СлавКрафт: Святослав Бочаров играет в StarCraft 2 | Online

0

Рецензия на Europa Universalis IV

Рецензия на Europa Universalis IV

Europa Universalis IV — новейшее пополнение в семействе, в которое когда-то входила одна-единственная настольная игра. Разработал ту игру француз Филипп Тибо — военный стратег-педант, популяризатор термина «малус» (антоним бонуса). Круг игроков в настольную Europa Universalis был узок: чтобы грамотно двигать по карте Европы фишки (армии), нужно было проводить зубодробительное количество вычислений, а среднестатистическая партия растягивалась на пару недель. В компьютерной адаптации Europa Universalis от шведов Paradox Interactive вычислениями занимается машина, а человеку остаются одни фишки. Таким образом,  круг ценителей EU удивительным образом расширился, так что автор оригинала Тибо очень ревниво отнесся к успеху шведов; шведы же успех закрепили, применив концепт EU в нескольких сериях стратегий. Как и в других играх Paradox Interactive — Crusader Kings, Victoria, или Hearts of Iron — в EU есть подлежащий завоеванию мир из сотен провинций, десятки ключевых для управления государством показателей, исторически корректные события и полотнища статистической информации. Отличается лишь время действия: за серией EU закреплен период с середины XV века по первую половину XIX.

Именно благодаря своему «ботанизму» Europa Universalis IV, как и ее предшественниц, можно назвать Dark Souls среди стратегий. Рациональных причин играть в EU [IV] нет: она пожирает время и не проявляет снисхождения к игроку. Чтобы освоить EU IV, лучше всего выбрать маленькую страну и приготовиться к тому, что ее будут многократно размалывать, пока вы будете преодолевать не самый низкий порог вхождения. Сначала придет понимание, что перспективная маленькая страна — та, которая окружена другими маленькими странами. Вы наловчитесь аннексировать соседей; затем научитесь делать это быстро (пока соседи не нашли себе сильных покровителей). Потом осознаете важность построения династических и военных союзов, научитесь стравливать державы-гиганты и отщипывать от них кусочки. И поймете, как важно не жадничать: можно ценой всех средств и кадров оккупировать большого противника, но при этом даже не суметь его аннексировать — потому что вы только что потратили нужную для заключения выгодного мира дипломатическую силу на апгрейд своего общества. Даже проглотив большую добычу, можно лопнуть. Во вроде бы усмиренной Англии выскакивает многотысячная армия повстанцев, связывающая все оккупационные силы; практически в тот же день в родном Коннахте, что в Ирландии, объявляется огромное войско еретиков-гуситов (!), марширующее под знаменем с сатанинской пентаграммой (!!).

Поганцы-французы заключили сепаратный мир с почти побежденной Англией и забрали почти все деньги из ее казны. Ирландцам пришлось брать провинциями (потенциально мятежными).

Europa Universalis IV, как и ее предки — упражнение в постановке задач и поиске разницы между мечтой и реальностью. Групп национальных идей, сильно влияющих на стиль игры — аж пятнадцать. Можно заточить свое государство под войну на суше и/или на море, торговлю, шпионаж, религиозную пропаганду, дипломатию, колонизацию (практически в любых сочетаниях). Есть региональные ограничения: главе Московского царства вредно мечтать о колонизации поросших хлопком и кофе берегов; развивать придется в первую очередь армию. Это не значит, что португальцем быть легче, чем русским: нельзя просто так взять и отплыть в Бразилию. У поселенцев есть предел «дальнобойности», поэтому нужны опорные базы. Например, ваша маленькая эскадра подплывает к островам Зеленого Мыса, где ее уже ждет большой пиратский флот. Когда вы возвращаетесь с подкреплением и топите морских бандитов, вас прельщает африканский берег. Колонист приживается на нем хорошо, а потом на ваш трехтысячный отряд выскакивают четырнадцать тысяч копейщиков из Малийской империи и творят с ним непотребство. На этом моменте вы либо выключаете игру, либо прикидываете, во сколько вам обойдется La Gran Conquista.

Говорить о нововведениях в Europa Universalis IV — дело неблагодарное. Игру лучше всего назвать «ярким примером итеративного дизайна» — и умыть руки. Понятнее стала система торговли; «ползунки», определявшие социальную и экономическую политику, ушли в прошлое; государства сильнее отличаются друг от друга на старте — докапываться к противникам и пакостить им стало проще. Наконец, появились новые типы отрядов (например, галеры). Однако революции в удобстве управления, легкости освоения и т.п. не произошло.

Графика EU IV намекает, что суть не в графике. Это традиция.

Но суть Europa Universalis не в удобствах, а в преодолении неудобств. В том, чтобы будучи каким-нибудь амбициозным типом (вроде Петра I), ломиться к какому-нибудь морю. Амбиции — мощный стимул к тому, чтобы задаваться вопросами «А как вот это сделать?» и «А почему у меня такого нет?». Какой уровень притязаний приветствует EU IV, легко понять по местным «ачивкам»: например, «Играя за вестернизированных ирокезов, выгнать европейских колонистов из Северной Америки». Кстати говоря, вестернизацию (переключение страны на европейские типы войск и быстрое развитие технологий) в EU IV осуществить гораздо проще, чем в EU III. Это тоже ради амбиций: моя Эфиопия, управляемая династией Рюриковичей, после реформ обязательно выдвинет претензии на московский трон. Потому что православие, Пушкин и вот это все. Наше все.

P.S. Странно, что никто еще не закатил скандал по поводу работорговли в EU IV. Дело в том, что она здесь не является опциональной национальной идеей или возможным разовым решением: рабы — в ряде провинций это такой же «натуральный» товар, как рыба, табак или шерсть. Впрочем, молчим, молчим…

Europa Universalis IV уже в продаже для PC, Mac и Linux (Steam, 699 руб.)

Система оценок Gmbox

Также по теме