0

Легкий способ бросить воровать

О том, как менялась медиа-картина в России на протяжении нескольких лет, и почему воровать контент уже странно, не модно и еще более стыдно, чем когда бы то ни было.

Легкий способ бросить воровать

Сколько-то лет назад у вас могла найтись масса причин, по которым вы становились обладателем не лицензионного диска с игрой, фильмом или музыкальным альбомом, а его пиратской копии. Трудно со спокойным лицом ругать пиратов, когда сами правообладатели не постарались наладить каналы распространения своей продукции и сделать его максимально удобным и доступным. Например, если в вашем городе нет магазинов лицензионных дисков, а о цифровой продаже и подавно никто не слышал. Сегодня дела обстоят совсем иначе: для того, чтобы быть честным потребителем, усилий требуется значительно меньше, чем десять лет назад. За вожделенной коробкой с игрой не нужно ехать к черту на рога в условный фирменный магазин, огромная доля покупок совершается в два щелчка мышью в интернете — и это движение обоюдно, правообладатели, кажется, в кои-то веки поняли, что главный драйвер здесь не желание навредить и украсть и не какие-то идеологические взгляды, а потому, что многим просто лень возиться с раздачами, торрентами, CD-RW-дисками, поиском «таблэток» и «кейгенов», когда можно просто нажать пару кнопок и немедленно получить продукт, который гарантированно будет работать. Вместе с этим происходит и очевидное становление правовой базы на государственном уровне, и многогранность вопроса для пиратов вскоре сократится до одной-единственной скользкой дорожки — в суд.

На старте продаж Assassin's Creed III в 2012 году был розыгрыш призов за лучшие рисунки, лучший косплей и викторина. Фото Дмитрия Воробьева.

2008 год, магазин «Эльдорадо» в центре Москвы, около полуночи. На входе в магазин толпятся люди, ждут позднего открытия дверей в честь старта российской продажи ролевой игры Fallout 3. Мы — в желтых поло «1С». Подходит сотрудник магазина:

— А что все так рвутся-то?
— Ну, Fallout, легендарная игра, долго ждали, всем интересно.
— А ее что, из интернета нельзя взять?

«Взять»! А еще в «Эльдорадо» в тот вечер почему-то привезли копии игры только в jewel-кейсах. Сегодня такой расклад кажется диким. При распространении и стабильном росте официальных цифровых сервисов (Steam, Uplay, о них чуть позже) розничные сети сегодня из кожи вон лезут, чтобы сделать старт продаж той или иной игры событием, после которого вам не захочется ничего ниоткуда скачивать. Конкурсы, викторины с призами, механика предварительного заказа, бонусы первого покупателя и полуобнаженные девушки, с которыми нужно обязательно сфотографироваться — все это делается для того, чтобы показать посетившему магазин игроку, какой он молодец, что ему здесь рады. На старт продаж, конечно, тоже нужно успеть: когда я бегал по магазинам в поисках копии Grand Theft Auto V, в одной палатке я столкнулся с предложением приобрести копию для «прошитой» консоли, от чего, разумеется, отказался. Но это лишь щель, в которую пиратам удалось втиснуться в новых, агрессивных, опережающих пиратство реалиях торговли играми. Было ли это решением Microsoft или самих Rockstar, но позднее появление цифровой копии игры в разделе Games on demand — просчет исключительно старообрядческий, впоследствии исправленный. Уже сейчас GTA V можно купить в Xbox Marketplace, не вставая с дивана, никуда не бегая, не беспокоясь о том, есть ли в магазине еще одна копия сверхпопулярной игры. Ощутимая же часть новинок оказывается в разделе Games on demand весьма оперативно, а с марта 2013 года — одновременно с появлением в физических копий в розничной продаже, что позволяет избегать суеты: в конце концов, консоль вы купили, чтобы играть, а не ходить по магазинам, цены в которых чаще отличаются от таковых в Xbox Live в пользу последнего.

Смерть пиратства как явления — вопрос времени. Если несколько лет назад я был готов искушаться тайным знанием торрентов и всем этим, то сегодня денег у меня гораздо больше, чем свободного времени, которое я был бы готов тратить на всякую сомнительную ерунду. И это массовый поток: сознательность пользователей растет не потому, что кто-то решил наконец-то начать платить за то, что было создано профессионалами (хотя и это тоже определяющий момент, даже обсуждать тут нечего), а потому, что игры стали значительно более популярным во всех смыслах увлечением, чем раньше. И, следовательно, потому, что огромная часть игр покупается людьми, которые ценят свое время и возможность решить вопрос с получением контента наиболее оперативным способом, который на сегодняшний день — совершенно верно — заплатить денег.

Еще позитивнее картина становится, когда смотришь на цены: великих сумм с вас никто не требует, а некоторые сервисы проводят по отношению к России особую ценовую политику. Например, Steam, учредители которого, по мнению сторонних наблюдателей, поступили весьма смело, запустив сервис в стране, где пиратство цвело самым бурным цветом, и позволив покупателям расплачиваться валютой, привычной для них. Таким образом Steam сейчас — не просто удобный сервис, но и главный конкурент пиратов. Пока российские компании-издатели ломали головы над тем, как заставить людей платить, помимо приятных преимуществ вроде локализации снабжая свои игры драконовскими надстройками типа защиты от компании StarForce, которая тоже годами морщила лоб в попытках понять, как сделать себя не такой драконовской, Valve — западная контора, которой невдомек тонкости русской души, питающей нежную слабость ко всему бесплатному, — умудрилась в один миг сделать так, что платить захотели.

«Самый простой способ побороть пиратство состоит не в том, чтобы опутать игры механизмами защиты. Нужно предложить пользователям сервис, который будет работать лучше пиратских источников. Возьмем, например, Россию. Когда мы сообщили о своих планах по выходу на российский рынок, нам все твердили, мол, это плохо кончится, потому что русские всегда воруют. Сейчас Россия — наша самая прибыльная площадке в Европе, после Германии — сказал как-то глава Valve Гейб Ньюэлл.

Суть в том, что на пиратство в России жалуются те, кто по полгода локализует свои игры».

Оперативный и доступный способ доставки продукта конечному пользователю оказался самым сильным кнутом пиратства. Людская лень, которая, как известно, на протяжении человеческой истории выступает двигателем всего лучшего, сыграла свою роль и здесь — и этим простым постулатом сумели воспользоваться умные люди, которые понимают: удобство в обращении — первостепенная задача для тех, кто хочет расположить к себе покупателя и получить его деньги, и начинать надо именно с комфорта.

Тем более странно владеть консолью и пытаться колдовать вокруг нее с пиратскими дисками — особенно если речь идет о Xbox 360, которая является олицетворением одного из важнейших свойств приставок: «вставил диск и играешь»; а с установкой пиратской «прошивки» пользователь сам пилит сук, на котором сидит, лишая себя многопользовательских игр, скидок, акций и бесплатных раздач в Xbox Live.

Аналогичным образом сейчас поступают владельцы крупных музыкальных сервисов iTunes и Google Play, запуская российские версии своих магазинов. Зачем морочить голову механизмами выкачивания музыки из сети «Вконтакте» и неудобной загрузки ее в плееры и смартфоны, если все, что вам нужно, находится на расстоянии пары ненавязчивых движений большого пальца?

В этом контексте новые поправки к уже существующим законам смотрятся именно логичной базой для образующейся медийной среды, а не попыткой кого-то поймать. В конце концов, надо быть или круглым идиотом, или закостенелым бездельником, чтобы делать что-то в обход созданной дружелюбой экосистемы. А пиратство как явление станет штукой куда более маргинальной, чем десять, пять лет, даже три года назад. В результате сокращения процента воровства и доли пиратского рынка прецеденты будут более редкими, точечными — и более показательными.

Ларек с фруктами, молоком и хлебом в Ростове-на-Дону. Фото Владимира Бровченко.

Первый случай, когда пират получил реальный срок, датирован 28 сентября 2009 года. Москвич Кирилл Хрусталев был приговорен к двум годам и одному месяцу заключения в колонии общего режима по третьей части статьи 146 Уголовного Кодекса РФ — нарушение авторских и смежных прав в особо крупном размере. Торгуя нелицензионными дисками для PlayStation 2 и «прошитыми» консолями, Хрусталев уже был осужден по этой, а также по 273 статье УК в 2006 году, но в то время получил лишь условный срок. Согласно действующему законодательству, реальные сроки за преступления в области авторского права  даются в случае рецидива. Несмотря на условное осуждение и пребывание на двухгодичном испытательном сроке, преступник продолжил торговлю и в 2009 году снова был задержан и осужден с изъятием более 300 пиратских дисков для Xbox 360 — общий ущерб российское представительство Microsoft оценило в 422 000 рублей. И это деньги локального издателя, которые могли бы пойти на улучшение функционала цифрового сервиса, локализации и дистрибуции игр.

1 августа 2013 года в силу вступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», корректирующий существующую систему защиты авторских и смежных прав в соответствии с новыми особенностями рынка распространения интеллектуальной собственности. В частности, Гражданский процессуальный кодекс РФ был дополнен рядом статей, позволяющим правообладателям наиболее удобным способом защитить свою продукцию путем подачи заявлений онлайн, использования законодательного инструментария по блокировке сайтов, уличенных в нелегальном распространении объектов авторского права, определением «информационного посредника» (ближайший пример — файлообменники или сервис «Vksaver») и четкими инструкциями для хостинг-провайдеров и операторов связи.

Фото с zastavki.com.

Что будет с теми, кто не производит, а употребляет пиратскую продукцию — вопрос более тонкий. Законы по-прежнему несовершенны: например, новые статьи ГПК РФ в данный момент содержат в себе информацию о борьбе с нелегальным распространением кинопродукции, но никак не касаются музыки или видеоигр — эти пункты, уверен, со временем добавят. Дополнительный вопрос здесь — объяснить людям разницу между лицензионным и пиратским контентом. Судя по результатам опроса Фонда «Общественное мнение», сознательность граждан в вопросах выбора между лицензионной и пиратской продукцией находится на зачаточном уровне и далеко не всегда обусловлена желанием украсть: огромное количество людей не знает, как отличить нелицензионную продукцию, чтобы в дальнейшем ее избегать. 

Координатор комиссии по правовым вопросам Российской ассоциации электронных коммуникаций Глеб Шуклин в свете этого верно заметил, что «рядовой пользователь и не должен ничего отличать. Если нелегальный контент находится быстрее, значит, в сети просто слишком мало легального контента. И решение этой проблемы простое — наводнить интернет легальным доступным контентом. Тогда пираты умрут сами собой». Выше об этом же говорил Гейб Ньюэлл, и параллельное борьбе с пиратством движение в сторону облагораживания русского интернета уже началось. Например, помимо «Вконтакте», по поводу обеления которой до сих пор плачут любители бесплатной музыки, прекрасным аудиосервисом является «Яндекс.Музыка», сотрудничающий с более чем 50 правообладателями и, судя по растущей популярности (около 1,3 млрд. прослушиваний на конец 2011 года), доступности для персональных компьютеров и смартфонов и прозрачной партнерской программе правовая база сервиса будет расширяться.



Видеосервисы тоже растут: Tvigle и Ivi уже обладают внушительными медиа-базами и сотрудничают с производителями игровых консолей; у обоих есть специальные приложения для просмотра фильмов и сериалов через Xbox 360 — а Xbox One вообще станет универсальным медиа-центром, исполненным не только игровыми, но и кино-, музыкальными и коммуникационными решениями; Tvigle запускается на российском старте PlayStation 4.

О комфорте, которым пользователей наконец-то стали окружать в России, пару лет назад можно было лишь рассказывать с оговоркой «а в США вот так». Судя по тендециям по внедрению одних сервисов внутрь других и общему настрою по производству единых, взаимосвязанных экосистем, будущее у информационной продукции в России — будь то музыка, фильмы или видеоигры — все-таки скорее светлое, а не наоборот. Быть в этой занимательной схеме аутсайдером, из какого-то дурацкого принципа занимаясь распространением или употреблением пиратской продукции — глупо и несовременно. Любите скачивать бесплатно? Попробуйте то, что работает уже сейчас, это удобно и быстро. Являетесь пиратом? Что ж, попробуйте найти другой способ заработка — пока вас не посадили в тюрьму.

Также по теме