0

Мамой клянусь: почему вам (не) надо играть в The Binding of Isaac

Мамой клянусь: почему вам (не) надо играть в The Binding of Isaac

Привет всем собравшимся. Меня зовут Артем, и я борюсь с зависимостью от The Binding of Isaac. Борюсь уже достаточно долгое время, и все пока вроде идет хорошо. Мое знакомство с этой мерзостью началось в 2011 году. Игра только вышла, большой популярностью еще не пользовалась. Прошлый проект Эдмунда Макмиллена, хардкорный платформер Super Meat Boy, мне понравился, так что я решил дать The Binding of Isaac шанс.

Стартовый экран оригинальной игры при первом запуске.

«А что, хорошая и милая игра, — подумал я. — Сложная и непонятная, но что-то в ней есть». С этого дня все пошло под откос. Я начал регулярно играть в The Binding of Isaac. Впервые убил Маму — чуть не обделался от радости. Думал, это конец, но после этого открылись два дополнительных уровня. Потом игра постоянно скармливала что-то новое, дразнила новыми предметами, боссами, персонажами… Короче, я основательно подсел.

Он же — после первой победы над Мамой. Ура.

Иногда проводил за ней до восьми часов в сутки. Умом понимал, что это не дело и что пора завязывать, но каждый раз перед выходом Айзек спрашивал: «Ты правда хочешь, чтобы я умер?». Я нажимал «Нет» и говорил себе: «Вот последний раз пробегу — и все». Брехня. Набегал 200 часов, выполнил все достижения, открыл все предметы. В главном меню появилась вот эта картинка Golden God — награда за потраченные на нее силы.

Казалось бы, после этого можно было успокоиться — стремиться больше некуда. Черта с два: остановиться я не мог. Советовал The Binding of Isaac всем своим знакомым и с выпученными глазами доказывал, что это нечто фантастическое. В большинстве случаев натыкался на недоумение. Ну и ладно.

В 2012-м вышло дополнение Wrath of the Lamb, и моя зависимость расцвела с новой силой. Я кинулся осваивать его, как одержимый. Спустя сотню часов в главном меню появился новый трофей — Platinum God — за завершение всех испытаний. Решил, что пора остановиться. Продержался два дня.

Когда счетчик убийств Мамы перевалил за 200, The Binding of Isaac встретила меня этой картинкой. Тогда я понял, что мне нужна помощь.

Вот уже почти два года я чист. Я снова играю в другие игры, вижусь с людьми, все хорошо. Я благодарен этому обществу за всю поддержку в преодолении этой болезни. Спасибо, огромное спасибо. Если бы не… Что? Вышел римейк, The Binding of Isaac: Rebirth? О боже.

О нет.

Даже если отбросить в сторону эту драматизацию (честно — я не настолько безнадежен), факт остается фактом: на The Binding of Isaac у меня ушло катастрофическое количество времени. На моей памяти было всего четыре случая, когда я стремился убить на видеоигру абсолютно все свободные (и не очень) минуты. Это DOTA (как в виде карты для WarCraft 3, так и Dota 2 от Valve), World of WarCraft, Dark Souls и, собственно, The Binding of Isaac. Последняя несколько выбивается из ряда, не находите? Одна из величайших MOBA-игр современности, король платных MMORPG, неоднократно воспетый шедевр From Software и — сделанный на flash «рогалик» про ребенка, плачущего в подвале. Отбросьте предрассудки. The Binding of Isaac — великолепная игра. И вот лишь несколько причин, почему.

Ребенок в компании мух-убийц, гниющего брата, дьяволенка и пары сомнительных таблеток. Шансы на то, что у вас когда-нибудь будет ровно такая же ситуация, крайне мал.

Это игра, в которой механика случайной генерации работает правильно. Есть много проектов, у которых в списке основных особенностей написано что-то вроде: «Огромное число комбинаций — каждый раз вы будете играть в новую игру!». В большинстве случаев оказывается, что на геймплей генератор случайных чисел влияет не так сильно, как это преподносят разработчики. Да, карту заучивать смысла нет, враги всегда разные попадаются, но в целом — это те же яйца, только в профиль. The Binding of Isaac использует несколько иной подход: в ней определенные константы сочетаются со случайностями, способными в корне изменить геймплей.

Просто удивительно, какие ужасы могут обитать в утробе женщины.

Уровни собираются из сотен комнат-заготовок, сделанных вручную. К каждому этапу (Подвал, Глубины, Матка, Собор и так далее) привязан определенный набор боссов и врагов — чем дальше заходите, тем сложнее противники и тем труднее становится игра. Все это образует основу, из-за которой The Binding of Isaac не разрушается под давлением тысяч переменных: особых предметов, карт, секретов, проклятий, брелоков, таблеток и много чего еще. Трофеи могут дать полет, кровавую рвоту, гигантские, но медленные слезы, бесконечные бомбы — все это по-своему меняет каждое конкретное прохождение The Binding of Isaac. В общей сложности в Rebirth-версии более 450 предметов — только представьте число всех возможных сочетаний, скажем, десяти из них.

И другие цифры

В The Binding of Isaac: Rebirth

•Свыше 50 боссов

•10 игровых персонажей

•20 испытаний

•17 концовок

•178 секретов/достижений

"Кровь, дерьмо и слезы" было рабочим названием статьи, если что.

Это игра, которая учит адаптироваться и выжимать из сложившейся ситуации все до капли. The Binding of Isaac — довольно сложная игра. Айзек очень уязвим, монстров всегда много, основные ресурсы — бомбы, ключи, монеты — постоянно в дефиците. Чтобы продвигаться, иногда приходится рисковать — скажем, слить в донорский автомат почти все здоровье в надежде получить бесплатное исцеление и апгрейд. Иногда — наоборот: неизвестная пилюля может не только дать бонус к скорострельности, но и покалечить ребенка, а некоторые артефакты способны загубить удачное прохождение.

В таких условиях приходится постоянно думать и строить хитрые комбинации, чтобы получить из каждого уровня максимум всего. Даже после открытия прохода на следующий этап вы можете провести на текущем этаже немало времени. Отдать дьяволенку почти все здоровье, получить пропуск в комнату испытаний, сразиться с двумя боссами сразу, заработать мощный артефакт, выиграть в слот-машине несколько дополнительных ключей и бомб, случайно взорвать автомат, получить 99 монет, закупиться в магазине, тем самым облегчив свою участь на будущее — вот лишь примерный список дел. Вы вполне можете наплевать на все это и устремиться на следующий этап при первой возможности — вот только будете уже без денег, артефакта, бомб и ключей. В The Binding of Isaac действуют свои законы выживания, которые вам придется выучить и использовать в свою пользу.

Это чудовищно аддиктивная игра. Успешное прохождение The Binding of Isaac занимает в среднем 40 – 60 минут. Это сущее коварство: из-за сравнительно короткой продолжительности вы не замечаете хода времени. Чем больше вы времени вы проводите за The Binding of Isaac, тем больше контента она открывает. Учитывая, что каждое прохождение кардинально отличается от другого, вы не устаете от игры и попадаете в порочный круг. «Еще один разок — и все». Ага, конечно.

Это до невозможности жуткая игра. Свихнувшаяся на религиозной почве мать пытается принести в жертву собственное дитя. Спасаясь от нее, мальчик сбегает в подвал, постепенно спускаясь все глубже и глубже во тьму. Это завязка, которой The Binding of Isaac встречает игрока — будьте уверены, дальше будет во много раз хуже. Пауки-мутанты, жалящие мухи, призраки, бесформенные кучи плоти, обезглавленные дети, выпотрошенные дети, кишащие паразитами дети, плачущие кровавыми слезами головы детей — вот что видит в темноте до смерти перепуганный мальчик. Чем дальше вы заходите, тем четче понимание того, что все эти ужасы — галлюцинации отчаявшегося Айзека, который боится и смерть, и Бога, и Сатану, и родную мать, и собственных сверстников. Подвал переходит в древние катакомбы, могильные глубины, утробу поверженной матери, преисподнюю — Айзек постепенно сходит с ума у вас на глазах.

При этом The Binding of Isaac маскирует всю эту безысходность мультяшным стилем: монстры улыбаются нарисованными улыбками, корчат забавные гримасы, издают смешные звуки — и заливают пол алой кровью. Всадники апокалипсиса разъезжают на игрушечных лошадках и изрыгают паразитов. Мультяшный сатана предлагает продать душу за перевернутый крест. Диссонанс всей этой жути и обманчивой детской эстетики создает совершенно удивительный эффект. The Binding of Isaac — игра с поистине уникальным стилем.

Трудное детство

Эдмунд Макмиллен не особо афиширует этот факт, но The Binding of Isaac основана на воспоминаниях о его собственном детстве. Его родители много пили и употребляли наркотики, будучи при этом ярыми христианами. Легко представить, как это отразилось на ранних годах Макмиллена. «Родители постоянно кричали, что я попаду в ад за увлечение Dungeons & Dragons и Magic: The Gathering», — признался Эдмунд в одном из интервью. С ним жестоко обращались, били и пугали особо кровавыми эпизодами из Библии. Все это нашло отражение в The Binding of Isaac.

Честно говоря, я взялся писать эту колонку по одной причине: чтобы иметь законное оправдание играть в The Binding of Isaac: Rebirth на работе — мол, набираюсь впечатлений для статьи. Если этот факт и свыше шести тысяч рекомендаций в Steam не убедят вас хотя бы попробовать ее, то я умываю руки. Пойду проведу в подвале еще часов триста.

Также по теме