0

10 лучших игр для Atari 2600

10 лучших игр для Atari 2600

По сравнению с великолепно сохранившейся NES-классикой или ранними PC-играми библиотека Atari 2600 не выдержала испытания временем.

В играх для Atari зачастую приходится домысливать не только картинку, но и геймплей. Запустив The Texas Chain Saw Massacre или Custer's Revenge на эмуляторе (http://stella.sourceforge.net), удивляешься не тому, что это первый survival horror или первый эротический симулятор, а тому, что это шевеление слабо попискивающих пикселей на экране когда-то вообще считалось игрой.

Тем не менее, мы отобрали десять самых достойных представителей платформы — тех самых игр игр, чей след без труда прослеживается даже в современных блокбастерах.

Yar's Revenge

Atari, 1982

Yar's Revenge — лучшая игра для Atari 2600 и прототип всех без исключения психоделических аркад, шутеров и экшенов (от Rez до Hotline Miami).
Наш несколько креветкообразный космический корабль нападает с левой стороны экрана, ну а справа находится враг: абстрактное коричневое поле с мерцающей пирамидкой. Изображение слегка скроллится вверх и вниз.
Самый высокотехнологичный элемент игры — полоса сине-зеленых помех на середине экрана. Влетев в нее, ваш корабль становится неуязвимым для вечно преследующей его маленькой мерцающей торпеды. Графика и звуковые эффекты Yar's Revenge до сих пор смотрятся безупречно — особенно взрыв, опаляющий весь экран после успешного уничтожения враждебной пирамидки.
На свет игра появилась практически случайно — разработчику Говарду Скотту Уоршоу было поручено портировать с игровых автоматов векторный хит Star Castle. Уоршоу сумел убедить начальство Atari в том, что нормального порта не выйдет, и проще отказаться от лицензии и выпустить оригинальный шутер. «Представляете, если бы в наши дни разработчик пришел к боссам с таким предложением!» — со смехом вспоминал Уоршоу в интервью.

Combat

Atari, 1977

С Combat берут свое начало Call of Duty, Battlefield и прочие современные онлайновые шутеры. Это самый распространенный в природе картридж для Atari — одна из девяти игр из стартовой линейки консоли. В игре доступны 27 видов «дефматча», большинство из которых выглядят как поединок синего и красного танчиков на зеленом фоне. Система использования укрытий в игре есть — танкетки прячутся друг от друга за стенами рудиментарного лабиринта. В наиболее экстремальных вариациях танки перекидываются снарядами, словно биты Pong, или становятся невидимыми и охотятся друг за другом наощупь, будто две субмарины или клингонские корабли в Star Trek. Остальные игровые режимы посвящены боям самолетиков: один игрок управляет гигантским символическим бомабардировщиком, другой — сразу тремя не менее символическими истребителями.


Vanguard

TOSE / Atari, 1981

Изящный скролл-шутер со стрельбой в нескольких направлениях — единственный пример японской игры, портированной на Atari 2600.
Геймплей очень быстрый, отточенный на игровых автоматах: наш самолетик летит по извилистой кишке, отстреливаясь от других самолетиков. Первый уровень летим слева направо, второй — снизу вверх... Игра предвосхищает собой целую линейку классических японских скролл-шутеров (LifeForce, R-Type), в то время как возможность стрелять в четырех направлениях напоминает о современных инди-аркадах для Xbox Live (Geometry Wars).
Наконец, последний — третий — уровень представляет собой битву с самым настоящим гигантским боссом, чего на Atari 2600 не встречается вообще никогда. Босс — сильно пикселизированный снеговик, подозрительно похожий на Зефирного человека из «Охотников за привидениями».
Также Vanguard известен совершенно потрясающим рекламным роликом.

Frogs and Flies

Mattel, 1982

В наше время эта игра прекрасно смотрелась бы в виде казуального хита для iPhone и iPad. Даны две лягушки — зеленая и красная, — очень неплохо (для Atari 2600) нарисованное болото и пролетающие над ним трепещущие пиксели-комары. Игра для двоих: нужно прыгать и ловить комаров языком, кто больше поймал — победил. Сначала все предельно бесхитростно — потом распахиваются тактические глубины с различной высотой полета комаров и скоростью прыжка, и безобидное времяпрепровождение превращается в яростную дуэль.
Подчеркнутый инди-минимализм разработки и умилительные лягушки заставляют вспомнить современные Cut the Rope и Angry Birds. Ничего лишнего во Frogs and Flies нет — поэтому игра ничуть не устарела и для полного счастья нуждается разве что в онлайновом мультиплеере.

Pitfall!

Activision, 1982

Pitfall! — один из первых примеров third party игр для чужих консолей. Activision открыла тему Tomb Raider, Uncharted и прочих экшенов от третьего лица в ярких экзотических сеттингах, изобретя Питфола Гарри и забросив его в дремучие джунгли.
Питфол Гарри — первый узнаваемый персонаж на домашней консоли. В то время как в других играх для Atari 2600 по экрану слоняются колобки, кренделя и аморфные скопления пикселей, в Pitfall! в центре внимания — вполне человекоподобный герой в зеленой рубашке. Он качается на лианах и прыгает по крокодилам, перемещаясь по сложной системе экранов. Пока не кончилось время игры (двадцать минут), нужно найти тридцать два сокровища (мешки с деньгами, кольца, слитки), не попав при этом под катящееся бревно, не поцеловавшись со скорпионом и не утонув в зыбучем песке.
Это не серия мини-игр на тему тропического леса, как в вышедшей в том же году Jungle Hunt, а связное и кинематографичное приключение в духе Индианы Джонса... личностью которого образ Питфола Гарри был явно навеян.

Star Wars: Empire Strikes Back

Parker Brothers, 1982

Star Wars: Empire Strikes Back — первая в истории игра по лицензии «Звездных войн», и уже только за это она была обязана попасть в наш список.
Во многом это клон популярной на игровых автоматах аркады Defender: самолетик в виде сбоку, бесконечно закольцованный экран, возможность лихо скользить по поверхности планеты... Но в Empire Strikes Back перед нами не простой самолетик, а лэндспидер Люка Скайуокера, а вместо летающих тарелок из Defender на нас наступают ритмично ковыляющие боевые машины AT-AT.
Поначалу ходячие машины кажутся практически неуничтожимыми — нужны сорок восемь попаданий! Но тут на грозном силуэте начинает мигать одинокий пиксель — люк, одним выстрелом в который удается уничтожить врага...
И на саундтреке — также впервые в истории видеоигр! — вступает заглавная тема из «Звездных войн».

 

Adventure

Atari, 1979

В конце 70-х молодой американский разработчик Уоррен Робинетт в поисках идей для своей второй игры (первой была простенькая гонка Slot Racers) забрел в Стэнфордскую лабораторию искусственного интеллекта. На университетском мэйнфрэйме он увидел Colossal Cave Adventure (1976 г.) — первый в истории текстовый квест. Изготовленная Робинеттом версия Adventure для Atari не имеет отношения ни к квестам, ни к спелеологии. Нет там и знаменитой фразы «вы видите перед собой лабиринт узких извилистых туннелей». Там вообще нет текста.
Это набор более или менее случайных объектов (ключ, чаша, меч, дракон в форме пиксельного кренделя) и никак не согласованных друг с другом лабиринтов, по которому движется... курсор. Да-да, героя в Adventure нет, только квадратик-аватар. Тем не менее, перед нами первая игра для Atari 2600, в которой не нужно стрелять, прыгать или уворачиваться от вражеских снарядов.
Что все-таки там нужно делать? На этот вопрос без мануала вам не ответит и сам Уоррен Робинетт.

Breakout

Atari, 1976

Breakout — первая однопользовательская казуальная игра, на 8 лет опередившая Tetris. По просьбе руководителя Atari Нолана Бушнела молодые американские инженеры Стив Джобс и Стив Возняк построили версию Pong, в которую можно было бы играть с одной ракеткой. Роль второго игрока исполняет стена разноцветных кирпичей, которую можно крушить в свое удовольствие.
Домашняя версия Breakout мало чем отличается от оригинального автомата-прототипа, собранного Возняком на цифровых микросхемах низкой степени интеграции. Радужные кирпичи, розовая бита, подозрительно угловатый шарик...
О скромном гении Возняка напоминают неукротимо нарастающая скорость движения шарика (скорее, квадратика) и простая человеческая радость, возникающая при наблюдении за вброшенным во вражеский тыл шариком. Ладно, квадратиком.

Kaboom!

Aсtivision, 1981

На первый взгляд более примитивную игру себе трудно представить даже на Atari 2600. Зеленый фон, вверху экрана — террорист, сыплющий бомбами, внизу — постройка из весьма символических корзин для их ловли. Скорость падения бомб нарастает, конфигурация падающих бомб и ритм ловли меняются... Рано или поздно первая бомба упадет на землю — и с вас снимут одну корзину.
Все дело в том, что в Kaboom! нужно играть при помощи специального реостата-катушки Paddle — первого домашнего аналогового контроллера.
Катушка нужна для плавного перемещения корзины — и когда скорость игры достигает восьмого, самого безумного уровня, сверхточность управления и гипнотическая ритмичность падения бомб превращают Kaboom! в одну из самых медитативных и всепоглощающих игр в истории. Перед нами прототип ритм-игр со специализированными контроллерами (Guitar Hero, Rock Band), для погружения в который нужны не только цветомузыкальные эффекты, но и физическое ощущение рукоятки реостата под пальцами.

Berzerk

Stern Electronics / Atari, 1976

Первый в истории стелс-шутер, хорошо известный вам по PC-клону под названием Shamus. Но именно оригинал на Atari 2600 открывает дорогу Thief, Hitman и прочим играм, в которых нужно сначала думать, потом прятаться, а уже потом стрелять.
Синий лабиринт, расставленные по нему разноцветные фигурки человекоподобных роботов-часовых... Главный герой — статная розовая фигурка — крадется по лабиринту, стреляя в восьми направлениях. Зачистив один лабиринт, переходим к следующему.
Игра — если судить по арту на коробке и общей эстетике лабиринта — вдохновлена фильмом "Трон" (по которому на Atari вышло две отдельных игры), но перед нами самый настоящий стелс-шутер. Надо толково использовать укрытия, избегать соприкосновения с со стенами (иначе героя убьет электрическим током), знать радиус действия и образ поведения каждого часового и — самое главное! — успевать убежать с экрана, когда за вами погонится неубивамая и подпрыгивающая ухмыляющаяся физиономии.

* * *

99% библиотеки Atari 2600 —  игры, портированные с игровых автоматов (хорошие версии Defender и Asteroids, плохая версия Pac-Man). Найти что-то оригинальное среди всего этого практически невозможно — да и из немногих эксклюзивов разве что многопользовательские безделушки вроде Frogs and Flies способны в наше время вызвать одобрительную ухмылку.

Yar's Revenge — единственный бесспорный шедевр, в который есть смысл играть на эмуляторе. В Kaboom! и прочие хиты поздних 70-х и ранних 80-х нужно играть на физической платформе, с аутентичным контроллером в руках. Тогда примитивнейшие световые и звуковые эффекты и неудобный джойпад в руках превращают игру на Atari 2600 во взаимодействие с виртуальной реальностью на самом низменном, первобытном уровне.

Также по теме