0

Рецензия на Wayward Manor

Рецензия на Wayward Manor

Причина, по которой неплохой писатель Нил Гейман решил сделать игру Wayward Manor, покрыта мраком тайны. Возможно, у него был творческий кризис, и он хотел освоить новую профессию. Возможно, он решил выпустить головоломку, о которой тайно мечтал сам. Важно другое: когда его проект вышел, он стал лучшим доказательством того, что Нилу Гейману лучше заниматься книгами и сценариями.

Реклама у Wayward Manor была многообещающая: Гейман (очень красивый и убедительный) рассказывал, как ему хотелось сделать ироническую комедию ужасов в духе старых фильмов. В качестве источников вдохновения писатель упоминал классику вроде «Веселого привидения» и «Мышьяка и старых кружев». Действие игры разворачивается в старинном особняке с призраком, куда заселяется неприятное буржуазное семейство. Строение и дух (это два разных героя) пытаются их разными способами оттуда вытурить. Такое «Кентервильское привидение», только без добропорядочной американской девочки и пятна крови от бывшей жены на полу.

На практике Wayward Manor оказывается удивительно уродливым, беспомощным и бессмысленным набором паззлов, и играть в него не стоит даже из уважения к актерским талантам Геймана (его голосом говорит дом). Несмотря на то, что это довольно маленькая игра, к концу она успевает надоесть настолько, что финальные титры воспринимаются как долгожданное прекращение бессмысленных страданий.

Wayward Manor делится на уровни, каждый из которых представляет собой определенную комнату в особняке, где коротают время живые обитатели дома. Их тут десять: семейство Бадд в количестве шести штук (супруги, трое их детей и дедуля), двое слуг, случайный грабитель и невинная сиротка Полли, над которой все остальные измываются. И особняк, и призрак симпатии к людям не испытывают и стараются заставить их покинуть помещение. Для этого используется одна и та же схема: призрак использует подсвеченные зеленым предметы, чтобы швыряться, открывать окна и вызывать призрачную крысу. Так привидение доводит обитателей дома до истерики, после чего они с воплями сбегают прочь, а комната считается захваченной.

Звучит это намного веселее, чем есть на самом деле. Почти все паззлы в игре выполняются механически: они очень примитивны и требуют не столько смекалки, сколько постоянного повторения одних и тех же действий, просто в немного разных сочетаниях. Швырните бутылкой в корзину с яблоками, чтобы они окрасились в красный цвет и стали похожи на конфеты. Выманите на них пару отвратительных близнецов, одержимых сахаром. Заставьте их сесть на внезапно возникшие посреди комнаты кнопки. Повторите три раза.

Примерно то же самое происходит тогда, когда привидению нужно испугать главу семейства, его супругу или служанку. Только в их комнатах нужно истерически кликать на алкоголь, платья или здоровенную мышь. Слегка оживляет пейзаж разве что престарелый дедушка, который периодически стреляет из арбалета куда попало, но и эпизоды с его участием в итоге оказываются совершенно унылыми.

Сложности с паззлами возникают только тогда, когда призраку приходится швыряться предметами в строго определенные моменты. Wayward Manor не отличается отзывчивостью, и поэтому бутылки, яблоки и прочее барахло часто летят мимо цели, заставляя перепроходить уровень. Даже самый тонкий расчет не позволяет полностью избежать повторений, а они убивают самый ничтожных призрак симпатии. В такие моменты особенно остро ощущаешь, как Wayward Manor укорачивает жизнь и заставляет ее тратить на историю, в которой нет вообще ничего, кроме плохого управления и скучных загадок.

Игру не спасает ни визуальный стиль, ни музыка. И сам особняк, и его обитатели выглядят не просто малобюджетно, а так, словно  их отдали на откуп школьникам из страны третьего мира, желающим подзаработать на рисовании моделек. Саундтрек в Wayward Manor  по большому счету, там нет музыки. Вместо этого у каждого героя есть своя мелодия, которая играет Очень Громко. На уровнях, где действуют сразу несколько персонажей, их мелодии пересекаются, из-за чего музыкальное сопровождение превращается в полную какофонию.

Бывают игры, начало которых нужно просто пережить - оно скучное и унылое, но если это сделать, к финалу откроются новые неизведанные глубины. Wayward Manor к ним не относится: если бы я закрыла ее через десять минут после начала, я бы не потеряла ничего. Единственное, что приобретаешь к ее финалу, это глухое раздражение на бездарно потраченные часы и желание написать ее автору письмо примерно такого содержания:

Дорогой Нил Гейман!
Ты попробовал сделать свою игру, и, видит бог, мы это оценили.
Пожалуйста, не делай так больше никогда. Пиши лучше книги.

Wayward Manor вышла на PC. В сервисе Steam она стоит 249 рублей.

Также по теме