2

Полет в прошлое

Полет в прошлое

Первые несколько часов в Elite: Dangerous напомнили мне мой первый опыт вождения. Юркий Sidewinder носит из стороны в сторону при каждом касании мыши, а стыковка занимает, кажется, вечность. Хорошо хоть, присмотренное место не может занять другой пилот (хотя многие поначалу пытались). Но уже через десяток-полтора полетов вы будете чувствовать себя в кресле Sidewinder как дома, заходя на посадку на максимальной скорости, включая шасси и перераспределяя энергию между системами одной рукой, пока на соседнем экране просматриваете другие корабли в окрестностях — вдруг за кого-то назначена награда?

Мне было немного проще — тридцать лет назад я два года подряд играл в оригинальную Elite почти каждый день. Но даже мои знакомые помоложе, которые из космических игр играли только в аркадный Freelancer и «Excel с графоном» Eve, освоились в Elite довольно быстро. Главное — дайте ей хотя бы несколько часов, чтобы раскрыться.

В отличие от Eve Online, Elite: Dangerous не про цифры в статистике корабля и умениях пилота, а про ваши личные навыки управления космическим судном. Опытный игрок даже на самом базовом бесплатном Sidewinder может разнести в клочья боевую Anaconda, управляемую новичком. Впрочем, у новичков Anaconda быть не может, потому что деньги в Elite зарабатывать не так уж просто. Особенно такие большие.

Бои в Elite: Dangerous напряженные и немного похожи на сражения в самолетных симуляторах: зайти противнику в хвост и переиграть его на развороте важнее, чем просто палить из всех стволов в направлении крестика на экране. Плюс непременные ловушки для ракет, обманки для систем самонаведения и стрельба с упреждением из пулеметов.

От космических игр здесь обязательные щиты, перераспределение энергии между подсистемами прямо в ходе очередного виража, постоянно перегревающиеся лазеры, мины и отключение ИИ-помощника для продвинутых игроков, которое дает одновременно чрезмерно отзывчивый и невероятно быстрый корабль.

Отсутствие привязки Elite: Dangerous к цифрам «ролевых элементов» позволяет выходить победителем из заведомо проигрышных в других играх ситуаций. Скажем здесь распространена ловля на приманку: в космосе у станции выбрысывается канистра с каким-нибудь грузом, за которой пристально наблюдают три-четыре игрока. Стоит вам подобрать чужое имущество на виду у станционных систем безопасности и вы тут же становитесь преступником, уничтожение которого не наказывается. Встречайте гостей. Один мой знакомый на дешевом Eagle любит дразнить таких ловцов, забирая груз и уводя их подальше от станции, где вдали от полиции легко расправляется с самоуверенными охотниками за головами на более дорогих Viper или Cobra MKIII.

Впрочем, даже простой перелет в Elite: Dangerous доставляет удовольствие от хорошо проделанной работы: сделать прыжок из системы в систему в максимально короткое время, не тормозить на подлете к станции до последнего и стыковаться на полной скорости, но так, чтобы не поцарапать обшивку.

В Elite: Dangerous есть глобальный сюжет, но только вместо кат-сцен и тонн текста вы видите его в обрывках новостей или чувствуете на своей шкуре, стоит залететь в звездную систему, где разворачиваются важные события. В Империи случилось восстание рабов и одновременно борьба за престол, потому что наследный принц был объявлен сумасшедшим. Принц имел наглость выступать против рабства клонов, основы экономики Империи, которая традиционно не доверяет роботам и ИИ.

В то же время демократическая Федерация ведет войну против фермерского союза одного из созвездий, потому что легкий наркотик, выращиваемый там, был внезапно запрещен Президентом. Все поставки еды в мятежную систему запрещены,  а возле планет висят тяжелые линкоры Флота Федерации и расстреливают всех, у кого нет специального разрешения. Кстати, на поставках еды в блокированные миры могут неплохо заработать контрабандисты, которые в других системах Федерации обычно возят оружие, рабов или тяжелые наркотики.

Не стоит забывать о более мелких конфликтах — некоторые системы Федерации в открытую поддерживают мятежных рабов Империи, а имперцы в ответ финансируют революционеров даже в тыловых мирах Федерации. И то, кому вы помогаете, выполняя задания, охотясь за головами или доставляя товар, в итоге определяет сюжет игры. Правда, кроме вас на развитие событий влияют еще десятки тысяч пилотов.

Elite: Dangerous — привет из прошлого, редкий пример римейка классики, который не стал проще. За прошедшие тридцать лет игровая индустрия сильно изменилась и некоторые механики Elite: Dangerous теперь кажутся устаревшими, а другие — не очень уместными. Скажем, в оригинальной игре интересно было просто исследовать мир, торговать, добывать руду, заниматься пиратством без какого-то ощущения прогресса. В эпоху ачивок, очков опыта, нарративного, извините, экспериенса и прокачки отсутствие цели в Elite: Dangerous вызывает у новичков легкий ступор. Форум полон жалобами: «Ну я докачался до Anaconda за две недели, а дальше что?» будто целью игры было получить самый дорогой корабль.

Реальной проблемой Elite: Dangerous сейчас является дисбаланс между некоторыми занятиями. То, что контрабандная торговля выгоднее обычной, вполне объяснимо, но это единственное, что сейчас приносит какую-то прибыль. Охота за головами или пиратство — увлекательные адреналиновые занятия, которые не стоят трат на страховку корабля. Исследование новых планет или добыча полезных ископаемых и вовсе с трудом окупают расходы на топливо, не говоря уже о рисках, связанных с путешествием в звездных системах без правоохранительных органов.

Множество проблем игры связаны с ее принудительным превращением в MMO. Действительно, играть с друзьями интереснее, чем с ботами, а бой с десятком ИИ не идет ни в какое сравнение с дуэлью против живого игрока. Но необходимость балансировать веселье для всех привела к тому, что из игры с каждым патчем исчезают все несбалансированные (и потому веселые) штуки вроде торговли редкостями. Нет, играть в одиночку можно, но во-первых для этого все равно требуется онлайн, а во-вторых, баланс там точно такой же, но без других игроков, с которыми все же интереснее.

При этом Elite: Dangerous не готова стать полноценной MMO, потому что кроме добавления друзей и чата в ней нет совершенно никаких механизмов для взаимодействия игроков. В игре с такой подробной экономикой это преступление.

Elite: Dangerous только вышла и сейчас ее патчат через день. Очень плохая практика, потому что у разработчиков не остается времени на нормальное тестирование изменений, что уже приводило к проблемам со входом в игру. С другой стороны это так же показывает, что команда не спешит забросить проект после выхода. Собственно об этом же неоднократно заявлял Дэвид Брэбен: мол, Elite: Dangerous будет расти и развиваться, а релиз — это только начало.

Если вы любите космические игры, то пропускать Elite: Dangerous ни в коем случае нельзя. Разве что подождите хотя бы пару недель, пока разработчики прекратят обновлять ее так часто и залатают самые очевидные проблемы с балансом между профессиями. Эта игра на годы.

Как Gmbox оценивает игры

Также по теме