0

Рецензия на Dota 2

Рецензия на Dota 2

Написание рецензии на главную MOBA-стратегию современности (это действительно так) лично для меня кажется чем-то очень странным. После пяти лет игрового стажа в оригинальной карте Defense of the Ancients для WarCraft III, восемнадцати месяцев формально закрытого бета-теста Dota 2, более тысячи часов чистого игрового времени по счетчику Steam, множества позорнейших сливов и фееричных побед — после всего этого рецензировать новую игру Valve — все равно, что писать текст про собственную ногу: знаешь ты ее уже черт знает сколько и без нее тебе жилось бы не так весело. Поставим вопрос так: стоит ли вторая часть родоначальницы жанра MOBA внимания тех, кто к Dota 2 подходит с чистой головой, без знаний о популярных «сборках», тактиках и о том, почему собирать Владмир для Вивера — это плохая идея?

На всякий пожарный напомним основополагающие принципы Dota, благодаря которым пользовательская карта для WarCraft III превратилась в самостоятельную киберспортивную дисциплину. Сражение между двумя силами — условно хорошими Radiant и столь же условно плохими Dire — каждый раз происходит на одной и той же почти полностью симметричной карте. С каждой стороны выступает по пять героев, целью которых является не столько убийство соперников, сколько разрушение главного здания врага — Ancient — расположенного в самом сердце чужой базы. Вы управляете только одним героем, но работая сообща с соратниками, должны постепенно прогрызть себе путь к искомому Ancient и одновременно не допустить разрушения собственного главного здания.

Может показаться, что одна-единственная карта для полноценной киберспортивной дисциплины — это безбожно мало. Этот не так: прелесть Dota 2 состоит в том, что даже спустя сотни часов в онлайне вы, скорее всего, не сыграете ни одной идентичной партии — эта игра попросту никогда себя не копирует. Несмотря на некоторые незыблемые константы, вариативность переменных делает каждую партию Dota 2 по-настоящему уникальной: здесь больше сотни совершенно разных героев, которых по ходу битвы можно развивать множеством способов, еще больше предметов, определяющих стиль и механику вашего персонажа на поле боя — и соответствующее число тактик и схем взаимодействия между бойцами.  Между всем этим — непредсказуемый человеческий фактор, из-за которого даже самые безнадежные партии оборачиваются волевой победой — и наоборот.

Когда на небольшом клочке земли встречаются все десять героев, происходящее выглядит примерно вот так.

Важно знать, что Dota 2 — это игра, требующая больших инвестиций. Речь идет не о деньгах (с этим как раз все в порядке), а о времени, которое вы готовы на нее пожертвовать. Скачать игру и с разбега за пару матчей узнать и понять все секреты Dota 2 невозможно. На первых порах каждая схватка формата «пять на пять» кажется жутким хаосом из разноцветных эффектов, в котором невозможно прожить дольше пары минут. Это нормально: как и в оригинальной Defense of the Ancients, в Dota 2 высокий порог вхождения и комплексная механика, способная отпугнуть неподготовленных новичков. Здесь задерживаются либо ветераны, помнящие «Доту» еще в WarCraft III, либо просто несгибаемые личности.

Такая сложность и глубина Dota 2 одновременно является не только проклятием, делающим ее менее доступной для широких масс, но и одной из главных сильных сторон. Инвестируя свое время и силы в игру, будьте уверены, что Dota 2 многократно компенсирует эти вложения неиссякаемым потоком удовольствия и эмоций. Поначалу радуешься каждому убийству вражеского героя. Затем подпрыгиваешь на стуле после удачной «охоты» на команду противника вместе с товарищами. В какой-то момент у вас перехватит дыхание от почти проигранной партии, которую неимоверными усилиями удается «вытащить» в самый последний момент. На этот адреналин и всепоглощающую эйфорию от победы подсаживаешься очень быстро — а это, в свою очередь, только мотивирует на изучение новых секретов Dota 2 и шлифовки мастерства.

Сделано все возможное, чтобы нам было максимально удобно гробить в Dota 2 лучшие годы своей жизни 

Говоря начистоту, конкретно Valve приложили минимум усилий к созданию подобного аддиктивного геймплея — то же самое было еще и в первой Dota, чья механика без изменений была перенесена в сиквел. Зато было сделано все возможное, чтобы нам было максимально удобно гробить в Dota 2 лучшие годы своей жизни. Если раньше для обучения основам игры приходилось долго выискивать и тестировать гайды к каждому герою, штудировать советы более опытных игроков и смотреть на YouTube реплеи показательных игр, то в Dota 2 все это находится буквально на расстоянии нескольких кликов. В клиенте игры можно загрузить наиболее содержательное руководство, обкатать его в сражении с настраиваемыми ботами, получить всю необходимую информацию о способностях и предметах и даже посмотреть, как вашим героем играют профессиональные киберспортсмены на чемпионатах — все включено.

Каждые десять минут в определенном месте на карте рождается местный босс по имени Рошан. Завалившая Рошана сторона слегка повышает свои шансы на победу.

Прибавьте к этому отличную инфраструктуру серверов, встроенный обучающий режим для самых твердолобых игроков, оптимизированный интерфейс и управление, а также присущее Valve исполнительское мастерство — и вы поймете, что со времен оригинальной Defense of the Ancients в этой игре стало на порядок комфортнее. Не нарушая базовые принципы, разработчики очеловечили оригинальную «Доту», избавив ее от костылей и ограничений WarCraft III: после всех этих новых и безумно удобных кнопочек, вкладочек, дополнительных настроек и стильной графики движка Source вернуться к оригинальной игре трудно — да и зачем? 

Ко всему этому прилагается тот самый «free-to-play с человеческим лицом», который в эпоху наплыва «бесплатных» игр встречается все реже. Ни один из местных товаров, что продаются за реальные деньги, не даст ровным счетом никакого преимущества на поле боя: все покупные предметы носят чисто косметический характер. Более того, почти весь ассортимент игрового магазина может случайным образом выпасть по итогам каждой партии, так что даже любители халявы со временем могут изменить облик своих героев по вкусу. Valve, конечно, знает свое дело в изящном вымогании денег из пользователей (см. недавнюю распродажу в Steam) и не стесняется этим пользоваться —  но формально все по-честному.

Каждая удачная партия за Radiant заканчивается вот так — огромной дырой в земле и «gg» в чате.

1042 часа, которые меня угораздило убить на Dota 2 — это один месяц, неделя и шесть суток свободного времени. Здесь обычно следуют примеры того, как можно было бы потратить это время на что-то более полезное, но в случае с Dota 2 желания так сокрушаться не возникает вообще. За прошедшие годы Defense of the Ancients проделала огромный путь: оригинальной карте удалось стать отдельной киберспортивной дисциплиной, а Valve, в свою очередь, превратили ее в полноценную игру, которую следует попробовать всем, кто хоть немного неравнодушен к соревновательному мультиплееру вообще. Сравнение Dota 2 с шахматами и прочими интеллектуальными играми вне видеоигр уже давно звучит несколько пошловато, но в этом что-то есть: на современном рынке трудно найти столь же многовариативную, умную и глубокую игру, за которой совершенно не жалко убить кучу времени. Иными словами, Valve снова сделали это.

Dota 2 можно бесплатно загрузить в Steam. Игра доступна на PC, Mac и Linux.

Система оценок Gmbox.ru

Также по теме