0

Как PS3, Xbox 360 и Wii изменили игровую индустрию

С началом продаж PlayStation 4 и Xbox One новое поколение консолей наконец-то стартовало в полную силу. Между тем, с 2005 года игровая индустрия изменилась до неузнаваемости, виной чему Xbox 360, PS3 и Nintendo Wii. Gmbox рассказывает о главных достижения

Как PS3, Xbox 360 и Wii изменили игровую индустрию

От беспроводных геймпадов до motion-контроллеров

Формально сделанный для игр, пока что Kinect успешнее выступает в роли фитнес-тренера.

Для начала стоит сказать, что седьмое поколение консолей принесло нам как минимум беспроводные геймпады — по крайней мере, официально. Дальше еще интереснее: от световых пистолетов с игрой Duck Hunt из 80-х в нулевые мы приехали к PS Eye и Nintendo Wii с ее удивительными контроллерами. В случае с Wii ситуация немного другая (о ней позже), а вот технологии PS Eye, а затем Move и Kinect оказались одними из самых интересных в поколении. Отличиться в играх им толком не удалось — много ли вы знаете шедевров, где Kinect или Move играет важную роль — но устройства, отслеживающие движения игрока и работающие с дополненной реальностью, априори интересны всем. Например, Wonderbook для PlayStation Move умеет произвести впечатление на ребенка: перед телевизором стоит книга, которую снимает камера, а на экране мы видим, что из книги растет дерево. Каково? Другая сторона истории — научные исследования на основе того же Kinect, о которых мы когда-то уже рассказывали. В целом же, как передовые развлекательные технологии моушен-контроллеры еще должны себя проявить. 

Nintendo сделала игры ближе к народу

Главное достижение Nintendo Wii иногда называют страшным словом «оказуаливание» (от англ. casual). Что же произошло в 2006 году? На рождество компания Nintendo выпустила игровую консоль, где вместо привычных манипуляций с геймпадом нужно было, натурально, махать руками — будто вы на самом деле играете в настоящий теннис, боулинг или бейсбол. Лайфстайл-фото, где в Wii с радостными лицами играют как дети, так и люди гораздо более почтенного возраста, недалеки от истины. Новым подходом к управлению Wii удалось привлечь максимально широкую аудиторию. Не беда, что в итоге по «казуальной» схеме идеально работали лишь немногие игры (кроме Nintendo никто так и не научился их делать): из 100 миллионов людей, купивших Wii за эти годы, многим хватило тех игр, что шли в комплекте с приставкой.

Онлайн-мультиплеер и кооператив, первые MMO для консолей

Красноречивая инфографика, август этого года. За всю историю серии игроки провели в CoD почти три миллиона лет. Как вы понимаете, доля одиночной игры здесь минимальна.

За последние восемь лет в играх тотально изменилось понимание мультиплеера. В моду вошло кооперативное прохождение игр — итогом чего стали такие бомбы, как Left 4 Dead и Gears of War. С развитием интернета культура игры на одном диване, с разделенным экраном etc. перешла в отдельную, ностальгическую категорию; настоящий мультиплеер переехал в онлайн, где одновременно обитают сотни знакомых, готовых пройти игру в кооперативе или зарубиться на одной арене. Онлайн-матчи в FIFA или Call of Duty с рейтинговой системой составляют вечерний досуг для сотен тысяч. Появились первые консольные MMO; в будущем ожидается еще не одна, включая Elder Scrolls Online.

Игры стали... удобнее

На фоне современных игр проекты проде Dark Souls, где с игроком вообще не церемонятся, смотрятся героически.

Очень хочется сказать, что игры стали легче, но это не совсем так. Есть по крайней мере одно исследование (на самом деле их больше), наглядно показывающее рост игровой аудитории: в США с 2008 по 2011 год она выросла на 241%. Это главная аудитория консолей как наступившего, так и прошлого поколения. Разумеется, игры должны подстраиваться под новых игроков; плюс надо понимать, что некогда самые рьяные игроки уже выросли в мужиков с другими проблемами (челлендж переехал в область карьеры и семейных дел). Сближению игр с народом способствовала не только Nintendo, но и разработчики консольных блокбастеров. Чтобы игрок уютно почувствовал себя под шквальным огнем, для него изобрели систему укрытий (на самом деле, она была изобретена в игре Kill Switch, но популяризировали ее Gears of War); чтобы не обламывался от частых смертей — восстановление здоровья (посидите за теми же укрытиями, и все пройдет); вопреки мнению некоторых, автоприцеливание в консольных шутерах — скорее редкость, но aim assist не отменял никто. Во многом благодаря этому на консоли почти в полном составе заявились шутеры от первого лица, ранее редкие гости — стрелять по старинке, целясь с помощью мыши, стало не то чтобы не модно, а просто не нужно. Главной шуткой поколения однозначно стала фраза «press x to win» — и в каждой шутке, да-да, есть только доля шутки.

Онлайн-сервисы и подписки

Облдатели онлайн-подписки PS Plus при покупке PS4 получают две бесплатные игры - Resogun (на илл.) и Contrast.

Онлайн-сервисы существовали и раньше, просто по разным причинам они не были доступны в России. Так, на PS2 были онлайн-игры (на Dreamcast тоже были, но лучше об этом не вспоминать), требующие наличия жестких дисков, а оригинальный Xbox, сделавший ставку как раз на онлайн-мультиплеер, в нашей стране запущен не был. С появлением Xbox 360 влияние онлайн-сервисов (причем платных) заметно расширилось – новые консоли не просто давали возможность что-то постоянно скачивать и взаимодействовать через интернет, но акцентировали на этом внимание. Сегодня это уже не так впечатляет, но на старте возможность скачивать те же демо-версии бесплатно (а не покупать журналы с диском) ломала шаблон. Сервисы развивались со временем: теперь можно скачивать цифровые версии самих игр, а также игры, придуманные специально для онлайн-сервисов – сначала на Xbox 360, позже на PS3. Sony тоже не осталась в стороне, придумав платную подписку для PSN, каждый месяц дающую бесплатный доступ к определенным релизам. Microsoft в этом году реализовали похожий сервис, правда, игры там отходят в вечное пользование владельцев консоли – даже если они не продлят подписку, они все равно смогут в них играть, удалять их и скачивать снова.

Achievement unlocked

Игорь Белкин однажды рассказывал, как выбивал «ачивку» на убийство двух сотен голубей в GTA IV. Недолгий рисерч поможет осознать масштабы. На современных консолях, особенно если это Xbox 360, подобные движения обрели настоящий смысл. Раньше достижения игроков в лучшем измерялись статистикой убийств и открытых секретов по итогам пройденного уровня; теперь игра гораздо чаще обращает внимание на ваши действия — и вознаграждает за них «медалькой» и бонусными очками. Формальности, мотивирующие сотни тысяч игроков на доскональное прохождение не самых простых (и даже не самых хороших) игр. В ролике ниже можно увидеть процесс получения ачивки Lumber Jack в Battlefield: Bad Company.

 

SmartGlass, Remote Play и стриминг: игры на расстоянии

Можно сколько угодно критиковать курс Nintendo, но возможность играть в любую игру удаленно от консоли и ТВ одной из первых реализовали в Wii U. С недавних пор, кстати, и в игры для Wii. 

Проверенная временем схема «игрок-геймпад-консоль» за последние годы стремительно распадается под давлением новых технологий. Про модные, но все еще необязательные моушен-контроллеры уже сказано — зачастую они идут в комплекте с новыми консолями (см. Xbox One). Кроме них к играм или консольным экосистемам теперь подключаются смартфоны и планшеты. Это хорошо объясняется на примере приложений для игр от Electronic Arts. Например, с помощью EA Sports Football Club можно следить за торгами в FIFA 14 Ultimate Team, а с приложением Commander Mode отыгрывать командира в Battlefield 4 — в общем, проявлять игровую активность вдалеке от консоли и ТВ, по дороге на работу или сидя на паре.
На закате поколения также стала модной технология SmartGlass, посредством которой Xbox 360 подружился  планшетами. Пересматривая на ТВ через Xbox Live «Игру престолов», на iPad можно вертеть интерактивную карту Вестероса, или смотреть статистику Madden NFL, пока в него режутся ваши друзья. Но игровые приложения — только начало. В случае с PS3 стоит сказать о технологии Remote Play, нормально заработавшей буквально недавно: роль планшета здесь играет портативная PS Vita, на которой можно удаленно играть в игры для PS3 и PS4. Правда, пока это возможно в пределах квартиры: звучит не так уж и круто, но сыграть в Battlefield 4 или Uncharted на балконе или сами знаете где — опыт как минимум интересный.

Независимые игры

Когда-то Braid Джонатана Блоу дал дорогу многим инди-играм на консолях. Новая игра Блоу под названием Witness выходит на PS4 и Xbox One в следующем году.

Еще недавно независимые игры полностью соответствовали своему названию — это были скромные поделки от двух-трех человек, выпускаемые на PC и никогда — на консолях.  Вышедшая летом 2008 года на Xbox 360 игра Braid от Джонатана Блоу в корне изменила отношение к «маленьким играм»: выяснилось, что игроки на консолях жалуют не только блокбастеры, а игровой индустрии не обязательно замыкаться на систем-селлерах вроде Call of Duty. Инди-игры не принесли Sony или Microsoft миллионы, но сильно повлияли на кругозор рядового игрока — сегодня это позволяет тем же платформодержателям смелее расширять свои библиотеки игр Xbox 360 и PS3 и стартовые линейки Xbox One и PS4.
 

Патчи и прошивки

Не поиграть!

Формально новые версии прошивок в общем доступе появились на портативных консолях – в частности, на PSP. После этого она распространились и на домашние платформы. С помощью прошивок платформодержатели смогли не просто устранять ошибки и недочеты консолей, но и расширять их функционал – добавлять новые решения, упрощающие жизнь пользователей или предлагающие им новые сервисы. Патчи для игр тоже стали нормой. Сегодня бывает, что игра еще не поступила в продажу, а для нее уже выпущено несколько обновлений. Наконец, чем встречает игрока только что купленная PlayStation 4? Конечно же, пачкой онлайн-обновлений.

Дополнения

Для Battlefield 3 вышло пять дополнений с новыми картами, оружием, техникой и режимами игры, чтобы пользователи не заскучали до выхода следующей части.

Распространение дополнений (DLC) для консольных игр в прошлом не могло быть реализовано на должном уровне. Dreamcast, например, банально столкнулся с нехваткой свободного места на диске. Изначально DLC были словно навязаны разработчикам и они не вполне понимали, что с ними делать – продавали разную ерунду, не очень-то нужную пользователям. Бывало, что DLC делали ради DLC; бестолковые и бесплатные, они в конце концов превратились в тренд. Теперь хороших, полновесных DLC встречается все больше, но больше стало и откровенно проходных. Если раньше мы привыкли к тому, что для открытия новых персонажей, костюмов или секретных уровней нужно было что-нибудь сделать в самой игре, то теперь это надо покупать. Особенно в этом преуспели японцы, придумавшие продавать внутриигровое золото, очки опыта, уровни, костюмы, предметы и аксессуары в JRPG. Выводы неутешительные: эта тенденция вряд ли в обозримом будущем пойдет на спад, тем более что у пользователей она больше не вызывает сильного отторжения. И вообще говоря, дело идет к...

Условно-бесплатные игры

Идея отдавать игру бесплатно, зарабатывая на дополнительном (возможно, необходимом или очень важном) контенте родилась, конечно, еще на PC, в начале нулевых — но как явление заслуживает упоминания в этом материале. К закату этого поколения консолей стало ясно, что условно-бесплатной может быть не только определенная MMO или «Веселая ферма», а практически любая игра. Консольным «фритуплеем» уже загорелись японцы, что показательно: например, компания Namco Bandai подключила условно-бесплатную модель почти во всех своих сериалах, от Ridge Racer и Tekken до Soul Calibur и Ace Combat. Что до западных компаний, о своем переходе на формат F2P примерно 8 миллионов раз за последние два года рассказали Crytek, а EA анонсировала (и пока что свернула) разработку условно-бесплатной стратегии Command & Conquer на основе всех возможных игр серии. Тем временем, на Xbox 360 идет бета-тест World of Tanks, одной из главных F2P-игр современности. В общем, на консолях все только начинается.

Большие деньги

Эффект Nintendo Wii, заработавшей сотни миллионов долларов на неискушенной играми аудитории — лишь половина финансового успеха игровой индустрии за прошедшие годы. Как мы уже рассказывали, сразу после игротеки Wii в списке самых продаваемых игр идут Call of Duty и GTA. Многие решила, опять же, неискушенная аудитория: если одни ограничивались покупкой Wii и парой игр в комплекте, другие поступали иначе — брали себе Xbox 360 и несколько явных хитов; кроме названных выше игр это спортивные симуляторы вроде FIFA и Madden. Зачастую речь вообще идет об одной игре: чтобы «поиграть», рядовой клерк просто купит себе консоль и свежую Call of Duty, чтобы рубится в нее по вечерам после работы. Любителей такого досуга за восемь лет обнаружилось огромное количество — оказалось, что платить за все это согласны так же охотно, как и за поход в кино на «Аватар» Камерона. 
Процесс идет в обе стороны — помимо заработков издателей также известно, например, что на разработку GTA V потратили 265 $млн. Рекордная сумма для всей игровой индустрии, но при этом особо никого не удивляющая — все загодя понимают, что эти деньги многократно окупятся в первые несколько дней.

Текст: Станислав Ломакин, Евгений Закиров.

Также по теме