0

Почему Call of Duty продается многомиллионными тиражами вопреки всему

Игорь Белкин рассказывает, как серии Call of Duty удается получать не лучшие оценки от прессы и при этом зарабывать миллионы. 

Почему Call of Duty продается многомиллионными тиражами вопреки всему

Миллиард долларов — ровно такая сумма фигурировала в отчете Activision о первом дне продаж Call of Duty: Ghosts. Сетевая общественность принялась бурно обсуждать случившееся. Одни радостно кричали, мол, король на коне, оценки по боку. Другие — традиционно схватились за голову и продолжили задаваться вопросом, когда же это прекратится, да где же этому конец.

Для начала, немного снизим накал — миллиард долларов, как уже отмечалось, — это не продажи в первый день, а стоимость копий, отгруженных в магазины. То есть, Activision подготовилась и отдала в торговые точки дисков столько, чтобы хватило сразу всем. При этом сомневаться в том, что пресловутый миллиард, а скорее всего, гораздо больше, Call of Duty: Ghosts заработает без особых усилий, не приходится ни на секунду. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит. Сразу скажем: нет, дорогие фанаты Battlefield, объяснение гораздо сложнее утверждения «Потому что вы все ничего не понимаете в играх».

Шесть лет назад Call of Duty хоть и была уже заслуженной игровой серией, но о ее нынешнем культовом статусе речи не шло в принципе. Рынок шутеров был богат и разнообразен: на пике моды были игры про Вторую Мировую, и за кошельки геймеров с переменным успехом боролись Medal of Honor, Brothers in Arms и та же Battlefield 1942. В то же время, на поляне современных милитари-шутеров тоже пусто не было — эту нишу в тот момент оккупировали всевозможные игры «от Тома Клэнси». Ровно в этот момент Infinity Ward почувствовала, что публика уже чертовски устала от исторических перестрелок, и хочет что-нибудь еще. По старинке выехать не получится, при такой-то конкуренции. В итоге получилась Modern Warfare.

Почему CoD: MW стала настолько успешной, можно рассуждать часами. Тут и блестящая одиночная кампания, практически идеальная как с точки зрения геймплея, баланса, разнообразия, так и с точки зрения драматургии и режиссуры. И, самое главное, многопользовательский режим, на годы изменивший расстановку сил на рынке шутеров. Теперь вопрос — почему именно Modern Warfare, а не кто-то еще?

Ответ кроется в одном слове: доступность. Произошло это благодаря тому, что Modern Warfare была понятна любому, кто за нее брался. Даже дети, в первый раз в жизни взявшие в руки мышку или геймпад, имели отличные шансы убить пару человек в мультиплеере — и этого для счастья было более, чем достаточно. Как в свое время Counter-Strike вытеснил в игровых клубах Quake III, так и Modern Warfare сожрал заживо все игры, что вышли в тот период — на Xbox 360 игра даже обошла по популярности Halo 3, чьи позиции считались несокрушимыми. Абсолютно понятно, что новички не могли составить опытным игрокам конкуренции несмотря на всю доступность игры, но все равно они не заканчивали матчи в «нулях».

Собственно, на этом позиционировании, согласно которому в нашей игре абсолютно любой человек — годный к бою солдат, и строится маркетинговая стратегия Call of Duty в последние годы. И, как мы можем видеть по данным продаж, она блестяще работает.

Уже много лет Call of Duty — не про дизайн уровней, шейдеры, «графон» и прочие вещи, которые в большом почете у истинных ценителей игр. «Колда» — это ежегодный аттракцион со взрывами и выстрелами, отличный способ провести время с друзьями, без дополнительной (и в данном случае — излишней) смысловой нагрузки. Эта мысль далеко не нова, но Call of Duty для сбережения нервов и количества ругани в интернете уже несколько лет пора начать воспринимать точно так же, как и серию FIFA.

Смотрите сами: год от года игра толком не меняется. Мелкие нововведения преподносятся как очередная революция и прорыв — а чем собака в Ghosts хуже новой системы финтов в FIFA 14? Да ничем. Просто к FIFA за 20 лет все привыкли, а от Call of Duty продолжают требовать того, чего этой серии при ее нынешней, сверхуспешной модели маркетинга, не нужно. Делать обзоры что FIFA, что CoD — неимоверно скучно и тяжело, потому что тебе приходится писать один и тот же текст шестой год подряд, пытаясь найти для этого новые слова.

Доступность доступностью, но почему год от года продажи так высоки, хотя ничего не меняется, и даже в этом году, при рекордно низких оценках Ghosts, с банковским счетом Activision все будет в порядке? Этому тоже есть объяснение, которое лежит вовсе не в плоскости шейдеров, движков, инноваций и геймдизайна.

За 6 лет Call of Duty стала больше, чем игрой. Сегодня CoD — это культурный феномен, это товар народного потребления. Это электрочайник от мира видеоигр. Или, если точнее — смартфон. Потребитель, приходящий в магазин за новой моделью смартфона, точно знает, что его ждет. Почти то же самое, что и год назад, — но ровно это потребителю и нужно.

Текст: Игорь Белкин, Lenta.ru

Также по теме