0

Рецензия на Beyond: Two Souls

Рецензия на Beyond: Two Souls

Молчаливая девочка Джоди (Эллен Пейдж) с самого детства привыкла к уединенному образу жизни без друзей и даже родителей. Причина — в бестелесном призраке по имени Айден, с которым героиня связана с рождения. Из-за него Джоди еще в дошкольном возрасте поместили в специальную клинику и под присмотром доктора Доукинза (Уиллем Дефо) начали проводить бесконечные научные эксперименты с целью понять, как устроен мир Айдена. Появление столь ценного экземпляра на Земле повлекло за собой определенные последствия: девочкой заинтересовались в ЦРУ. Спецслужбы быстро превратили ее из стеснительного ребенка в агента для выполнения секретных операций по всему миру.

Иcторию Джоди, охватывающую 15 лет ее жизни, авторы Beyond: Two Souls показывают кусками, произвольно вырывая события из ее прошлого и настоящего. «Рваное» повествование сбивает с толку игрока (зрителя), чтобы тот ни в коем случае не догадался, что ждет его в финале. Хитрость, уместная в детективах с непредсказуемыми развязками в стиле Агаты Кристи или в многофигурных произведениях с несколькими центральными персонажами, в прямолинейной Beyond: Two Souls оказывается не более чем модным приемом, который вконец запутывает и без того не слишком стройный сюжет игры.

Наваливая друг на друга грустные эпизоды из мрачноватого детства Джоди, эффектные погони и бесконечные схватки с потусторонними существами из взрослой жизни, Quantic Dream не дают игроку толком разобраться в истории и характерах персонажей. Тех мгновений, когда Beyond: Two Souls снижает темп и предлагает оглядеться, посмотреть на героев под другим углом, узнать их поближе, попросту не хватает на всю игру. Для сравнения, в прошлой игре Кейджа, Heavy Rain, встречались эпизоды, на эмоциональном уровне стоящие десяти часов прохождения Beyond.

Авторам не мешало бы в какой-то момент остановиться и привести свою игру в порядок, но то ли из-за творческой свободы, то ли из-за неиссякаемой веры в свои силы, они продолжили с разбегу наступать на все грабли подряд. Например, стало окончательно понятно, что Кейджу ни в коем случае не стоило лезть в паранормальные истории (мы до сих пор помним, чем закончился Fahrenheit) — с ними связаны худшие эпизоды Beyond: Two Souls. Многие сюжетные линии в игре либо ведут в тупик, либо просто замалчиваются (почему Айден не может вселяться в каждого человека — до сих пор загадка). Beyond: Two Souls похожа на огромный, дорогой черновик, из каждой главы которого вырвали несколько важных частей — всего, напомним, сценарий игры насчитывает около 2000 страниц.

Появление Айдена в игре также вызывает много вопросов. Никаких более-менее внятных головоломок или игровых механик (за исключением сцен, когда надо вселяться в других людей), наличие призрака в Beyond не приносит, но каждое переключение между Джоди и Айденом, особенно в эпизодах, рассказывающих о детстве главной героини, рвет и без того еле осязаемый ритм повествования. К тому же авторы ошибочно это поощряют: некоторые, скажем так, важные предметы на уровне можно найти только с помощью призрака — и это вновь и вновь тормозит историю настолько, что даже самых непоколебимых поклонников Кейджа может слегка укачать при прохождении.

Из достоинств Beyond: Two Souls можно отметить визуальный ряд, но с некоторыми оговорками. Выглядит новая игра Quantic Dream действительно впечатляюще, но почему-то только в эпизодах с повзрослевшей Джоди. В детских зарисовках единственным полигональным объектом, к которому нет никаких претензий, предсказуемо оказывается фигура артиста Дефо, мастерски делающего свою работу даже в формате видеоигры.

Также Beyond: Two Souls авторы переделали схему управления, сделав ее более интуитивной. Теперь, помимо классических QTE-механик с нажатием клавиш в определенный игрой момент, многие действия в Beyond: Two Souls выполняются при помощи правого стика. Это добавляет динамики в экшен-сценах: тогда картинка замедляется и все, что вам нужно сделать — отклонить стик в нужную сторону относительно главного героя на экране. Другое дело, что с первого раза угадать нужное направление удается не всегда; плюс ко всему, в игре осталась неизменной система укрытий, на которую мы жаловались после E3, ужасная стрельба и постоянно спотыкающаяся о декорации героиня. Последнее обстоятельство особенно раздражает в динамичных сценах, когда на счету буквально каждая секунда.

После выхода Beyond: Two Souls репутация Дэвида Кейджа — любимца публики и одного из главных геймдизайнеров современности — если и не будет запятнана, то точно войдет в крутое пике, из которого французу придется выбираться в следующие несколько лет. Впервые в своей карьере Кейдж оказался бит на своем собственном поле: в его новой работе отсутствует главное — фирменный почерк автора, те самые эмоции, о которых он с упоением рассказывает в каждом интервью. Без необходимого для его игр топлива, приключения Джоди и Айдена превратились в банальную и скучную драму про параллельные миры и жизнь после смерти с лобовыми цитатами из классики и предельно странным управлением.

Ситуация с Sony, давшей полную творческую свободу Кейджу при создании Beyond: Two Souls, напоминает Голливуд 70-х, где подобное раздолье закончилось вполне предсказуемыми последствиями: жесткими восьмидесятыми, когда бывшие гении — Скорцезе, Коппола, Фридкин — снимали кино только для того, чтобы расплатиться с голливудскими продюсерами за творческие эксперименты юности. Возможно, после Beyond: Two Souls Кейджа и его студию ждет примерно та же участь. Если три года назад, после выхода проникновенной Heavy Rain, продюсерский надзор за творчеством Quantic Dream выглядел как минимум преступлением перед всей игровой индустрией, то сейчас такой вариант уже не кажется худшим развитием событий.

Beyond: Two Souls в продаже в России с 9 октября для PlayStation 3.

Система оценок Gmbox

Также по теме

Также по теме