенные в многопользовательский режим оригинальной Unreal. Вышло настолько хорошо, что UT сохраняет популярность и сегодня, правда, уже благодаря поддержке сторонних разработчиков. 

Полноценная вторая версия Unreal Engine дебютировала в 2002 году вместе с продолжением многопользовательского хита Unreal Tournament 2003. Для UE2 практически полностью переписали ядро и рендер, плюс выпустили новую версию редактора UnrealEd 3. Кроме того, появилась бесплатная версия Unreal Engine 2 Runtime с ограниченной лицензией, в комплекте с которой поставлялся редактор карт UnrealEd, а также тестовый уровень и небольшой набор моделей и текстур, которые демонстрировали возможности технологии. Движок предоставлялся на безвозмездной основе для создания некоммерческих проектов и использования в образовательных целях. Такой же подход компания практикует и сейчас, следую принципу «открытость для комьюнити».  

Unreal Engine 3 появился в 2006 году. Новая версия была рассчитана на мощные компьютеры и консоли тогда еще совсем нового поколения — Xbox 360 и PlayStation 3. Ставка оказывается верной, технология привлекла внимание множества разработчиков. Обновленный графический движок поддерживал большинство современных технологий, включая HDR, попиксельное освещение, динамические тени, шейдеры четвертой версии, DirectX 10 и геометрические шейдеры. Технология традиционно демонстрируется в новой части Unreal Tournament, но главным хитом, выпущенным Epic на UE3, стала Gears of War. Вскоре десятки популярных игр от сторонних студий, лицензировавших движок для своих проектов, помогли UE3 завоевать репутацию самого стабильного и удобного инструмента для создания мультиплатформенных игр. 

Самое время вспомнить Клиффа Блежински, ведущего дизайнера, главного идеолога Gears of War и просто харизматичного человека. Есть такая байка о том, как родилась революционная система укрытий и кооперативный режим Gears of War. Идея пришла во время корпоративного забега в пейнтбол. Клифф понял, что если не прятаться, то проигрываешь быстрее, да и шарики с краской бьют достаточно больно. За идеей последовал достаточно сложный период продумывания концепции, а результат превзошел все ожидания. Gears of War разошлась тиражом более чем в три миллиона копий за десять недель и стала самой популярной игрой 2006 года. К сентябрю 2008 года игра была продана тиражом в пять миллионов копий. В том же году вышла Gears of War 2, а в 2011 году — Gears of War 3. Трилогия уверенно держится в двадцатке самых успешных игр для Xbox360, где первая и вторая части занимают шестое и седьмое место.

В ноябре 2009 года Epic Games выпустила бесплатную версию Unreal Engine 3 — Unreal Development Kit (UDK), который доступен всем, кто интересуется разработкой игр. Лицензиат делает достаточно символический взнос в размере 99 долларов, а если коммерческий продукт на базе UDK принесет более 50 000 долларов, выплачивает 25% роялти компании Epic Games. К полноценному лицензированию UE3 компания подошла довольно гибко: лицензия адаптировалась с учетом всех тонкостей бизнес-модели партнеров. Популярность технологии оказалась настолько велика, что Epic обзавелась региональными представителями.

В конце 2010 года Epic Games портирует Unreal Engine 3 на iOS, Android и платформу Adobe Flash. По уже сложившейся традиции, компания демонстрирует технологию на примере собственных разработок. В этот раз — на примере Infinity Blade, созданной совместно с Chair Entertainment. В кратчайшие сроки игра становится хитом, и всего за год с небольшим приносит разработчикам порядка 23 миллионов долларов. В декабре 2011 года в AppStore появляется Infinity Blade 2, которая устанавливает планку графики еще выше. Вторая часть заработала 5 миллионов долларов всего за месяц. 18 сентября 2013 года вышла заключительная часть трилогии — Infinity Blade 3, закрепившая успех.

Возвращаемся в настоящее. Unreal Engine 4 был представлен широкой публике 7 июня 2012 года на Е3, а лицензирование новейшей технологии стартовало два года спустя. Новизна UE4 — не только в традиционном росте качества картинки и мощности. Epic перевела движок на С++, открыла исходный код, ввела распространение по подписке и предоставила усовершенствованный инструмент визуального скриптования Blueprint, которые позволяет создавать игры без единой строчки кода. Помимо этого, разработчикам предоставляется огромное количество примеров, шаблонов и уроков для освоения технологии, и магазин, напоминающий AppStore и Google Play, позволяющий приобретать и продавать собственные наработки в движке. Традиционно, технология бесплатна для учебных заведений, образовательных центров и инициатив.

Двадцать с лишним лет спустя Epic Games сохранила верность ценностям, заложенным в далеких девяностых, пропагандирует открытость, творчество и готовность трудиться вместе с другими разработчиками. Впереди конференция GDC, где состоятся анонсы новых проектов, разрабатываемых на технологии Unreal Engine 4. Мы продолжим эту историю и постараемся сделать все, чтобы движок стал доступнее для всех желающих, а хороших игр становилось больше. Потому что смысл именно в этом.

Текст: Алексей Савченко и Юрий Денисюк

Также по теме

Также по теме