0

Почему Grim Fandango — одна из трех величайших игр всех времен и народов

Почему Grim Fandango — одна из трех величайших игр всех времен и народов

Вышедшая в 1998 году игра Grim Fandango — адвенчура про Мануэля Калаверу, сотрудника бюро путешествий в мире мертвых. На протяжении четырех (!) лет Манни пытается оформить путевку в рай прекрасной клиентке Мерседес Коломар. Действие игры начинается с офисных распрей в построенном в ацтекско-нью-йоркском стиле городе Эль Марроу, а заканчивается душераздирающе романтической сценой на вокзале, с которого Девятый экспресс отправляется в лучшие круги загробного царства…

Вышедший 27 января 2015 года на ПК ремейк Grim Fandango: Remastered — честный перевод игры на современные платформы с минимальными изменениями (широкий экран, режиссерский комментарий, поддержка геймпада). Большинство улучшений разработчики позаимствовали из самодельных патчей, выпущенных поклонниками игры за прошедшие 16 лет. От себя добавлены лишь отдельные графические усовершенствования, которые можно отключить.

Grim Fandango — самый амбициозный проект американского разработчика Тима Шейфера. Данные слова много что значат, если учесть, что Шейфер вот уже двадцать с лишним лет специализируется на играх, которые ломают все представления о жанрах и игростроении. В его работах сочетается в принципе несовместимое: байкеры и квестовый жанр (Full Throttle); платформер и психоанализ (Psychonauts); рок-музыка и RTS (Brütal Legend); Kickstarter и миллионы долларов (Broken Age)... Но по сравнению с Grim Fandango все эти гениальные (или около того) игры тривиальны.

Мир между крайностями
Стиль арт-деко, хорошо всем знакомый по первой BioShock — и сюжеты из ацтекских мифов. Небоскребы с конторами — и их ступенчатые верхушки, напоминающие пирамиды майя. Великолепный джаз — и вплетающиеся в него мексиканские мотивы. Загробный мир — и солнце, освещающее праздничный парад, над которым висит цветастая пиньята. Жутковатая работа проводника душ — и ее оформление: офисные интриги, интрижки и мелкая коррупция...

Такой квест, как Grim Fandango, в принципе нельзя было сделать по трем причинам: исторический, технической и сюжетной. Исторической — потому что в 1998 году компания LucasArts утратила всякий интерес к приключенскому жанру. Хотя бюджет у Grim Fandango был солидный (3 млн долларов; в два раза больше, чем у Full Throttle), игру пришлось делать на движке шутера (Jedi Knight: Dark Forces 2) и в непривычном 3D. У трехмерного квеста, конечно, иные требования к бюджету и времени разработки, нежели у рисованного... В ходе разработки команде Шейфера пришлось пойти на всяческие купюры и уступки. Пусть в городе Эль-Марроу идет шумный веселый парад по случаю Дня мертвых (2 ноября) — вы его только слышите, а не видите. Возможно, именно поэтому из Grim Fandango получилась настолько атмосферная и необычная игра: музыка, звуковые эффекты и неожиданные ракурсы на происходящее создают впечатление отражения в кривом зеркале или авторского фильма времен зари звукового кино... игра завораживает даже тогда, когда в ней ничего не происходит более интригующего, нежели переход Манни из точки А в точку Б.

В Grim Fandango сходятся две худшие графические тенденции в истории квестов: заранее обсчитанные (пре-рендеренные) декорации в низком разрешении на заднем плане и склеенные из нескольких полигонов персонажи, обсчитываемые в реальном времени на переднем. Все характерные для такого рода игр недостатки в Grim Fandango присутствуют. Можно заблудиться в трех ракурсах; Манни то закрывает камеру своей черепообразной физиономией, то превращается в едва-едва угадываемую на заднем плане темно-синюю точку.

Но как и в случае с бюджетными ограничениями, разработчики сумели найти совершенно нестандарные и творческие решения, за которые можно простить любые технические недостатки. Сама идея героев с лицами фигурок-скелетов с мексиканского Дня мертвых снимает необходимость в какой-либо мимике — у Манни, Мерседес и целого ряда смешных, выразительных, запоминающихся на всю жизнь персонажей нет ни глаз, ни каких-либо других средств выражения эмоций! Вся эмоциональная нагрузка тут — на работе актеров озвучания и блистательных диалогах (к сожалению, на русский практически ни одна шутка Тима Шейфера не переводится еще со времен Maniac Mansion). Флирт с секретаршей или объяснение с начальством тут воспринимаются не как разговор двух трясущих головами марионеток, а как настоящая актерская игра в «Касабланке», «Мальтийском соколе» или «Гленгарри Глен Росс».

Детали полотна
Можно долго рассказывать о гениальных графических находках, придающих миру и героям выразительность: то, как пламя озаряет череп прикуривающего Манни; то, как он деловито раскладывает носимую под рабочей рясой косу; то, как представители мира живых представлены в виде вклеенных в картинку фотоснимков в духе сериала South Park или кинофильмов труппы «Монти Пайтон».

В общей сюжетной канве игры без труда угадывается «Касабланка» (другими словами, сюжет украден), а разнесенное на протяжении четырех лет по разным уголкам Страны мертвых приключение нарушает все постулаты хорошей драматургии о единстве времени, места и действия. Но именно общая сюжетная несдержанность, масскультурная клептомания и провокационность Тима Шейфера делают Grim Fandango настолько оригинальной и великой игрой. Обычно квесты — вещи камерные, герой заперт в одной комнате, особняке, городе... Персонажи квестов Тима Шейфера путешествуют больше, чем герои эпической ролевой игры или роад-муви.

При этом каждая локация Grim Fandango проработана до мельчайших деталей (компьютеры! Картины! Скелетообразная живность!) и населена многочисленными выпуклыми (не только в буквальном смысле слова) персонажами. Пазлы в игре гораздо более трудные и развернутые, чем в той же Full Throttle. Любой игрок с элементарными квестовыми навыками проходит Full Throttle за два часа. А в Grim Fandango блуждает, добродушно поругиваясь, сам главный разработчик, севший за игру после шестнадцатилетнего перерыва.

Магический реализм
Потустороннее и повседневное, страшное и смешное в Grim Fandango не просто сосуществуют, а перетекают друг в друга — безо всяких противоречий и оппозиций. Магический реализм настолько силен, что полностью перевешивает бестолковость планов фиксированной камеры, неудобное управление и общее технологическое несовершенство игры.

Grim Fandango — наряду с BioShock и Red Dead Redemption — одна из трех величайших компьютерных игр в истории индустрии. Это произведение искусства, которое успешно пережило смерть целого жанра и вполне может пережить гибель всех современных вычислительных платформ. Хочется надееться, что нынешний ремейк игры — не последний, и в Grim Fandango: Remastered: Remastered: Remastered: Remastered когда-нибудь будут играть разумные роботы или инопланетяне на квантовых компьютерах. Они тоже будут порицать неудобную камеру и излишнюю неочевидность головоломок — и так же, как мы, единодушно плакать в финале...

Также по теме

Также по теме