0

Рецензия на Might & Magic 10: Legacy

Десятая часть легендарной ролевой серии: находка для фанатов, легко отпугивающая всех остальных. 

Рецензия на Might & Magic 10: Legacy

Серия походовых ролевых игр с видом от первого лица Might & Magic стартовала на Apple II в 1986-ом году. Тогда а проектом стояли всего три человека  - 24-летний гейм-дизайнер из Лос-Анджелеса Джон Ван Каненгем, его жена Микаэла и и друг Марк Колдуэл. Их студия New World Computing – образец счастливого калифорнийского стартапа. Затеяв свое дело сразу после колледжа, друзья придумали игру, очаровавшую современников. В течение десяти лет они выпустят пять (шесть, ели считать аддоны) продолжений и сделают два смелых шага в сторону.  Первый  называется King’s Bounty (1990, не путать с одноименной русской игрой), второй — Heroes of Might & Magic. Именно после выпуска «Героев» Каненгем решит расширяться и продаст компанию не очень успешному издателю 3DO за 13 млн. долларов.

Под руководством нового издателя проекты New World Computers превратились в дойных коров. Heroes держались молодцом, а вот Might & Magic после шестого выпуска начали приходить в упадок. В 2003-ем году 3DO обанкротилась, и права на вселенную перешли к Ubisoft. Французы заплатили за франшизу всего 1,3 миллиона – в 10 раз меньше, чем она стоила в 1996-ом. Поставив на ноги Heroes и заметив возрождение интереса к жанру dungeon crawler (начиная с сенсационной Legend of Grimrock и заканчивая бесконечными мобильными RPG), Ubisoft решила оседлать волну индустриальной ностальгии. Разработчиком Might & Magic X выступила немецкая студия Limbic Entertanment, до этого вспахивавщая счастливые фермы социальных сетей и участвовавшая в создании Heroes VI. Получилось странно.

Летопись вымышленного мира переписана в соответствии с новым каноном Heroes от Ubisoft. Непривычные для фэнтези греческие, славянские и арабские имена и названия остались. А вот космические корабли, нависавшие над прежним миром Might & Magic и придававшие ему интересный теософский аспект, улетели, пообещав не возвращаться. В сюжете заметен крен в сторону мрачного фэнтези в духе «Игры престолов»: уже в стартовом ролике используются такие непривычные для сказок термины, как конспирация и сепаратизм. В небольшой город, где решится судьба империи, со всех ее концов стягиваются герои. Игрок руководит сразу четырьмя.

Генерация персонажей напомнит классические Might & Magic  – несколько рас и классов, несчетное число прокачиваемых параметров и скиллов. Сюжет быстро отойдет на второй план, уступив место зачистке подземелий и прогулкам по лесу. Логистика та же, что и в любой серии Wizardy, Dungeon Master или Diablo: город, квесты, вылазки, прокачка, трофеи, магазины, новые квесты — и так часов тридцать. Некоторые походовые баталии напоминают партию в Magic: The Gathering, но большинство стычек похожи на очень-очень медленную резню из Dragon Age. Подошли, обстреляли из луков, околдовали, выманили, зарубили мечами, отошли. Если прибавить к этому, что камера поворачивается только на 90 градусов, а скакать по клеткам приходится даже вне боя, то может стать не по себе. Утешает лишь то, что в Ubisoft решили воссоздать геймплей последних частей, а не первой,  где вообще был хардкорный текстовый квест. Любопытно, кстати, что в некоторых прежних сериях навигация была свободной.

Графика застряла на уровне вышедшего дюжину лет назад The Elder Scrolls III: Morrowind, Зато кросс-платформенный движок Unity сулит скорый переезд игры на гаджеты с iOS и Android. Там этот странный артефакт из прошлого почувствует себя, как дома. В конце концов, многие лучшие мобильные игры родом из девяностых. На ПК же десятая Might & Magic кажется белой вороной. По отношению к новичкам она враждебна, а у ее фанатов сегодня явно не так много свободного времени, как двенадцать (или двадцать восемь) лет назад, чтобы часами прыгать по клеткам

Многолетняя история Might & Magic, местами славная, а местами трагическая, была хроникой поисков идеальной жанровой формы честным методом проб и ошибок. Страшно сказать, но в первой серии даже не было карты подземелий — ее приходилось чертить от руки в тетрадках в клеточку. А во второй — дневника с квестами. В какой части появились анимированные аватарки героев, уже и не вспомнишь. С каждой серией Might & Magic придумывал что-то, что тут же становилось стандартом.

Десятая версия Might & Magic эту миссию позабыла. Она здесь, чтобы стричь купоны.

Плюсы:

  • Вся игра — большая находка для фанатов оригинала и исследователей старины
  • Самый осмысленный в истории Might & Magic сценарий

Минусы:

  • Даже в мирное время приходится перемещаться  по клеткам
  • Огромное количество времени уходит на хозяйственные дела, которые в прочих RPG давно автоматизированы
  • Откровенно устаревшая графика

Might and Magic X Legacy уже в продаже для PC (Uplay, Steam)

30 лет одиночества

Серия Might & Magic всегда существовала на отшибе индустрии, высекая собственный философский камень без оглядки на других. Вспоминаем, как расходились пути этой игры и собственно жанра.

1986. Might and Magic: The Secret Of The Inner Sanctum

В первой серии Might and Magic много багов (вскоре это станет визиткой New World Computer) и мало графики (сплошной текст). Но огромный мир, нелинейный сюжет и интереснейшая боевая система сделали свое дело: у серий Ultima, Bard’s Tale и Wizardy появился сильный конкурент.

1989. Might &Magic II: Gates to Another World
На фоне других ролевых хитов года – The Final Fantasy Legends и Warlords – вторая часть Might & Magic кажется технологическим чудом.

1991. Might & Magic III: Isles of Terra
В игре The Bard's Tale Construction Set у пользователей появляется возможность самим рисовать уровни и квесты, делая собственные простенькие dungeon crawler’ы. В Might & Magic ничего подобного нет. Первый симптом отставания серии от индустрии.

1992. Might & Magic IV: Clouds of Xeen
Выходят Ultima Underworld: The Stygian Abyss и Wizardry VII: Crusaders of the Dark Savant — на рынке пошаговых командных ролевых игр от первого лица становится тесно.

1993. Might & Magic V: World of Xeen

Появляются сильные dungeon crawler’ы от первого лица Dungeon Master II, Ultima Underworld II и Betrayal at Kondor, что, с одной стороны, создает серии M&M головную боль, а с другой, показывает, что она все еще на правильном пути.

1998. Might & Magic VI: The Mandate of Heaven
В королевстве M&M все спокойно. В остальном мире радуются выходу Fallout 2 и Baldur’s Gate. Последняя задает стандарты для фэнтезийного RPG-мейнтрима на много лет вперед. Популярная сейчас серия Dragon Age, по сути, ее преемник.

1999. Might & Magic VII: For Blood and Honor
Выход стратегии Heroes of Might and Magic III затягивает во вселенную новых туристов. Но их тут же отпугивает ролевой экшн Crusaders of Might & Magic, продемонстрировавший, как трудно реформировать серию M&M.  Впрочем, где-то неподалеку проваливается трехмерная Ultima IX: Ascension, так что консерваторы могут вздохнуть спокойно. Однако продолжат набирать силу ролевая система AD&D: выходят дополнение к Baldur’s Gate и важная арт-игра Plansecape: Torment.

2000. Might & Magic VIII: Day of The Destroyer
Выходит множество выдающихся изометрических RPG. Это hack’n’slash-эпос Diablo 2, бесконечная сказка Baldur’s Gate II: Shadows of Amn и ее спутник Icewind Dale. Однако чистое фэнтези и изометрия больше не монополисты на рынке. Им угрожают продвинутые Vampire: The Masquerade – Redemption, Deus Ex и Final Fantasy IX.

2002. Might & Magic IX:  Writ of Fate

Bethesda выпускает The Elder Scrolls III: Morrowind – кросс-платформенную ролевую игру для ПК и Xbox с принципиально новым уровнем графики, огромным миром и более динамичным, но при этом «харкдорным» геймплеем.

2014: Might & Magic X: Legacy
Пока Ubisoft воспроизводит геймпей, обанкротивший 12 лет назад компанию 3DO, игроки ждут Dragon Age: Inquisition и The Witcher 3: Wild Hunt. Встречи выпускников старой школы теперь проходят только на Kickstarter, благодря которому скоро выйдут Shadowrun Returns: Berlin, Project Eternity от студии Obisdian и Wasteland 2. Жанр dungeon crawler сегодня гораздо комфортнее чувствует себя на мобильных устройствах – см., например, российскую игру Dungelot. Что забыл в этом дивном новом мире Might & Magic, непонятно.

Также по теме