4

Итоги-2014: чему нас научил Kickstarter

Итоги-2014: чему нас научил Kickstarter

«Kickstarter-бум», гремевший два последних года, сошел на нет. В 2014-м на главном crowdfunding-сервисе планеты оказалось гораздо меньше оглушительных проектов, да и мы почти не использовали заголовки в духе «Игроки за пять минут собрали 300 миллионов долларов на разработку XXX». Это ни в коем случае не значит, что игровая секция Kickstarter умирает — просто ее место и роль в индустрии изменились.

Мы решили подвести итоги Kickstarter за 2014 год. Только здесь не будет больших цифр, диаграмм, процентных соотношений и прочей статистики. В этом материале мы расскажем о шести важных уроках, которым сервис нас научил в этом сезоне.

Урок первый: благодаря Kickstarter выходят прекрасные игры (в смысле, серьезно!)

В прошлые два года вся эта тема с коллективным финансированием еще казалась авантюрой. Смогут ли независимые разработчики превратить кучу денег в отличную игру? Обойдутся ли без руководства и помощи издателя? Выпустят ли все в срок? Не сольют ли мои кровно заработанные деньги на наркотики и рок-н-ролл, заказав игру индийским программистам? Редакция Kickstarter тщательно отсеивала потенциальных проходимцев, но никаких гарантий не давала. Разработчики — тоже.

В этом году вышло много игр, которые начинались именно как проекты на Kickstarter. Они показали, что у коллективного финансирования есть будущее — игры оказались прекрасные. Например, квест Broken Age от Тима Шейфера, который и положил начало «Kicktarter-буму» в феврале 2012-го. Вернее, пока есть только половина игры — заключительный акт обещают выпустить в начале 2015-го. Но даже в таком состоянии Broken Age получила 82 балла на Metacritic. Сомневаться в завершающей части причин нет никаких.

Особо приятно, что на Kickstarter есть место не только легендам индустрии с мировым именем — то есть не только Тиму Шейферу и другим звездам. У него была не только репутация, но и уже сформированная студия, а многие независимые разработчики оказались лишены подобной форы. Тем не менее, Kickstarter помог и им. Благодаря сервису появились тактическая ролевая игра The Banner Saga, джентльменский симулятор выживания Sir, You Are Being Hunted и ностальгический платформер Shovel Knight.

Все эти проекты получили высокие оценки и признание геймеров. А еще они послужили живым доказательством, того, что на добровольных пожертвованиях можно сделать замечательные игры.

Урок второй: нельзя делать игры на одной лишь ностальгии

В 2014 году также вышел другой проект, стоявшего у истоков «Kickstarter-бума». Речь идет о постапокалиптической RPG Wasteland 2 от Брайана Фарго. У нее много общего с Broken Age. Инициатор кампании — тоже ветеран игровой индустрии, минимальная сумма была собрана почти моментально, да и в сервисе игра появилась практически одновременно с квестом Тима Шейфера. Наконец, и Wasteland 2, и Broken Age обращались к чувству ностальгии — мол, сейчас большие издатели таких проектов не выпускают, а всем вроде как очень хочется.

Такие похожие ситуации, а результаты разные. Игра Тима Шейфера получает 9 баллов из 10 в нашей рецензии. Игра Брайана Фарго вдохновила Петра Сальникова на статью «Почему я не буду писать рецензию на Wasteland 2».

Проблема Wasteland 2 даже не в том, что она ужасно выглядит и кишит багами. Это игра, которая перестаралась с ролью «гостьи из прошлого» — и застряла в бородатом году как идейно, так и технологически. Она не взывала к ностальгии, а просто не соответствовала современным стандартам качества. Судя по нашему экспресс-превью другой «RPG старой закалки», Pillars of Eternity, не только Брайан Фарго и его студия inXile рискуют совершить подобную ошибку.

Урок третий: даже заманчивые идеи от известных разработчиков не всегда получают финансирование

В большинстве случаев для успешной кампании на Kickstarter достаточно сочетания трех элементов: известного разработчика, интересной идеи и освещения хотя бы в игровой прессе. Сюрреалистический арт-проект Black Glove от авторов BioShock Infinite получил все и сразу — но в итоге и он не смог собрать минимальную сумму в срок.

Начиналось все оптимистично. О Black Glove стало известно в самом начале июня — традиционно мертвом в плане новостей периоде. Из-за этого, а также ради заголовка а-ля «Создатели BioShock выпустят игру про театр» об интригующем проекте написали многие профильные СМИ. К тому же идея была любопытной — интерактивный гид по самым разным жанрам искусства, разбавленный путешествиями во времени и сюрреализмом. Разработчики пообещали в скором времени представить Black Glove на Kickstarter — а мы стали ждать.

Ждать пришлось до октября. На разработку попросили 550 тысяч долларов — весьма скромную по меркам Kickstarter сумму. В числе авторов были указаны выходцы из Irrational Games и просто разработчики со стажем. К тому же идею Black Glove иллюстрировал эффектный ролик, который у всех поклонников BioShock вызывал желание занести денег.

Вот только всего этого оказалось недостаточно. К концу кампании по финансированию Black Glove проект не смог собрать и половину минимальной суммы. Игра про сверхъестественный театр от создателей BioShock Infinite канула в Лету.

Black Glove напомнила обо всех проектах, которые по каким-то причинам не добрали денег на Kickstarter. Этот сервис — не бесконечный источник финансов, а площадка с жесткой конкуренцией. Одним проектам удается привлечь внимание и средства публики, другие остаются ни с чем.

Урок четвертый: нужно быть внимательнее с тем, куда и кому идут ваши деньги

Создатели S.T.A.L.K.E.R. задумали выпустить новую игру — Areal. Тоже постапокалиптический шутер с «живой» экосистемой, продвинутым искусственным интеллектом, монстрами, артефактами и прочими узнаваемыми чертами. Заманчиво? Еще бы! Но «есть один нюанс».

Вернее, «нюансов» обнаружилось множество. Выяснилось, что называться настоящими авторами S.T.A.L.K.E.R. у студии West Games права нет: все ключевые разработчики либо осели в компании Vostok Games, либо на вольных хлебах. На столь амбициозный проект вроде-как-создатели-S.T.A.L.K.E.R. попросили всего 50 тысяч долларов — сумму прямо-таки ничтожную. В дебютном ролике использовались стандартные материалы движка Unity, хотя на странице игры говорилось, что Areal делается на собственной технологии West Games. Все пожертвования добровольцев уходили на счет некоего третьего лица из Лос-Анджелеса. Таких вот сомнительных моментов в кампании по финансированию Areal было множество — подробнее читайте здесь.

Дикости всей этой ситуации добавляли несколько отягчающих обстоятельств. Ответственный за PR человек из West Games попросту отмалчивался на протяжении дней, пока конфликт обмусоливали на форумах и в СМИ. Затем оратор таки взял слово: вместо внятных комментариев и ответов на вопросы — обвинения в адрес прессы и публичная истерия в Facebook. Градус общественного недовольства поддерживал конкурент Areal с Kickstarter — автор постапокалиптической игры The Seed (он даже завел отдельный обличительный блог). Апогеем безумия стала публикация «письма от Владимира Путина» на странице Kickstarter. В своем послании якобы-президент-РФ попросил West Games как можно скорее закончить альфа-версию игры и пожелал разработчикам творческих успехов. А был ли Путин — «решайте сами».

К сожалению или к счастью, сумму в 50 тысяч долларов разработчики собрали. К сожалению или к счастью, руководство Kickstarter решило на всякий случай заморозить кампанию по финансированию, а деньги вернуть вкладчикам.

На этом месте нормальные истории заканчиваются какой-то моралью, но нет. West Games открыли собственный crowdfunding-сервис Wfunder, который деньги пользователям ни при каких обстоятельствах не возвращает. А потом переименовали Areal в Stalker Apocalypse — без точек в названии, но аналогия очевидна.

Не знаем, что там в итоге получится у West Games. Но если проект еще до релиза порождает подобный цирк... В общем, доллар нынче в цене — будьте осторожны.

Урок пятый: на Kickstarter можно профинансировать все, что угодно (если повезет)

Ненадолго отвлечемся от видеоигр. В конце концов, на Kickstarter кроме них каждый день финансируются любительские фильмы, музыкальные альбомы, арт-проекты, картофельные салаты. Да, именно — картофельные салаты. Из картошки.

Начиналось все с шутки: в начале июля Зак Дэнжер Браун решил создать первый картофельный салат, профинансированный коллективно. Для благородной цели ему потребовалось минимум 10 долларов. Общими силами сумму собрали. И даже чуть больше.

В начале августа на счет Брауна поступило свыше 55 тысяч долларов. За эти деньги инициатор обязался провести прямую трансляцию процесса готовки, выслать некоторым участникам порцию салата, наградить самых великодушных пользователей сувенирами и многое другое. Помимо этого, значительная часть суммы пошла на благотворительность. Все это выросло из проекта на десять долларов.

Понятное дело, что кампания по совместному финансированию салата вряд ли была такой успешной без внимания прессы, чувства юмора Брауна и банальной удачи. Вся эта ситуация показала, что фаворитом публики в любой момент может стать кто и что угодно.

Урок шестой: люди стали спокойнее и трезвее относиться к Kickstarter

Наверное, самое важное во всем вышеперечисленном — это то, как изменилось отношение людей к Kickstarter. Уже никто не кричит, что за коллективным финансированием — будущее. Что дни крупных издателей вроде Electronic Arts, Activision Blizzard и Ubisoft сочтены. Что через несколько лет Kickstarter позволит простым работягам-геймерам получать великолепные игры, заплатив всего 5 долларов.

Правда в том, что Kickstarter — это бизнес. С любимцами толпы, аутсайдерами, мошенниками, никому не нужными гениями-революционерами, удачливыми энтузиастами и инвестициями — выгодными, долгосрочными и иногда провальными.

Ни больше, ни меньше. 

Также по теме

Также по теме