0

iOS 7: болезнь роста

iOS 7: болезнь роста

Сегодня Apple выпустит самую противоречивую версию своей мобильной операционной системы — iOS 7. С момента ее анонса 10 июня публика все никак не может успокоиться: одни рассказывают, что в Купертино снова переизобрели мобильные ОС и революционизировали интерфейсы, другие — что главный дизайнер компании, британец Джони Айв, слушал слишком много хауса и переборщил с кислотными красками, и iOS 7 выглядит отвратительно. В интернете даже появился сатирический блог Jony Ive Redesigns Things — как бы вы ни относились к внешнему виду новой мобильной ОС от Apple, вы вряд ли поспорите с тем, что это смешно.

Как это часто бывает, общественное мнение вешает ярлыки не глядя — например, считается, что единственным заметным нововведением iOS 7 является смелый дизайн. Разумеется, это не так — в новой системе большое количество изменений и улучшений в функционале, которые призваны сделать жизнь проще и приятнее.

Так давно ожидаемый многими Control Center позволяет переключать WiFi, Bluetooth, «Авиарежим» и даже фонарик из любого экрана ОС, в том числе разблокировки — теперь не нужно за всем этим тащиться в меню настроек. Переделанный центр уведомлений больше похож на полезный сервис для планирования своего расписания на день, чем на свалку мусора от сторонних приложений, как это было в iOS раньше. Огромная коллекция ваших фотографий теперь автоматически сортируется по неделям, месяцам и даже годам, а также локациям, где снимки были сделаны, чтобы в ней можно было хоть что-нибудь найти. AirDrop позволяет сходу обмениваться файлами с людьми, находящимися поблизости, через WiFi или Bluetooth без всяких предварительных настроек. App Store отныне показывает приложения, актуальные для конкретных локаций — скажем, прилетаете вы на отдых с семьей в Рим, заходите в магазин приложений, а там вас услужливо ждет пара программ-гидов по местным древним руинам и карта метро впридачу.

Очень важная функция новой iOS — расширенная многозадачность. Если раньше только небольшое количество приложений могли функционировать «в фоне», пока вы работали в других программах на вашем iPhone, iPod touch или iPad (например, продолжала играть музыка), то теперь равный доступ к ресурсам системы получат все. В Android это было давно, что нещадно сажало заряд батареи; Apple же уверяет, что их решение гораздо элегантнее, экономит заряд и будет обновлять статус приложений только тогда, когда ваше устройство подключено к WiFi (а не ломится сквозь сети мобильных операторов) или когда вам это нужно. Скажем, если вы читаете вашу ленту Twitter каждые два часа, соответствующее приложение будет стараться в фоновом режиме обновлять ленту ровно к тому моменту, когда вы в следующий раз возьмете телефон или планшет в руки.

Еще одной ключевой особенностью iOS 7 стало iTunes Radio — ответ Apple на множество стриминговых сервисов для прослушивания музыки, вроде Pandora или Spotify. Прямо в музыкальном приложении на вашем устройстве вы можете выбрать любую песню, исполнителя или жанр и попросить iTunes соорудить радиостанцию, играющую похожую музыку. Учитывая невероятную музыкальную базу в распоряжении Apple (более 28 миллионов треков) вы наверняка откроете для себя много новых исполнителей – собственно, именно помощь в поиске свежей музыки и является целью iTunes Radio. Непонравившиеся песни можно (в ограниченных количествах) проматывать, понравившиеся – покупать и добавлять в свою старомодную локальную коллекцию. Загвоздка лишь в том, что на старте iOS 7 этот сервис доступен только в США, и пока не добрался до России.

Итак, очевидно, что новая мобильная операционная система от Apple представляет целый ворох новшеств. Тем не менее, в чем-то общественное мнение право; iOS 7, конечно, интересна не только одним лишь новым дизайном, но именно этот самый дизайн — а не функциональные примочки — является водоразделом.

iOS 7 выглядит и ощущается как ультра-современная, местами даже футуристическая система. Теплые и ламповые, уютные иконки приложений насупились, похолодели и колются едкими цветами. Отклеенные от фонового рисунка, с каждым наклоном или поворотом устройства они «плывут» по экрану — создается ощущение многослойности и объемности системы, местами головокружительное. Усиляют ощущения полупрозрачные панели (например, Control Center), сквозь которые угадываются силуэты иконок и изображение рабочего стола. Таким образом, меняя только лишь «обои», вы варьируете цветовое оформление и настроение всей системы — безусловно, тонкий и элегантный дизайнерский ход. iOS 7 аддиктивна в тактильных ощущениях, которые дает: панели безупречно отскакивают от краев экрана, как настоящие, каждый элемент интерфейса имеет реальную физическую модель (вес, плотность), просчитываемую системой; со всем этим безумно увлекательно играться –—не зря разработкой интерфейсов новой системы, по слухам, занимались люди с видеоигровым прошлым. 

Джони Айв давно питает ненависть к излишним деталям — сначала он довел до совершенства минимализм в Apple’овском промышленном дизайне (ни одной лишней грани, ни одного ненужного угла в ваших iPhone или Macbook), а теперь провернул то же самое и с iOS. Богатые текстуры, внешне напоминающие настоящие материалы из реального мира — дерево, пластмассу, сукно, бумагу, — были нещадно вымараны из новой ОС, уступив место холодной и суровой абстракции. Теперь больше никакого зеленого стола в Game Center или неровного почерка в «Заметках» — только ослепительный белый фон и идеальная машинная типографика.

В столь радикальной смене графического дизайна кроется главный риск, на который пошла Apple ради осовременивания своей операционной системы. Старая iOS могла казаться слегка устаревшей и простоватой, но она была уютной и понятной даже вашей маме или бабушке — а это, на минуточку, одна из главных целевых аудиторий iPhone и iPad. Кожаный переплет календаря, о который вытерли ноги все самые умные критики от дизайна, напоминал старшему поколению о предметах из реальной жизни, которые виртуальный аналог эмулирует. В iOS 7 ничего этого нет: система выглядит элегантной, стильной, космической, но со всем этим болезненно абстрактной — в первую очередь для тех людей, кто с технологиями по-прежнему на «вы». В ближайшие дни и недели всех нас ждет примерно одинаковое развлечение: нужно будет рассказывать шокированным родственникам, что случилось с их устройствами и почему все стало таким странным, чужим и слишком модным. Проверка «мамами» — главное испытание, которое предстоит пройти iOS 7, и если новая система не выдержит этот экзамен, Джони Айву, возможно, придется сменить пластинку с хауса на нечто более мелодичное.

В Apple, конечно, понимают, на какой риск идут, и всячески стремятся облегчить переход пользователей на новый дизайн. За абстракцией и футуристичностью скрывается привычная операционная система — работают все те же жесты, никуда не исчезли иконки приложений. Кроме того, местами минимализм откровенно идет на пользу удобству работы: например, ранее малопонятные новичкам иконки кнопок кое-где сменились текстовыми надписями («Редактировать», «Поделиться» и т.п.). К счастью, в системе так и не появились никчемные виджеты или элементы интерфейса, пугающие всех, кто в первый раз берет в руки устройства на Android — так что, если не считать смены настроения, iOS остается все такой же удобной. Но встречать ее будут «по одежке», а современную моду способны оценить не все.

iOS 7 — такая новая, но такая понятная. Абстрактная, холодная, минималистичная — но прекрасная и притягательная. Пугающая, даже отпугивающая — но футуристичная. Сегодня мы станем свидетелями того, как Apple хватает за шкирку тепло устроившегося, завернувшегося в клетчатый плед, сытого и разомлевшего пользователя и опускает его в живительное, но холодное и глубокое озеро новых возможностей. Весь вопрос лишь в том, не утонет ли в нем кто-нибудь.

Также по теме

Также по теме