0

Рецензия на Assassin’s Creed IV: Black Flag

После нескольких сезонов не лучших (но и не худших) игр серия Assassin's Creed выходит на новый уровень. 

Рецензия на Assassin’s Creed IV: Black Flag

Всю свою историю сериал Assassin’s Creed был, скорее, примером успешного маркетингового позиционирования, чем хорошей игрой. Ему с первого выпуска удалось нащупать точки опоры (сеттинг, вечное противостояние ассасинов и тамплиеров, крутой образ главного героя), но только в отношении повествования, визуальной стороны и вольной интерпретации реальных исторических событий с реальными историческими личностями. К счастью для Assassin’s Creed, все перечисленное притупляло чувства и многим удавалось проглотить наживку, не отвлекаясь на все остальное — то есть, игровой процесс, который пять выпусков подряд создавал кривую иллюзию свободы, а в большинстве случаев смеялся над играющим то через управление, то через набор совершенно одинаковых и нелогичных заданий. Другими словами, в последние годы сериал можно было любить так же сильно, как и ненавидеть. И только в Black Flag видна работа над ошибками, после которой стоит дать долгоиграющему (как это говорят в интернете, «шаблонному конвейеру», как будто существует другой) сериалу от Ubisoft еще один шанс понравиться всем без исключения.

Для Assassin’s Creed тема пиратства значит многое. Главный герой — Эдвард Кенуэй, совсем не похож на предыдущих ассасинов с сериале. Потому что он, вообще-то, самозванец. Он пират, который убивает ассасина в самом начале и забирает его костюм, затем по глупой случайности вступает в орден тамплиеров, после чего все-таки возвращается к штурвалу под флагом с черепом (хоть и не «Веселым Роджером») и старается не забивать себе голову лишними мыслями. Протагонист, вообще говоря, недалек. Проходимец, но беззлобный и безобидный; он преследует свои идеалы свободы и ему не свойственны расовые предрассудки, но при этом он не читает проповеди, не наставляет на путь истинный (за исключением пары эпизодов) и не строит из себя рыцаря в сияющих доспехах. Он простак и сама непосредственность, деревенщина с грубоватыми шуточками, который всему учится на ходу вместе с самим игроком. Это новый образ главного героя для сериала, который, внезапно, нравится не всем, но в этом и смысл — он интереснее, чем весь этот балаган с ассасинами и тамплиерами вместе взятыми.

Поскольку центральная тема всего происходящего — свобода, то и формат мира Assassin’s Creed был перестроен под эти условия. Так, карта мира — это огромное водное пространство с большими и малыми островами, охраняемыми фортами и прочим. Свободу перемещения ни на островах, ни в море никто не ограничивает; за всю игру нам только один раз встретилось предупреждение о том, что герой слишком быстро подошел к точке десинхронизации — и то, кажется, мы в тот момент пытались протаранить носом край карты. Корабль, кстати, доступен после выполнения первых же заданий и, фактически, единственное, что может остановить пиратскую экспансию на ранних этапах — слабая оснастка судна.

Что в море, что на суше мир вокруг героя старательно симулирует жизнедеятельность. В городах пьяные пираты тискают женщин и фонтаном блюют за углом, пока Черная Борода рассказывает герою о необходимости нагнать страху на людишек. За штурвалом глаз не отвести от красоты водной поверхности, и неважно, отражает она в данный момент палящее солнце или подпитывает рисующие зигзаги тайфуны под раскаты грома и оглушающий шум волн. Здесь можно атаковать вражеские суда и брать их на абордаж, охотиться за морской живностью (в т.ч. за китами), нырять на глубину с водолазным колоколом, после чего прятаться от акул в водорослях, не теряя надежду обнаружить какой-нибудь клад. Можно искать сундуки с сокровищами, грабить бедных и богатых — всех, кого угодно! — разорять склады и убежища контрабандистов, помогать утопающим и даже управлять собственным флотом (правда, схематично, примерно как куртизанками в прошлых играх). Если в AC III морские бои на подвиги вдохновляли, но не могли дать ничего, что утолило бы жажду приключений, здесь все наоборот. Огромный мир, потрясающий выбор возможностей: включаешь игру и тратишь сутки на воспроизведение детских фантазий про пиратские сражения. На вторые сутки хочется попугая на плечо, и любые разговоры начинать с «Арррррр!». А еще петь: песни моряков крепко вбиваются в голову, и даже если захочешь – никогда не забудешь.

Предсказуемо, но все же: все самое плохое, что есть в Assassin’s Creed, так или иначе присутствует во всех играх Ubisoft и уже не раз вызывало критику. Так, эпизоды, где обязательно скрытное прохождение, по-прежнему доводят до исступления. Это не stealth, а пародия на него ради красного словца на обложке; в большинстве случаев есть только один маршрут — и далеко не самый логичный. Поведение противников в такие моменты тоже вызывает недоумение: например, враги никак не реагируют на найденные тела убитых нами товарищей. Есть и новые, более удачные примеры. Скажем, иногда нужно помогать пленным товарищам. Чтобы их не убили, нужно действовать скрытно, но речь идет только о том, чтобы бесшумно добраться до злодеев и пришить их, не привлекая всеобщего внимания. Некоторые вещи в серии не меняются, и кроме описанного выше это традиционное вступление: первое задание — погоня, затем — снова погоня, после — бегство, дальше  — преследование. К большому счастью, раздражавшие раньше типы миссий встречаются значительно реже, хотя все равно странно, что окончательно от них так и не избавились.

В Black Flag, как и в предыдущих выпусках, многие процессы форсированы. Миссии (или, выражаясь местной терминологией, «воспоминания») могут на час оторвать от морских приключений и заставить заниматься паркуром в руинах древнего храма. Как правило, вариативность выполнения задания не предусмотрена: ты либо догадываешься, что и как нужно сделать, либо тратишь время на попытки понять это. Количество таких ситуаций сведено к минимуму, но они все равно напоминают о себе. Плюс, все апгрейды корабля привязаны к ресурсам, которые добываются не самым простым способом: либо из сундуков, либо по одной штучке достаются из воды, либо достаются грабежом. Логичнее было бы, конечно, чтобы верфи предлагали купить ресурсы у себя и все это вписывали в смету, но нет — так не получится продавать DLC «для экономии времени». Кстати, охота в игре тоже присутствует: из шкур зверей можно делать новую экипировку для Эдварда. Шкуры можно купить и в магазине, но цены высоковаты, а охотиться на крокодилов веселее самостоятельно.

Курсирующие в Интернете высказывания относительно того, что сюжет в Black Flag слабее, чем в предыдущих выпусках сериала, не совсем справедливы. Да, пиратская тематика используется как панорама, нет лихих сюжетных поворотов (кроме гендерсвопа у одного из персонажей) и драматических сцен, всеми силами выжимающих слезы у зрителя. Но это не мешает, не давит, не загоняет в рамки, как это было раньше, не создает лишней суеты — игрок получает нужные ему сведения, история развивается, персонажи меняются и обретают новые черты, другими словами, ничто не стоит на месте, но и никто никого не подгоняет палкой. Правда, сюжет как таковой (имеется в виду обычное для серии повествование со скачками во времени) остался никчемным, зато здесь не заставляют отыгрывать ассасина в мегаполисе. По логике событий, игрок — это сотрудник компании «Абстерго», который записывает воспоминания пирата якобы для создания семейного фильма. Такая игра в игре, с пустяковыми намеками на связь с Watch_Dogs.

Assassin’s Creed IV: Black Flag удается самое главное: она с первых кадров приковывает внимание и отпускает лишь спустя огромный промежуток времени, давая понять, что тут еще осталось, за чем вернуться. Здесь есть, на то тратить время и силы, и при всем этом игра не навязывает развлечения — напротив, позволяет придумывать их самому. Жаль, что разработчикам пришлось проделать такой длинный путь до понимания простых вещей, но наконец-то это произошло. Ура.

Assassin's Creed 4: Black Flag в продаже для PS3 и Xbox 360. Версия для PC выходит 22 ноября. Также игр входит в стартовые линейки Xbox One и PS4.

Рецензировалась версия для Xbox 360. 

Система оценок Gmbox

Также по теме