0

Рецензия на Etrian Odyssey IV: Legend of the Titan

Рецензия на Etrian Odyssey IV: Legend of the Titan

В абсолютно любой JRPG самая важная составляющая — это боевая система. Можно нарисовать каких угодно персонажей, написать три тома сценария и вложиться в самые красивые CG-ролики, но если боевая система не сбалансирована, скучна, слишком сложна или попросту неинтересна, то никто и никогда не будет играть в эту JRPG. При этом стоит уточнить, что жанр развивался как раз от противного: от простых dungeon crawler’ов, в которых требовалось собрать, прокачать и по максимуму экипировать команду, до «press x to complete Final Fantasy XIII». Таким образом, в угоду молодым геймерам, или тем, кого принято считать «широкой аудиторией», концепция dungeon crawler постепенно забывается и отходит на второй план. Но только не в Etrian Odyssey. Здесь это поставлено во главу всего — и остальные детали оказываются не более, чем помехами.

Etrian Odyssey IV предлагает потратить как минимум сорок часов вашего времени на следующую программу развлечений: сначала вы создаете команду искателей приключений, выбирая из семи базовых классов (воин, танк, лекарь, маг, лучник и так далее, причем для экспериментов доступно аж тридцать слотов), затем получаете в свое распоряжение корабль, после чего тратите все свободное время на зачистку подземелий и сражение с боссами. Предварительно игра предложит выбрать уровень сложности, и вот тут не стоит изображать из себя гуру (даже если вы прошли Dark Souls). Так называемый Casual не так уж сильно облегчает жизнь, но хотя бы позволяет не рвать на голове волосы после того, как за шаг до выхода из очередного лабиринта команду предательским ударом выносит какая-нибудь розовая крыса. После смерти пожалевшие себя товарищи просто возвращаются в город, а не загружают сохранение. Слот для сохранения, к слову, есть только один. Как и положено.

Здесь нет сценок на движке, долгих диалогов за жизнь и про устройство мира, а персонажи обезличены — это не более чем юниты с красивыми портретами в стиле аниме, а все их действия комментирует невидимый рассказчик. Позднее, по мере продвижения по карте и совершению ряда, кхм, географических открытий, сюжет подкинет пищу для размышлений, плюс время от времени будут появляться персонажи с тремя строчками текста в запасе. Но и только. Никакой озвучки, никаких развернутых объяснений о том, «зачем» и «почему». Вы пришли в город, вы ищите приключений, вам кратко объяснили, что для этого нужно и тут же выдали первое задание. Ничего больше, честное слово, для счастья и не требуется.

Это карта.

Etrian Odyssey IV пошаговая боевая система со случайным расположением врагов на карте. Есть нюансы: так называемые лабиринты разбросаны по карте мира, а перемещение по ней ограничивается не только невозможностью расправиться с самыми сильными монстрами, но и специальными заданиями. Другими словами, самые крутые лабиринты нужно еще отыскать. После чего приготовиться сражаться за выживание: они огромные, очень хитро спланированы, и практически никогда не ограничиваются одним этажом. Если в задании написано, что монстр скрывается на втором этаже, будьте уверены, что придется добраться до третьего, а то и до четвертого. Плюс, на картах разбросаны возрождающиеся раз в виртуальные сутки боссы. Как правило, их нельзя просто взять и убить — они слишком сильны. А если потратить два часа и прокачаться, то выясниться, что просто так истреблять живность смысла мало. Боссы показаны на карте и ведут себя по-разному: кто-то бежит и прячется (но это значит, что перебив слабаков, есть риск нарваться на «опекуна», и вот тогда не поздоровится никому), кто-то проявляет агрессию только в ответ на наглые действия команды, а кто-то целенаправленно рыщет по лабиринту в поисках жертвы. Например, медведи, которые на самом деле полезны — убегая, можно заставить их ломать преграды из завалов срубленного дерева. Следует оговориться: как в любом японском dungeon crawler, каждый шаг вперед по коридору засчитывается за «ход». Фактически, и игрок, и боссы передвигаются по клеточкам – все очень схематично и легко просчитывается.

А это — экран прокачки героев.

Чем можно помочь игроку в dungeon crawler’е? Как минимум, удобной картой. В Etrian Odyssey с ней все в порядке: карта занимает весь нижний экран и автоматически на ней отмечается только пройденный путь, плюс важные вещи вроде столпов света (у них можно сохраняться или моментально возвращаться к город). Все остальные разметки должен оставлять игрок. Где двери, где лестницы, хитрый переходы, заблокированный путь, точки сбора материалов для кузницы. На карте можно также рисовать от руки и прокладывать маршрут для прокачки — то есть, выкладывать стрелочками дорожку, по которой команда будет двигаться автоматически. Поначалу все это кажется слишком сложным, но понимание того, что это в тысячу раз веселее заполнения контурных карт на уроках географии (а самое главное, что это действительно нужно для прохождения) приходит довольно быстро. Плюс, хардкорные фанаты жанра все равно рисовали бы что-то подобное в своих тетрадках.

Наконец, совершенно неожиданный поворот: музыкальное сопровождение Etrian Odyssey IV достойно того, чтобы заказать его отдельно в каком-нибудь японском интернет-магазине и слушать в любой непонятной ситуации. Динамики 3DS плохо справляются с классической музыкой, но здесь это как-то удалось правильно настроить. Часовые блуждания по лабиринтам сопровождаются приятной, расслабляющей мелодией, пением птиц, то есть, всем, что не дает отвлекаться по пустякам и позволяет сконцентрироваться на игре. Здесь это крайне важно: приходится держать в голове очень много деталей и спланированных действий, и если бы в этот момент уши сворачивались бы в трубочку от монотонного насилия над электрогитарой в японском стиле, сорок часов увлеченного прохождения пришлось бы сократить до блиц-просмотра игры на YouTube и GameFaqs.

Etrian Odyssey IV — идеальная портативная игра и один из лучших представителей жанра за последние несколько лет. Как бы ни хотелось иметь ее в коллекции на картридже, стоит задуматься о том, чтобы немедленно приобрести цифровую версию. Возвращаться к ней придется часто, а менять картриджи и таскать их постоянно с собой наверняка будет лень.

Etrian Odyssey IV: Legend of the Titan уже в продаже для Nintendo 3DS. 

Система оценок Gmbox 

Также по теме