0

Рецензия на Tomb Raider

Нас без сомнения ждут приключения.

Рецензия на Tomb Raider

Tomb Raider: Definitive Edition с сегодняшнего дня в продаже для Xbox One и PlayStation 4. Отдельную рецензию на переиздание читайте завтра. Данный текст посвящен версии для Xbox 360, PS3 и PC.

Оригинальная Tomb Raider 1996 года переизобрела приключенческий жанр и устроила видеоигровую сексуальную революцию, представив девушку-археолога Лару Крофт, которая моментально стала культовым персонажем. За прошедшие годы сериал уже пережил один перезапуск, но теперь ему необходима новая перезагрузка: за те пять лет, что Лары не было с нами, приключенческие игры изменились до неузнаваемости благодаря серии Uncharted. Сравнений с последней никак не избежать — конечно, Крофт в свое время дала Unсharted тему для размышлений, но имено Naughty Dog задала новый стандарт качества для жанра.

В первую очередь новый Tomb Raider — очень красивая, на пике возможностей современных консолей, кинематографичная игра, где сюжетные ролики часто неразрывно перемежаются геймплеем. Практически в любой момент можно звать к экрану своих друзей и домочадцев и демонстрировать им отличное приключенческое кино. История начата с чистого листа, и молоденькая белоручка Лара на наших глазах проходит крещение огнем — попав после кораблекрушения на таинственный остров, пытается спасти своих друзей и себя, одновременно разгадывая тайну жестокого культа и муштруя в себе будущую охотницу за сокровищами. Дикая плотность событий — букавально за секунды перестрелка с бандитами переходит в падение с водопада и превращается в полет на парашюте сквозь лес — и жесточайшие сцены внезапной гибели героини заставляют вас как никогда переживать за хрупкую студентку. 

Но стоит на минуту отвлечься от действия, понимаешь, что сценарий написан весьма посредственно, с напрочь вторичными персонажами, откровенно странными сюжетными поворотами и мотивами самой Лары. История про выживание неопытной девушки на таинственном острове превращается в типичный игровой приключенческий сюжет, где героиня очень быстро перестает жаловаться, берет в руки оружие и идет крошить врагов направо и налево. События выложены настолько плотной мозаикой, что отвлекаться на душевные порывы героев порой просто нет времени — тот случай, когда приключенческий жанр делает ставку исключительно на захватывающие дух моменты, не утруждаясь внятным повествованием. 

Тот случай, когда приключенческий жанр делает ставку исключительно на захватывающие дух моменты, не утруждаясь внятным повествованием

Поскольку игра претендует на какой-никакой реализм, больше никаких тираннозавров: почти все время приходится сражаться с другими людьми. Численность и изощренность противников увеличивается в геометрической прогрессии по ходу прохождения. Завидев врага, вы автоматически перемещаетесь в скрытный режим и решаете, как действовать — с шашкой наголо, или максимально осторожно, перерезая глотки, снимая часовых из лука или устраивая пожары.

Поведение врагов похоже на тот же Uncharted — вам не дадут просидеть весь бой за укрытием, заставляя постоянно перемещаться вступать в рукопашную. Каждую битву надо планировать очень тщательно, а ближе к концу далеко не каждая стычка будет в принципе даваться с первого раза: убить до 30-40 не самых глупых врагов — дело нетривиальное.

Арсенал невелик: модный нынче лук для незаметной зачистки местности, и обязательный набор пистолет-винтовка-дробовик. Больше и не нужно: ближний бой постоянно чередуется с дальним, менять оружие приходится на лету, ни одно без дела не залеживается. К тому же каждое можно усовершенствовать при помощи собранных по дороге запчастей. Примечательно, что в игре практически нет боссов в привычном понимании — редкие представители проходят почти незамеченными в общей массе врагов. 

Но не забыта и старая сущность Tomb Raider — с поисками реликвий, решением загадок и расхищением, собственно, гробниц. Остров разделен на участки, и на каждом есть определенное количество секретов и предметов: увидеть их можно на картах сокровищ, находимых в гробницах. Это целая отдельная часть игры, приобщиться к которой проще простого. Попадающиеся загадки решаются за минуты, требуя поровну логики и терпения (в частности, распространены манипуляции с поджиганием предметов), а для ленивых предусмотрен «режим интуиции» — Survival Vision, подсвечивающий нужные объекты.

Еще есть система прокачки, схожая с Far Cry 3, но ужатая раза в три. Каждое убийство, найденный клад и пройденная сюжетная миссия дают очки опыта, которые распределяешь по навыкам выживания, оружейного и военного дела. Самые важные, впрочем — последние, так как позволяют изучать боевые приемы, а вот с выживанием ситуация вышла странная. В начале игры кажется, что это основа основ — Ларе нужно найти лекарства, укрыться от дождя, разжечь огонь, найти пропитание (убив из лука косулю и поплакав над трупиком). Но после этого в охоте кроме опыта за освежевание туш смысла нет никакого — видимо, это остатки более раннего видения игры как симулятора выживания.

Быть может, разработчики зря от него отказались: опытному игроку новая Tomb Raider может показаться вторичной, с бестолковым сценарием и дефицитом свежих идей. Но нельзя сказать, что у игры нет собственного лица — напротив, главная героиня, сломавшая собственный стереотип, запоминается надолго. Перезапуск хоть и удался, в следующих частях разработчикам предстоит проделать немалую работу над ошибками. Хочется посоветовать новую главу биографии Лары Крофт всем, кто ценит хорошие приключенческие игры, особенно если у вас нет PS3 и Uncharted прошел мимо. У такой Лары точно есть будущее — особенно на пороге нового поколения консолей.

Tomb Raider в продаже с 4 марта для PC, PS3 и Xbox 360.

Система оценок Gmbox.ru

Также по теме