0

Рецензия на The Bureau: XCOM Declassified

Рецензия на The Bureau: XCOM Declassified

По мнению многих историков, Холодная война между СССР и США рано или поздно переросла бы в горячую — со взаимными ядерными «приветами», необратимыми последствиями для всего мира и столь любимым в массовой культуре радиоактивным постапокалипсисом. По мнению 2K Marin, почти так оно и было на самом деле — только власти все скрыли. Противником США в этом конфликте, правда, были не коммунисты, а пришельцы, которые прилетели на Землю с совсем не мирными намерениями. Для борьбы с интервентами, которые по доброй голливудской традиции начали захват планеты именно с Америки, в срочном порядке было реорганизовано титульное Бюро. Хотя изначальной задачей этой секретной службы была борьба с возможным вторжением СССР, теперь Бюро отвечает за тихую межпланетную войну. А что поделать — отчаянные времена требуют отчаянных мер.

Эта история сильно напоминает то, как сама The Bureau: XCOM Declassified добиралась до прилавков: тоже через всяческие тернии, экстренные переделки и тотальный аврал. Если помните, раньше эта игра была чистокровным шутером от первого лица, называлась просто XCOM и позиционировалась как переосмысление классической пошаговой стратегии с тем же именем. После череды издевательских переносов даты выхода и кислых отзывов прессы XCOM едва не провалилась в долгосрочную кому. Однако внезапный успех прошлогодней XCOM: Enemy Unknown (которой мы без всякого сомнения поставили высший балл) доказал, что игру рано сбрасывать со счетов. Теперь это The Bureau: XCOM Declassified — тактический шутер от третьего лица специально для тех, кому в размеренных пошаговых боях Enemy Unknown не хватало динамики, адреналина и истошных криков «Incomi-i-i-ing!».

Вы только не подумайте, что в своем нынешнем состоянии The Bureau представляет собой типичный шутер с укрытиями, который лишь для вида заигрывает с различными тактическими возможностями. Напротив, с этим здесь все серьезно: выбираясь на задания вместе с двумя другими оперативниками, вам придется сильно постараться, чтобы к концу миссии все агенты остались живы. XCOM Declassified не терпит такой пошлости, как бездумный run’n’gun: без умения пользоваться укрытиями и грамотно раздавать приказы тут делать нечего. С первым помогает толковый дизайн уровней, поощряющий трюки вроде обхода с флангов, а со вторым — режим Battle Focus. В нем творящийся на поле боя ад из плазменных гранат пришельцев, потертых винтовок M14 и продырявленных пулями «Кадиллаков» сильно замедляется, а вы получаете возможность в чуть более спокойной обстановке назначить боевые задачи.

Поначалу несколько непривычно видеть знакомых по прошлогодней стратегии сектоидов не с высоты птичьего полета, а в перекрестии снайперского прицела, но вскоре приходит понимание: The Bureau — это все-таки тот самый «умный» XCOM, хоть и несколько облегченный для более широкой аудитории. The Bureau по-честному сложна: пренебрежение режимом Battle Focus, а также поспешные и необдуманные действия здесь решительно караются. Потратили ключевые способности на рядовых пришельцев — и внезапная встреча с тяжеловесом Мутоном оборачивается чем-то трагичным. Сглупили и послали агента под перекрестный огонь — и товарищ падает на землю, истекая кровью. За сослуживцев, кстати, очень скоро начинаешь по-настоящему переживать: после нескольких жарких боев их имена становятся почти родными, и терять проверенных временем агентов жуть как не хочется — совсем как в XCOM: Enemy Unknown.

The Bureau также пытается давить на ваши человеческие чувства с помощью системы диалогов и персонажей с трагическими биографиями, но делает это до обидного примитивно. «Колесо» выбора реплик, перекочевавшее прямиком из Mass Effect здесь смотрится совершенно не к месту, а плохо написанные диалоги лишь только усугубляют ощущения фарса. Вопреки показанному в жутковатых трейлерах XCOM Declassified, по атмосфере это не «Знаки» Найта Шьямалана и даже не «Секретные материалы» — скорее «День независимости», только с фетровыми шляпами и накрахмаленными рубашками, что весьма досадно.

На войне как на войне: чтобы победить захватчиков, люди вынуждены использовать трофейные инопланетные технологии. Что, безусловно, привносит особый шарм ретрофутуризма в The Bureau.

Зато 2K Marin удалось на полную отработать атмосферу тотальной катастрофы, грозящей стереть всю человеческую цивилизацию. В штабе, куда вы попадаете после каждой миссии, день и ночь кипит работа: ученые, служащие, военные, агенты, медсестры — все суетятся, работают над чем-то, а в редкие минуты «перекуров» делятся друг с другом наболевшим. По громкой связи то и дело передают тревожные вести с фронтов — «одноэтажная Америка» систематически рушится под тайным натиском пришельцев. Из-за всего этого даже жалеешь, что по базе нельзя передвигаться спринтерским бегом — спасение мира хочется ускорить до максимума.

Но везде успеть не получится, так что приходится прибегать к агентурной сети. На глобальной карте в штабе то и дело вспыхивают проблемные зоны — задания, на которых должны присутствовать лично вы, или второстепенные миссии, куда можно послать нескольких агентов Бюро. Во втором случае оперативники получают боевой опыт, новые навыки, а также предметы экипировки, так что пользоваться этой возможностью XCOM Declassified нужно как можно чаще. Да и потом: этот ненавязчивый менеджмент не только вносит свои пять копеек в создание ощущения глобального вторжения, но и заставляет вас чувствовать себя главой мощной сверхсекретной организации, стоящей на страже мира — что-то подобное было, например, в Assassin’s Creed II: Brotherhood.

После первой встречи с таким вот зависшим над землей обелиском в вас проснется панический страх перед словом «параллелепипед».

И это, к сожалению, является проблемой The Bureau. В этой статье мы уже не раз сравнивали XCOM Declassified с другими большими играми конкурентов — и неспроста. Правда в том, что 2K Marin не сделала в своей игре ровным счетом ничего по-настоящему оригинального. Разработчики лишь успешно скомпилировали хорошие идеи других студий и заставили их работать на благо The Bureau — как бы банально это ни звучало. Это ни в коем случае не преступление (тем более, что почти все сшито на совесть), но компиляция есть компиляция: The Bureau жутко не хватает мощного стержневого элемента, который вывел бы игру из лиги летних игр по популярной франшизе к чему-то большему. The Bureau здорово расширяет вселенную XCOM и совершенно точно способна скрасить последние дни уходящего сезона, однако грядущий осенний игропад рискует стереть новую игру 2K Marin из вашей памяти быстрее, чем вспышка-забывалка из «Людей в черном». Так что ловите момент.

The Bureau: XCOM Declassified вышла 20 августа на PC, PS3 и Xbox 360. Приобрести игру можно в соответствующих сервисах цифровой дистрибуции (Steam, PlayStation Network, Xbox LIVE) или купить на отдельном диске. Рецензировалась версия для PC.

Система оценок Gmbox.ru

Также по теме

Также по теме