0

Вид сверху. GTA: Chinatown Wars

Вид сверху. GTA: Chinatown Wars

Создатель Grand Theft Auto Дейв Джонс однажды сказал, что не имел в виду «ничего такого», придумывая первые игры серии. В его представлении это была игра вроде Pac-Man, где главный герой ездит на желтой машинке, а вместо призраков — полицейские. Вид от третьего лица и голливудские стандарты принесли в серию братья Хаузеры, но Джонс все равно лукавит:  идея GTA даже в самых общих чертах отличается мощным социальным подтекстом. Тот же Джонс в другом интервью вспоминал, что когда GTA еще называлась Race’n’Chase, всем стало понятно, что главный герой должен быть бандитом. «Никто не хотел играть за копов», — сетовал он и затем находил разумное оправдание тому, почему игра за полицейских — вообще не лучшая идея: если даже если речь идет о погоне, полицейские не могут себе позволить срезать путь по тротуарам или через парки. Зато преступники номинально могут позволить себе все — и задача GTA с самых первых частей состоит в том, чтобы позволить себе как можно больше. Но «ничего такого», конечно, не подразумевается.

Я люблю первые части GTA — остальные, понятно, во много раз лучше и подробнее передают суть происходящего, но первые впечатления от открытого для рукотворного беспредела городского ландшафта не сравнить ни с чем. Систематический угон и торговля ворованными авто, разборки с местными ОПГ, эпические драки с кришнаитами, — даже схематичной графики первых частей хватало, чтобы понимать всю новизну и крутость происходящего. Благодаря этой же схематичности (а также игре Postal, взявшей на себя больший удар в то время) до GTA в свое время не стали особо докапываться правозащитники, а когда спохватились, любые наезды были уже неуместны. Плюс ко всему, схематичность графики соответствовала схематичности игрового процесса, допускавшего кучу условностей (многие дожили до наших дней) — где еще можно отсидеться во дворе, взорвав десяток полицейских машин? Играть в классические части GTA сегодня на полном серьезе сложно, но полезно знать две вещи. Первая: как бы Дейв Джонс не принижал достоинства своих задумок, без них GTA не выросла бы в лучшую-игру-в-мире, каковой сейчас готовы за глаза прозвать многие любую номерную часть — так было с GTA IV, так есть с GTA V. Вторая: как бы не изменили игру братья Хаузеры, старый вектор развития серии, с видом сверху, тоже имел свои прелести и не был тупиковым. Убедиться в этом можно благодаря GTA: Chinatown Wars — самой необычной игре серии, вышедшей на портативных консолях в 2009 году.

В отрыве от сюжетных коллизий основное занятие в Chinatown Wars — наркоторговля. Приторговывать в GTA приходилось с самых первых частей, но тут действует совершенно иной подход с серьезной экономической подоплекой. Каждая банда имеет свои предпочтения в веществах: ямайцы торгуют травой и предпочитают экстази, которого завались у барыг, что работают на «триады» — им же можно задорого продавать героин, а русские предпочитают кокаин, который выгоднее всего покупать и испанцев, и так далее. Географией дело не ограничивается: спрос на те иные вещества постоянно падает или растет, а обстановка в районах постоянно меняется от спокойной к криминогенной — все эти факторы нужно учитывать, сверяясь с графиками в своем наладоннике или просто проезжая по улицам города.

Казалось бы — смотри карту, следи за спросом и предложением, гоняй из точки «а» в точку «б», и умножай свой капитал. Но работать на улице не так просто, и дело не только в том, что никто не застрахован от облавы на ровном месте. Мало того, что полиция не дремлет, ее просто-напросто много — намного больше, чем мы привыкли видеть в двухмерных городах GTA. Любое неловкое движение — и у нас на хвосте висит пара машин, а ведь в багажнике очередной ценный груз! Намерение по-быстрому сгонять в соседний квартал и обратно в итоге оборачивается тем, что ты на полной скорости, сменив уже три авто, сбивая фонарные столбы и прохожих,  удираешь от целого эскадрона с мигалками и даже вертолета. Чтобы успокоить разбушевавшуюся систему, нужно не только грамотно уйти от погони, но и отсидеться, а заодно проверить почту — кто там следующий на очереди?

Второй экран в версии для DS служил не только карманным компьютером, но и открывал герою недоступные ранее уголки. Например, помойки.

Такие перипетии идеально вписываются в портативно-мобильный формат Chinatown Wars: за десять минут здесь можно взорвать несколько кварталов, поднять на уши всю полицию в округе, решить пару вопросов по работе и удалится в свое логово — считать прибыль. И это не считая сюжетных заданий и прочих челленджей — например, в любой момент можно угнать «скорую» и начать спасать жизни. А не забирать их, торгуя понятно чем.

Кроме прочего, в Chinatown Wars была куча приятных мелочей, круче всего реализованных на Nintendo DS: второй экран служил не только карманным компьютером героя (двухмерная GTA с GPS-навигатором!), но и полем для простейших мини-игр. Угнать машину, на ходу выкинув из нее хозяина уже сложнее — полиция на каждом шагу — поэтому искать авто стало удобнее по дворам, орудуя отверткой и проводами с помощью стилуса. Или так же вспарывать обшивку в пассажирской двери, где спрятан товар; или долбить пальцем по экрану, выбивая лобовое стекло — если очередная погоня закончилась нырком с моста. 

В общем, отличная была игра. И учитывая нынешнюю политику Rockstar, уже давно ушедшей от экспериментов с платформами, вероятно, первая и последняя в своем роде.

GTA: Chinatown Wars можно приобрести в PlayStation Network и в App Store.

Также по теме