0

Рецензия на Monument Valley

Рецензия на Monument Valley

Картины Маурица Эшера в свое время дали массу пищи для размышлений математикам: в работах голландца те находили фракталы, невозможные фигуры и пространства и просто интересные примеры симметрии и бесконечности. Сам Эшер утверждал, что ничего в этом не понимает, но продолжал будоражить умы ученых плодами своего воображения. Картины Эшера со временем назвали имп-артом, «невозможным искусством»: они играют с сознанием человека, создавая особые эффекты благодаря оптическим иллюзиям и особенностям восприятия трехмерных объектов на бумаге. Игровой элемент здесь подразумевается сам по себе, но если раньше все ограничивалось созерцанием статичной литографии, сейчас творчество Эшера осваивают создатели игр — например, маленькая студия Ustwo, авторы мобильной головоломки Monument Valley.

Игра не имеет прямого отношения к Эшеру (в отличие от игры The Bridge, о которой позже), но четко следует его идеям. Каждый уровень Monument Valley — хитро сложенная постройка с механизмом внутри. Механизм запускается по старинке, кнопками, однако до каждой кнопки еще нужно найти путь. Загадки в игре делятся на две категории: обычные, где нужно просто переставить пару платформ, чтобы героиня смогла пройти дальше,  и нетривиальные. Как и картины Эшера, Monument Valley постоянно проделывает с сознанием игрока примерно одни и те же трюки: грубо говоря, сначала все кажется вполне нормальным, затем возникает оптическая иллюзия, и мир перестает быть прежним.

Эффект неожиданности почти стопроцентный: чтобы решать местные задачки, проблему нужно рассматривать под разными углами, мыслить нестандартно. Изначально некоторые уровни в игре кажутся совершенно монолитными и статичными, не имеющими «решения»; над некоторыми можно просидеть довольно долго, не замечая совершенно очевидные детали — просто потому, что их там быть вроде как не должно. Каждую иллюзию здесь следует проверять на прочность; в половине случаев иллюзорность тех или иных линий окажется мнимой — легкой путаницы здесь не избежать, и это нормально.

Monument Valley скоротечна — десять уровней проходятся практически на одном дыхании — но вполне успевает заразить игрока своим медитативным настроем. Благодаря нашей сообразительности маленькие шедевры местной архитектуры переживают превращения, в результате которых пол легко спутать с потолком, но даже в самых невероятных ситуациях «ларчик» открывается предельно изящно. За последние годы мы видели несколько крутых примеров того, как идеи Эшера или его последователей применяются в играх; Monument Volley — короткая, но запоминающаяся выставка интерактивного имп-арта на мобильных платформах. Билет обойдется чуть больше, чем в сто рублей. 

Monument Valley в продаже для устройств на iOS. Официально игра заточена под планшеты, но играть удобно и на iPhone 5: со смартфонами поменьше того же не гарантируем. 

Версия для Android ожидается в скором времени. 

Еще три игры «по Эшеру»

Echocrome (PS3, 2005)

Судя по всему, прямой источник вдохновения Monument Valley, стародавняя головоломка для PS3 выдержана в строгом черно-белом стиле: игроку предлагается вывести героя из лабиринта, манипулируя его подвижными частями и создавая пресловутые оптические иллюзии.

The Bridge (PC, 2012)

Упомянутая нами первая и единственная игра, посвященная именно Маурицу Эшеру: в роли художника игроки ищут выход из его собственных картин. Наша рецензия.

Antichamber (PC, 2012)

Головоломка от первого лица, по степени выноса головного мозга легко делающая почти любое произведение имп-арта. Виной тому хотя бы перспектива: из-за невозможности оценить полную картину игрок может бродить по местному лабиринту неделями. По-хорошему игра проходится от силы за час, но с первого раза по-хорошему точно не выйдет. Наша рецензия.

Также по теме