11

Прощай, Xbox 360!

Прощай, Xbox 360!

Я купил 360 на личные деньги в 2008 году. Этот выбор не был следствием профессии, просто мне захотелось именно эту консоль, а не какую-то другую. Потом прошел год, за ним еще один, и вот так незаметно нагретое место Xbox 360 заняла другая консоль. Более совершенная и быстрая — но как будто незнакомая. А с Xbox 360 я пережил лучшие моменты последних шести лет, и нас многое связывает.

Естественно, за это время приставка запустила не одну сотню самых разных игр. Часть из них живет на полке, другая часть хранится на жестком диске. Довольно много коробок я недавно разыграл среди читателей, но некоторые оставил на месте. Я решил, что консоль и диски отлично подойдут для старого фамильного сундука, где можно найти прабабушкины протезы, собственные молочные зубы и прочее пыльное барахло типа старых фотоальбомов.

Короче говоря, консоль — это реликвия. Что-то, что содержит в себе Zeitgeist, хранит память и таит знания. Каковы бы ни были ваши текущие планы, рано или поздно большая часть из вас обзаведется семьями, потом детьми, а затем внуками — и я предлагаю задуматься: что вы им передадите. Что покажет ваша внучка вашему правнуку, когда скажет: «Твой прадедушка был геймер»? Старый сундук с консолью и играми!

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Я не играл в Sid Meier’s Pirates! Поэтому я не знаю игры про пиратов лучше, чем Black Flag. Это единственная Assassin’s Creed, в которую мне было интересно играть. Пешие беседы и разговоры на итальянском из прошлых частей меня совершенно не вдохновляли. Пиратская тема далась Assassin’s Creed легко: из-под ног убрали архитектурные памятники и заменили их на мачты. Окресности очистили от исторических достопримечательностей и поместили туда бушующий океан. Выяснилось, что так значительно веселее — настолько весело, что порой при резком маневре привстаешь с дивана.
BioShock (а также BioShock 2 и BioShock Infinite)

Как-то вечером выходного дня я решил объяснить жене, за что так сильно люблю BioShock, и почему время от времени ее запускаю. Опустив некоторые детали, я устно пересказал историю серии полностью, от событий первой части до второго эпизода Burial At Sea. Супруга осталась под сильным впечатлением — непосвященному человеку наверняка кажется, что игры, в которых надо в основном стрелять и бегать, мало чем друг от друга отличаются.
Dark Souls

Помню Dark Souls наизусть. Первый босс, второй босс, дракон с распахнутым туловищем, гигантская гидра, толпы скелетов, зомби и демонов — и против всего этого маленький герой, который будто специально ищет, где бы ему умереть. Как я кидал геймпады в стену, как же яростно ругался матом на весь дом и как танцевал лезгинку, когда после черте какой попытки удавалось заколотить очередного босса-переростка.

Но самое крутое в том, что если ты играешь первый раз, то вообще не догадываешься, что ждет за следующим поворотом. По итогам прохождения полутора первых локаций ты понимаешь: хрен его знает, что будет дальше. Совершенно непредсказуемая игра.

Нельзя не упомянуть о классном мультиплеере. Отбросив в сторону возможность оставлять подсказки для других игроков и вторгнуться в чужой мир, чтобы истрепать кому-нибудь нервы (или самому стать жертвой вторжения), позволю себе вспомнить вот что. В Dark Souls есть босс, который накладывает на героя проклятие — тот каменеет и немедленно умирает. Так вот, на подходе к логову этой коварной твари видно, как в низком тумане появляются окаменевшие фигуры — это другие игроки, которых эта гадина увековечивает СИЮ СЕКУНДУ.

Черт, Dark Souls! Очень жду Bloodborne, вот что.

Нет, я до сих пор не прошел Dark Souls. Но дайте срок!
Deus Ex: Human Revolution

В интернете есть поговорка: каждый раз, когда ты вспоминаешь про Deus Ex, ты обязательно ее устанавливаешь. С Human Revolution ровно та же история: стоит вспомнить эмоции, которые я ощутил во время прохождения, как мне немедленно хочется пережить их еще раз — и они не блекнут.

В Deus Ex: Human Revolution слишком много того, что было в игре 2000 года, чтобы с чистой совестью называть ее новой. То есть Human Revolution, по сути, — еще одно доказательство того, что Deus Ex не стареет и не вянет, даже если вместо «старшего брата, которого, оказывается, можно было спасти» — пилот вертолета. Да, здесь мало по-настоящему оригинальных находок, которые уверенно перевели бы Human Revolution из ранга римейков в ранг сиквелов. Но это единственный способ пережить Deus Ex на более-менее современной системе. И от этого игра не становится хуже, даже наоборот.
Dishonored

Еще одно исследование свободы в видеоиграх — приключение от создателей Deus Ex и Dark Messiah of Might And Magic.

Технически Dishonored — стелс-игра, которая поощряет бесшумную зачистку локаций и складывание трупов в мусорные баки. На самом же деле это куда более глубокая и осмысленная вещь. С точки зрения механики тут есть все инструменты, необходимые для мастерской импровизации. В руках смелого и уверенного в себе игрока Dishonored превращается в рояль, то звучащий пиано, то взрывающийся неожиданными — но всегда уместными — фортиссимо.
Enslaved: Odyssey To The West

Алмаз неграненый: история сильного мужчины, который оказывается в полной власти беззащитной женщины. Пара бежит с судна рабовладельцев, бьется с ржавыми роботами, которые захватили мир, и в финале выясняет страшную правду о том, что же на самом деле случилось. Безумно красивая и очень трогательная игра. К слову, создатели Enslaved в прошлом году сделали DmC: Devil May Cry.
Fallout 3

Кто-то говорит, что Fallout 3 не соответствует канонам оригинала, и потому он очень плохой Но я вам скажу так: в первую часть серии я сыграл в 1997 году, и с тех пор мечтал увидеть этот мир глазами главного героя, а не сверху. Кто-то говорит, что New Vegas лучше, чем Fallout 3, потому что там больше смешных диалогов, и в целом она бодрее. Для меня же ключевая разница между этими двумя играми в том, что Fallout 3 показывал быт людей, превратившихся в убийц, насильников, каннибалов и чудовищ, в то время как New Vegas был про совсем уже другие вещи — про более-менее состоявшееся общество постапокалипсиса.

Fallout 3 можно проходить по-разному: следовать сюжету, бродить по карте в свободном режиме или согласиться с предложенной ролью, но принимать решения, руководствуясь собственной логикой. Все три варианта работают идеально: это прекрасно сбалансированное приключение, в котором есть место определенной свободе. Нынешним играм с открытым миром этой свободы не хватает. Они полны испытаний, аттракционов, но истории в них складываются редко.
Far Cry 3

Последний кадр Far Cry 3 я увидел в новогоднюю ночь — это был отличный итог 2012 года. Я прекрасно провел время. Мало того, что я отдал этой игре месяц жизни, меня еще и поразил финал: это первый шутер на моей памяти, главный герой которого сам задал себе вопрос — ради чего он пролил столько крови и как ему жить дальше. Если без соплей, то это один из лучших шутеров на Xbox 360 и точно лучший в своей категории — с открытым миром, RPG-элементами и такими заманчивыми занятиями как полет на дельтаплане над горным озером, поедание волшебных грибов и гонки на водных мотоциклах.

Естественно, в ключевой момент я выбрал спасение друзей. Хотя секс с дикаркой тоже состоялся — заблаговременно сохранив игру, я забронировал места на обоих рейсах.
Grand Theft Auto 4

Как и все человечество, я очень ждал выхода Grand Theft Auto 5, но по факту этой игре не удалось меня захватить — особенно на фоне гениальной четвертой части. Я в принципе никогда не был поклонником сериала про бандитов и машины — в 1997 году я пробовал играть в первую GTA, не пошло; вторую я пропустил, третья не понравилась. И тут выходит GTA 4 — первая, кстати, игра, которую я купил для новенькой Xbox 360. Будто сборник лучших застольных анекдотов про ганстеров, иммигрантов, качков и новых русских, она постоянно меня смешила. Это, кстати, главное: ни одна игра не заставляла меня ржать так часто, как Grand Theft Auto 4. А поржать — это важно.
L.A. Noire

Когда я принес коробку с L.A. Noire домой, в квартире был ремонт. Телевизор стоял на табуретке посреди захламленной комнаты, консоль — на искореженном паркете, напротив был я. Помню, как запустил игру, поездил туда-сюда по Сансету, допросил каких-то свидетелей, и в районе пяти часов утра обнаружил, что все это время сидел с открытым ртом.
Mass Effect (а также Mass Effect 2 и Mass Effect 3)

Посреди отпуска я неожиданно устал играть в Fallout 3 и заказал в магазине диск с Mass Effect. В тот день я поставил рекорд непрерывной игры на Xbox 360 — жаль, его не зафиксировали. Спустя время вышли Mass Effect 2 и Mass Effect 3 — для меня все это части единого произведения, оценивать которые по отдельности неправильно. Так вот, Mass Effect как произведение показал историю, которой в других играх не было. Это переживания за героев, которые с тобой, и настоящая злоба на тех, кто против. Сложнейшие дилеммы: игра одной из первых возлагала на меня серьезную ответственность за поступки и выборы. Казалось, все это было и старых RPG, но в 2007 году визуальный ряд Mass Effect казался чем-то волшебным. Настолько близким к кино, что казалось, будто я снимаю собственный фантастический боевик.
Max Payne 3

Логическое продолжение двух культовых игр о полицейском, который был слишком сильно увлечен работой и не заметил, как потерял все остальное. Понять Max Payne 3 каждый может по-разному. Для тех, кто помладше, это отличный боевик, в котором можно эффектно замедлять время и стрелять с двух рук, вылетая из-за угла. Для тех же, кто хоть раз в жизни засыпал пьяным на полу в верхней одежде, в одиночку усосав бутылку крепкого, это уже совсем другая игра. Утрата, беспомощность, кризис, депрессия — если хотя бы раз в жизни вы испытывали эти эмоции, то степень погружения в драму бывшего детектива окажется куда более глубокой. Ну и да, стрелять из двух пистолетов в полете все равно весело, кем бы вы ни были.
Mortal Kombat

В 2011 году, когда вышла Mortal Kombat, было очень много хороших игр. Звание «игры года» почти все журналисты единогласно присвоили Skyrim — она тоже есть в этом списке. Но чаще, чем Mortal Kombat, я не запускал в том году ни одну другую игру.

Это продолжается до сих пор. Если в гости приходят друзья, то партия в «Мортал» — обязательная часть вечерней программы.
The Elder Scrolls 5: Skyrim

Ох уж этот чертов «Скайрим»! За несколько лет до выхода пятой части The Elder Scrolls я запоем играл в Morrowind — на прохождение ушел, наверное, год, и я не отвлекался ни на что другое. Oblivion я пропустил (стандартная история про «слабый комп»), зато в Skyrim провалился наглухо.

На мой взгляд, это лучшая RPG всех времен и народов. Как верно заметил Фергус Уркхарт, в свое время создавший Fallout, чем дольше ты находишься в Skyrim, тем больше она становится. Ты изучаешь мир, читаешь книги, выполняешь задания, вступаешь в гильдии, а она все растет, растет, растет вокруг тебя, открывает новые возможности, дает новые степени свободы, приглашает в новые подземелья и предлагает пробовать то, к чему по прошествии полутора сотен часов (это далеко не рекорд, я понимаю) ты даже не прикасался.

И, черт возьми, в Skyrim — лучший в мире саундтрек.
Ведьмак 2: Убийцы королей

Я не читал ни одной книги Анджея Сапковского и никогда не буду этого делать. Оттого моя любовь к польской RPG кажется еще более странной. Есть ощущение, что самый первый «Ведьмак» вышел очень вовремя, еще до того как BioWare придумала Dragon Age, и это сыграло проекту на руку. Там были недоработки, но игра интриговала. И если первую часть я бросил на полдороги, то вторую прошел на одном дыхании, взахлеб. В процессе были какие-то претензии, но общей картины они не испортили. Эта RPG полна уникальных переживаний и ситуаций. В отличие от значительной части подобных игр, в «Ведьмаке» надо не создавать героя, а на то, чтобы управлять уже сложившейся личностью. А у нее на каждое поручение окружающих есть свой (иногда не очень трезвый) взгляд. Примете вы эту личность или нет — вопрос другой.
Red Dead Redemption

Я довольно долго играл в Red Dead Redemption, прежде чем прочувствовал соль этой игры. Она ощущается, когда плывешь на пароме в Мексику, и на фоне заката звучит Far Away Хосе Гонсалеса. Будучи игрой, идейно основанной на механике GTA, Red Dead Redemption совершенно уникальна именно за счет таких мелочей. Чтобы сделать классный вестерн, мало просто заменить машину на лошадь, а мегаполис на пустыню. Rockstar это (и еще много чего) прекрасно понимают, и в результате трансформации дежурная GTA-концепция сохранилась, но Read Dead Redemption ощущается совершенно иначе.
State of Decay

Вообще, к играм из Xbox Live Arcade я до определенного времени относился скептически — как раз до того момента, пока не узнал из новостей про State of Decay. Писали, что за первую неделю игру загрузили что-то около миллиона пользователей — цифра была какая-то поразительная. Невзрачная игра «про зомби» — именно такое впечатление можно было составить о State of Decay по просмотру ее трейлеров и скриншотов.

Стоило из чистого любопытства (откуда столько шума?) загрузить State of Decay, и я тут же провалился в нее на две недели. Вплоть до того, что зомби, от которых я отмахиваюсь палкой, снились мне по ночам в мутных кошмарах. Немедленно выяснилась важная деталь: на самом деле это незаурядная стратегическая игра.

Также достойны упоминания: Alan Wake, Gears of War, Sleeping Dogs.

Также по теме

Также по теме