0

Игровые саундтреки на виниле

Игровые саундтреки на виниле

Виниловая пластинка как музыкальный носитель существует уже больше века. За прошедшее время этот громоздкий, но обаятельный формат легко пережил магнитные ленты, лазерные диски и до сих пор смотрит свысока на высокие технологии. Винил превосходит большинство звуковых носителей не только по качеству звука: это музыка, которую приятно не только слушать, но и держать в руках. Кроме того, винил гораздо долговечнее любых лент и жестких дисков.

Все это не значит, что на виниле издается только самая лучшая музыка, однако процент «брака» становится все меньше. Это на дисках или в iTunes можно продавать все, что угодно — изготовление же пластинок было и остается весьма сложным и дорогостоящим процессом.

Эта история отразилась и на игровых саундтреках, хотя сами по себе они располагают к более современным носителям. С 80-х годов на виниле выходили лучшие образцы музыки из игр, и со временем этот формат становился все популярнее. В этом тексте я не ставил цели рассказать про все игровые саундтреки на виниле, или составить хит-парад этих редкостей, найденных на eBay. Это просто попытка немного рассказать о хорошей игровой музыке на самом достойном носителе.

Восьмидесятые: Япония и зарождение Chiptune

В апреле 1984 года выходит первая пластинка-сборник игровых саундтреков — Vodeo Game Music. Туда вошли треки из Pac-Man, Galaga, Dig Dug, Mappy и прочих, собранные Харуоми Хасоно и авторитетным японским лейблом Alfa Records. Впоследствии он познакомил японского слушателя с тоннами прекрасной музыки, от Куинси Джонса и The Police до Depeche Mode и Кайли Миноуг. Большинство записей в духе времени выходило на CD, но отдельные альбомы издавались на виниле — и среди них непременно оказывались игровые саундтреки.

Yellow Magic Orhestra внесли большой вклад в популяризацию 8-битной музыки

Примерно в этот момент музыкальной индустрией было официально признано направление Чиптьюн (Chiptune), возводящее процессор игровой приставки или компьютера в ранг главного музыкального инструмента. Корифеи японской электроники Yellow Magic Orchestra (по сути, японские Kraftwerk) еще в конце 70-х начали использовать компьютеры для сочинения своих яростных ритмов: многие их произведения были готовыми саундтреками для игр. Одно из них, Rydeen, в форме chiptune-кавера попало в игру Super Locomotive от Sega.

Спустя десятилетия пути восьмибитной музыки и YMO разойдутся. Чиптьюн станет отдельной отраслью мировой электроники, порядком растеряв свою привлекательность; хэдлайнер Yellow Magic Orchestra Рюити Сакамото ныне считается одним из авторитетнейших музыкантов в экспериментальной электронике. Пока же, во второй половине 80-х, Alfa Records настолько загорелись идее издавать игровые саундтреки, что организовали для этого дочерний лейбл G.M.O. Records, занимавшийся исключительно ими. За несколько лет там отметились все крупнейшие японские игровые компании, от Nintendo, Capcom и SNK, до Tecmo, Konami, Namco и Sega. Цена немногочисленных образцов из этого каталога на eBay или Discogs сегодня варьируется от 50 до 300 долларов. Параллельно те же компании издавались и на других лейблах — например, Namco выпускала свою серию пластинок Video Game Graffitty — о $160 на eBay. Далеко не все пластинки зацикливались на чиптьюне; на некоторых, как например Sega Game Music, можно было услышать мощные отголоски итало-диско. Отдать за такую пластинку $50 не жалко, даже если вы не большой фанат Sega или «чиптюна» — это просто круто.

Девяностые: это Англия

В начале 90-х винил использовался как один из способов раскрутить японскую игру на Западе. Голый чиптьюн там был интересен единицам, зато можно было смиксовать музыку из игры в каком-нибудь более популярном (и более «музыкальном») стиле. Так изначально случилось со знаменитой мелодией Pac-Man Fever, еще в 80-х ставшей героиней множества ремиксов и аранжировок в США, в том числе выходивших и на виниле. Апофеозом такой деятельности можно назвать пластинку Super Mario Land, записанную английским продюсером Саймоном Харрисом, наделавшей шуму в европейских чартах.

Все это было выпущено самым щедрым тиражом и потом неоднократно переиздавалось — сейчас любой нинтендобой может заказать винил своей мечты за 8-10 евро, включая доставку. 

Более серьезные движения начались в Англии в середине 90-х. Ливерпульская студия Psygnosis перешла под крыло Sony и выпустила Wipeout, ставшую классикой  футуристических гонок. Новые хозяева обеспечили игре соответствующий саундтрек, включавший Prodigy и Chemical Brothers, New Order и Orbital. Будучи законодательницей мод в музыке, Англия легко подтянула под свои стандарты и игровую индустрию. Саундтрек к Wipeout переиздавался только на CD, так что пластинка с этим альбомом уже давно стала большой редкостью.

Влияние Sony ощутимо в саундтреке к другой известной футуристической гонке — Rollcage. Саундтрек первой части вышел только на CD: треки для него предоставили лучшие люди английской электронной сцены того времени, от Fatboy Slim и Aphrodite до E-Z Rollers и Ed Rush. Выпущенный ограниченным тиражом диск раскупили в кратчайшие сроки. Вместо переиздания подоспела вторая часть Rollcage, и с ней очередной крутой саундтрек. На этот раз за него отвечал лейбл Moving Shadow; итогом стала компиляция с участием практически всех главных звезд драм энд бейса того времени. Раритетность этого винила относительна: по всей Европе нынче продаются копии разной степени поношенности от 2 до 80 долларов.

Редкий вид

Как мы уже писали, в 80-х годах Sega поддержала японскую моду издавать игровые саундтреки на виниле, и запомнилась своим выступлением чуть ли не больше всех. В двухтысячных благодаря ей появилось несколько раритетных записей. Сборник Sega Classics Collection Soundtracks с избранными треками из игр 1986-1996-го годов вышел во Франции тиражом в 900 копий и сейчас доступен в единственном французском магазине за 175 евро. Вышедший спустя три года сборник SEGA Mega Drive Ultimate Collection ходил в фаворитах eBay на протяжении недели как самый редкий саундтрек на виниле, а в итоге ушел с молотка за 500 евро.

 

Финальный аккорд деятельности Sega на этом поприще — Sega Dreamcast Collection, пластинка из белого винила с записями из Crazy Taxi и Sonic Adventure. Винил прилагался к переизданию классических хитов Dreamcast на Xbox 360 — причем только в Австралии. На данный момент купить пластинку уже негде.

За последние годы на виниле было издано несколько десятков игровых саундтреков, от Red Dead Redemption и Halo до BioShock и Machinarium. Каждый из них или уже успел стать редкостью, или просто растет в цене — что и задумывалось издателями. Будучи просто достойным носителем звука в 80-е и 90-е, сейчас винил стал синонимом некой элитарности. Леонард Пол, записавший саундтрек к Retro City Rampage, объяснил свое желание издать его на виниле просто: «Хочу, чтобы он был редкостью». Саундтрек к RCR вышел тиражом в 500 пластинок: 300 черного цвета, 100 синего и 100 — зеленого. Не стоит сомневаться, что весь тираж станет раритетным уже в следующем году.  И это всего лишь одна пластинка — а как насчет бокс-сета Final Fantasy Vinyls с лучшими треками за всю историю серии? Любой фанат FF мечтал бы поставить такой набор на полку, даже ни разу не послушав. Ведь как уже говорилось, музыку на виниле приятно не только слушать, но и просто держать в руках.

Также по теме

Также по теме